Материальная ответственность водителя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная ответственность водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Выделяем случаи полной материальной ответственности
Обязательные условия наступления материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба перечислены в ст. 243 ТК РФ и расширительному толкованию не подлежат. Это случаи:
- когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей;
- когда в трудовом договоре заместителя руководителя организации, главного бухгалтера есть об этом условие.
Всегда ли работник виноват в ущербе?
Материальная ответственность работника возникает, только если в причинении ущерба есть его вина – умышленная или по неосторожности. Под умышленным вредом понимают осознанные направленные действия работника на причинение ущерба работодателю, а под неосторожностью – действия работника, последствия которых он не осознавал, хотя и должен был.
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ).
Что можно понимать под нормальным хозяйственным риском? Его толкование приводится в постановлении Пленума ВС РФ от 16.11.06 № 52. Это действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, при этом работник надлежащим образом выполнил свои должностные обязанности, проявил заботливость и осмотрительность, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.
Зачем нужен договор о полной материальной ответственности работника
Сотрудники отвечают за ущерб даже без договора. Устроили человека на работу — он обязан не вредить и быть внимательным по ст. 232 ТК РФ.
Это ограниченная материальная ответственность. Ограниченная — потому что сотрудник отвечает в пределах среднего заработка по ст. 241 ТК РФ. Если он угробит автомобиль компании ценой 1 млн, спросить с него можно только небольшую часть суммы.
Мастер пролил клей на десять рулонов дизайнерских обоев. На обои ушло 30 000 ₽, а зарплата мастера 20 000 ₽. Значит, работодатель выложит 10 000 ₽ из своего кармана.
В ст. 243 ТК РФ есть исключения. Если сотрудник причинил ущерб в пьяном виде, патихардил или воровал, он всё равно платит полную сумму. Но возникает другая проблема: доказать, что он действительно был пьян или что своровал именно он.
Как оформить договор о полной материальной ответственности
Договоры о материальной ответственности бывают индивидуальные и коллективные (бригадные).
Коллективные — когда люди работают вместе и невозможно понять, с кого спрашивать. Например, на складе работает три человека. Предприниматель проводил ежемесячную инвентаризацию и обнаружил, что 5 коробок с туфлями пропали. Каждый сотрудник заплатит треть.
По коллективному договору действует презумпция виновности. По умолчанию работник виноват, но он может доказать обратное — ст. 245 ТК РФ. Например, он не заходил на склад целый месяц, а при прошлой инвентаризации туфли были на месте. Тогда взыскивать деньги не за что.
Как ввести коллективную ответственность:
- Издать приказ.
- Попросить сотрудников подписать договор.
- Назначить руководителя «бригады».
Заключение необходимых соглашений
При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.
Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.
Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.
Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:
- Трудовой контракт;
- Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
- Должностная инструкция.
Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..
Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:
- Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
- Расторгнуть трудовые отношения;
- Предложить другую должность.
Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме
Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.
Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:
- истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
- сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
- работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
- им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.
В задачи, исполняемые водителем, входит:
- сохранение вверенного автомобиля и перевозимого груза в целости;
- слежение за своей физической профпригодностью путём своевременного прохождения медкомиссии;
- поддержание действующей диагностической карты путем, проходя технический осмотр автомобиля;
- ведение путевых листов;
- контроль проведения работ по погрузке и разбору грузов;
- оформление документации по приему и сдаче груза;
- транспортировка груза с учётом правил его перевозки и хранения;
- поддержание ТС в требуемом гигиеническом состоянии;
- оперативная передача руководителю данных о любых непредвиденных ситуациях, с которыми пришлось столкнуться во время выполнения обязанностей;
- заправлять транспорт необходимым топливом;
- принимать с предварительной проверкой состояния автомобиля перед сменой и сдавать его после рейса;
- осуществлять небольшой текущий ремонт, не требующий разборки деталей, при возникновении технических неполадок на линии.
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. У держать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Стоит ли заключать договор полной материальной ответственности водителя за автомобиль?
Согласно ст. 241 ТК РФ сумма, которую трудящийся может выплатить своему нанимателю, не может быть больше его среднемесячного дохода (за исключением случаев, когда он привлекается к полной материальной ответственности). Договор же полной материальной ответственности (т. е. такой, при которой у трудящегося возникает обязанность компенсации понесенных работодателем убытков в размере 100%), согласно ст. 243 ТК РФ, может быть заключен лишь с заместителем директора компании, главным бухгалтером, а также с некоторыми другими сотрудниками — перечень таких профессий установлен на федеральном уровне постановлением Минтруда РФ «Об утверждении перечней…» от 31.12.2002 № 85.
Из положений данного документа следует, что такое соглашение может быть подписано с лицом, ответственным за транспортировку ценных предметов (например, инкассатором или экспедитором по перевозке, в том числе почтовых отправлений и багажа). При этом очевидно, что сам автомобиль к транспортируемым ценностям не относится. Это значит, что возлагать на водителя полную ответственность за автомобиль, на котором он осуществляет перевозки, работодатель не вправе.
Также случаи, в которых на работника возлагается обязанность по выплате компенсации в полном объеме (в частности, к ним относится причинение ущерба на основании умысла или в состоянии наркотического, алкогольного или иного опьянения), описаны в пп. 1–8 ст. 243 ТК РФ. Однако в рассмотренных там ситуациях не требуется заключение договора о полной материальной ответственности, так как она наступает в силу закона.
***
Итак, так как должность водителя не входит в перечень профессий, с которыми работодатель вправе заключать договор о полной материальной ответственности, взыскать ущерб за поврежденный или уничтоженный им автомобиль в размере 100% не получится (перечень исключений из этого правила устанавливает Трудовой кодекс). В связи с этим заключать договор о материальной ответственности с водителем не имеет смысла, поскольку такая ответственность наступает в силу закона, а не договора.
Когда водитель полностью отвечает за ущерб
В соглашении о материальной ответственности водителя грузовика содержаться пункты о предмете транспортировки: количество, качество, наименование товарно-материальных ценностей, упаковка, требования, обеспечивающие безопасную перевозку. Проверка признаков на предмет соответствия происходит в момент передачи, что подтверждается ТТН, актами, другими документами. Для водителей, незаключивших такой договор, полная материальная ответственность будет наступать в соответствии с нормами ст. 243 Трудового кодекса РФ:
- недостача материальных ценностей;
- умышленное причинение материального вреда;
- совершение административного уголовного правонарушения;
- причинение убытков в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
- при самовольном использовании транспортного средства после окончания рабочего дня.
В таких случаях сумма ущерба подлежит взысканию в полном размере, даже если с сотрудником не был заключён договор.
Возмещение ущерба происходит на основании служебного расследования. Удержать сумму, не превышающую среднемесячный заработок, можно без судебного разбирательства. Внутреннее расследование должно быть завершено в течение месяца. Если сроки нарушены, ущерб может быть взыскан исключительно в судебном порядке.
Стороны Договора о полной индивидуальной материальной ответственности:
Сторонами Договора о полной индивидуальной материальной ответственности являются Работодатель и Работник, соответствующие ниже перечисленным условиям:
- Работодатель – лицо (физическое или юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель), с которым Работник состоит в трудовых отношениях;
- Работник — дееспособное физическое лицо, действующее лично, или ограниченно дееспособное лицо, действующее с согласия законного представителя: состоящее в трудовых отношениях с Работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору;
- достигшее возраста 18 лет;
- выполняющее работу, связанную с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием имущества и ценностей Работодателя или третьих лиц, связанных с Работодателем.
Учитывая, что возникновение трудовых отношений с такими Работниками, как оралманы, беженцы и иностранные работники, имеющие разрешение на трудоустройство, носит, как правило, единичный характер, в представленном Договоре о полной индивидуальной материальной ответственности такие категории Работников не представлены.
Не «вверенное», а «используемое»
Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).
На заметку
Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.
Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.
Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.