Что такое принудительный труд?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое принудительный труд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.
Статья 4 ТК РФ. Запрещение принудительного труда
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.
Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности, из УК РФ исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядство).
Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающее значение такого запрета для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международным правовым актам: Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Конвенциям МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957).
В отличие от КЗоТ, ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение понятия принудительного труда, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ N 29.
Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международными правовыми нормами. Комментируемая статья определяет, что к принудительному труду относится работа, выполняемая работником под угрозой наказания, хотя в соответствии с ТК или иными федеральными законами он может от нее отказаться. К таким случаям отказа относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в т.ч. вследствие необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Расширение понятия принудительного труда усиливает гарантии соблюдения трудовых прав работников, дает им право приостановить выполнение своих трудовых обязанностей (ст. 142 ТК) или отказаться от такой работы (ст. 379 ТК).
Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.
Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу может быть принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу (Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). Работа в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы не может квалифицироваться как принудительный труд.
Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Трудовой кодекс не относит также к принудительному труду работу, выполняемую в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения).
Ответственность за принудительный труд
Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.
В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.
Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.
Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.
Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.
В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.
Комментарий к ст. 4 TК РФ
1. Запрещение принудительного труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК), основанным на общепризнанных нормах международного права и конституционной норме, устанавливающей принцип свободы труда (ст. 37 Конституции РФ).
2. Определение в ТК принудительного труда соответствует положениям конвенций МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).
3. В то же время ТК расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно-правовыми нормами, включив дополнительно в это понятие выполнение работы при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере, необеспечении работника средствами индивидуальной или коллективной защиты, угрозе жизни или здоровью работника.
4. Исчерпывающий в ТК перечень случаев, когда привлечение к труду не является принудительным, соответствует положениям Конвенции МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.).
См. также комментарий к ст. ст. 142, 220, 379 ТК.
Является ли низкая зарплата ПР?
Многие ошибочно считают, что принудительный труд – это низкая зарплата и неудовлетворительные условия труда. Здесь важно провести чёткую границу между нарушением права и неблагоприятными условиями для успешной деятельности. В случае низкой оплаты труда у человека всегда присутствует право выбора: уволиться или продолжать работу в определённом месте. По независящим от него причинам, например из-за отсутствия альтернативы, работник продолжает дарить результаты своего труда той или иной компании.
К принудительному труду относится грубое нарушение прав человека, ограничение его свобод, провозглашённых законодательством. Данный вопрос целиком и полностью относится к современным международным проблемам рабства, крепостной зависимости, а также долговой кабалы.
Достаточно часто, чтобы не подпадать под нормы ответственностью, работодатели используют различные приемы, с помощью которых вынуждают сотрудников выполнять необходимые для них действия. Поэтому чтобы разобраться должны ли граждане выполнять те или иные функции, рассмотрим наиболее распространенные виды принуждения к трудовой деятельности. Условно их можно разделить на несколько простых категорий:
Категория | Описание |
Прямое принуждение | В этом случае стиль принуждения четко прослеживается в причинно-следственной связи и последующих последствиях. Обычно проявляется в ультимативной форме, когда сотрудник ставится перед фактом – либо он выполняет конкретное задание. Либо будет за это наказан (лишение части вознаграждения, дисциплинарное взыскание, увольнение с работы). Тут важно понимать, что не будет считаться принуждением требование работодателя выполнить предусмотренные трудовым соглашением функции во время рабочего дня. К примеру, если секретаря заставят регистрировать корреспонденцию и отвечать на телефонные звонки – это его работа. А вот сервировка стола руководителю во время какого-либо праздника – это уже принуждение. |
Косвенное принуждение | В таких случаях прямых призывов к действию не поступает. Но вместе с этим со стороны руководителя поощряется определенная «инициатива», которая выходит за рамки предусмотренных трудовым соглашением действий. Работнику как бы намекают, что он не будет получать повышенной оплаты и расположения руководства, пока не изменит стиль своего поведения. Это может проявляться в стимулировании сотрудника работать сверхурочно, в опасных и вредных условиях без надлежащей защиты и другие подобные моменты. Иногда при одинаковых должностях сотрудникам в рабочих инструкциях устанавливают различный уровень функциональной нагрузки без изменения оплаты труда. |
Скрытое принуждение | Обычно такие случаи проявляются по отношению к инакомыслящим, лицам противоположного пола, гражданам с иными политическими или религиозными взглядами. Определить, что перед вами факт принуждения можно только если рассматривать деятельность отдельного подразделения или коллектива целиком. Часто администрация не нарушает каких-либо норм должностных или рабочих инструкций. Как пример, сотрудники занимают одинаковые должности и имеют идентичную оплату своего труда. Но «отщепенцу» приходится выполнять в полтора–два раза больше работе, чем всем остальным его коллегам. Либо же женщину заставляют выполнять работу наравне со взрослыми и крепкими мужиками. |
Помните, если трудовая деятельность выполняется на грани ваших физиологических возможностей, когда другие сотрудники на аналогичных должностях особо не перетруждаются – налицо принуждение к труду.
Использование рабского труда
1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
- а) в отношении двух или более лиц;
- б) в отношении несовершеннолетнего;
- в) лицом с использованием своего служебного положения;
- г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;
- д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.
Спрашиваем и отвечаем по статье 4 ТК
Считается ли работа, за которую работодатель задерживает выплаты, имеющей принудительный характер?
Да, в соответствии со статьёй 4 ТК. Принуждение к ней работодателем не допускается, и сотрудник может вовсе отказаться от этой работы или приостановить её выполнение (статьи 142 и 379 ТК). Однако на практике есть ряд тонкостей по отказу или приостановке работы. Так, по ст. 142 ТК сотрудник имеет право приостановить подобную работу, но лишь после того, как сообщил об этом нанимателю в письменном виде, а также при условии, что зарплата задерживается на срок свыше 15 дней. Также подчёркивается, что госслужащие не вправе приостанавливать свою деятельность в данной ситуации. Налицо коллизия по приостановке работы, если задержка зарплаты менее 15 дней.
На какие правовые положения опирается статья 4 ТК?
Если говорить о международном законодательстве, то базой для этой статьи являются Конвенции МОТ № 29 и № 105, а также Международные пакты ООН о правах граждан от 1966 года. Эти правовые акты были ратифицированы в надлежащем порядке ещё при СССР. Также соответствующие положения содержатся в иных международных актах – Европейской конвенции о правах и свободах от 1950 года и т.д. В России в ст. 37 Конституции специально подчёркивается свободный характер труда и содержится прямой запрет на принуждение к нему.
Какая ответственность положена нанимателю за нарушение им статьи 4 ТК?
В первую очередь речь идёт об административной ответственности по ст. 5.27 КоАП. По этой статье положены штрафы от одной до пяти тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц. В более тяжёлых формах речь может идти и о применении ст. 127.2 УК, по которой полагается весьма значительное наказание: сроки по обычным случаям до 5 лет, а с отягчающими обстоятельствами – до 15.
Как положения о принудительном труде применяются при увольнении сотрудника?
Работодатель не может отказать сотруднику в увольнении, если тот надлежащим образом оформил своё решение. Ведь в данной ситуации будет нарушена не только статья 4 ТК, но и статья 37 Конституции РФ. Исключения, указанные в ст. 4 ТК, касаются военнослужащих, периодов чрезвычайных ситуаций и т.д.
Кому и за что могут быть назначены?
На практике основная доля правонарушителей, которых приговаривают к принудительным работам – это злостные неплательщики алиментов на несовершеннолетних детей.
Как правило, это происходит по следующему плану действий:
- При открытии исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам, сотрудники службу судебных приставов регулярно пересылают в прокуратуру данные о злостном неплательщике;
- Как только размер долга по алиментам превышает максимально допустимый порок, прокуратура начинает возбуждение уголовного дела и привлекает потерпевшего получателя алиментов.
- Далее должнику предлагается альтернатива: или погасить долг по алиментам в кратчайшие сроки, или быть приговоренным к принудительным работам, оплата которых почти в полном объеме будет переводиться на счет потерпевшей стороны.
Однако в срок принудительных работ будет причислен период, который осужденный находился под стражей или конвоем.
Никто не застрахован от того, что по каким-то причинам ему придется украсть чужую вещь или нанести легкий вред здоровью другого человека. Ситуации в жизни бывают разные, а в роли преступника, к сожалению, оказываются добропорядочные граждане, которые были вынуждены защищать себя, но просто «перегнули палку».
Поэтому за впервые совершенное преступление средней тяжести или просто преступление малой тяжести, по нормам морали несправедливо отправлять людей за решетку в колонию к преступникам и рецидивистам. По этим соображениям законодатели РФ и ввели исправительные работы как вид уголовного наказания, представляющий собой альтернативу лишения свободы. Срок принудительных работ составляет от 2 месяцев до 5 лет. Однако в России существует ряд категорий лиц, которым принудительные работы не назначаются.
Однако в России практика приговора к принудительным работам еще не набрала обороты, поскольку по мнению большинства принуждение к работе — неэффективный и дорогостоящий для государства способ наказания.
— Принудительный труд используется во многих странах. Почему для исследования МОТ была выбрана Россия?
— По двум причинам. В первую очередь это то, что Международная организация труда и моя программа в частности в последнее время уделяют все больше внимания так называемым новым формам принудительного труда. Глобализация, растущая поляризация мира, все увеличивающаяся разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах приводят к росту противоречий в современной международной миграции. Индустриально развитые страны заинтересованы в дешевом труде мигрантов, для них же самые тяжелые условия, в которые они попадают, — это все же лучше того, что они имели дома. Это их единственное спасение от нищеты, и они готовы подстраиваться под любые запросы и любые условия работодателя. Складывается миграционный режим, который поддерживает и обслуживает глобальный экономический порядок. Но одновременно это серьезный вызов для государств с либерально-демократической системой ценностей. Вот почему для изучения этих процессов (а изучив, можно понять, как с ними бороться) мы выбрали «страны назначения», принимающие мигрантов, — Германию, Францию, США, Великобританию, Японию. И Россия тоже вошла в этот список.
Вторая причина — более позитивная. Мы не просто исследуем происходящее. Наша программа направлена на оказание конкретной технической помощи в борьбе государств с нелегальной миграцией и торговлей людьми. Два дня назад я получил подтверждение, что у нас будут ресурсы для проведения проекта в странах, отправляющих и принимающих мигрантов, — это Россия, Узбекистан и Таджикистан. Проект предусматривает предотвращение работорговли нелегальными мигрантами и их реабилитацию. Федеральная миграционная служба подтвердила нам свою заинтересованность в осуществлении такого проекта.
— Но Россия выступает в роли не только принимающей страны, мы сами поставляем нелегальную рабочую силу в развитые страны и выступаем в роли транзитного государства. Эти особенности как-то учитываются?
— Мы только что закончили исследования в Венгрии, которая так же, как и Россия, и принимает, и поставляет мигрантов. Мы также работали в Румынии, Молдове, Албании, Украине. Но я согласен, что ситуация в России гораздо более сложная и разноплановая. Нам предстоит еще многое обсудить с нашими партнерами — государственными органами, миграционной службой, Министерством внутренних дел, Министерством труда и социального развития, — чтобы выработать конкретную программу действий. Кроме того, мы заинтересованы в сотрудничестве с объединениями работодателей, чтобы понять механизмы использования ими нелегальной рабочей силы и научиться регулировать эти процессы. Очевидно, будет создана рабочая группа, которая подготовит национальную программу по борьбе с торговлей людьми, основываясь на выводах проведенного исследования.
— Как вы оцениваете российское законодательство с точки зрения обеспечения возможности предотвращения рабского труда и торговли людьми?
— Сегодня в России действуют в основном лишь ограничительные меры в отношении нелегальной миграции. Но чем жестче миграционные барьеры, тем больше мигрантов оказываются в положении нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть, а гарантий достойного труда и соблюдения элементарных прав человека нет. С введением в Уголовный кодекс РФ в декабре прошлого года положений об ответственности за использование рабского труда и торговлю людьми сделан первый шаг к пониманию, что отвечать перед законом в первую очередь должны работодатели, использующие рабский труд, а также «черные вербовщики», занимающиеся поставкой в страну нелегальной рабочей силы. Пока же результаты исследования говорят, что в России приходится чаще сталкиваться с толерантным отношением власти и общества к эксплуатации человека.
— Какие меры используются в других странах?
— Мы плотно работаем с Бразилией. В качестве примера могу сказать, что Президент Бразилии господин Лула да Силва одобрил национальный план по борьбе с использованием рабского труда. В частности, в стране создаются многочисленные мобильные бригады по выявлению случаев работорговли и рабского труда. Одобрен также проект закона, по которому владельцы земли, использующие принудительный труд, могут просто лишиться своей земли — она будет конфискована.
Соединенные Штаты в 2000 году приняли акт о защите жертв торговли людьми, и президент Буш создал специальную межправительственную группу, занимающуюся решением этой проблемы. Кстати, количество случаев использования принудительного труда в США и России примерно одинаково.
Законодательство несовершенно не только в России. К сожалению, до сих пор большинство стран под понятием «торговля людьми» понимает исключительно сексуальную эксплуатацию. На самом деле рабский труд в той же России, как показало исследование, используется в строительстве, сельском хозяйстве, развлекательном бизнесе, рыночной торговле. Но и в России, и в других странах законы не дают возможность начать судебное преследование работодателей, использующих принудительный труд. Самый свежий пример. В Великобритании в январе этого года умерли 25 нелегальных мигрантов из Китая. Полиция пыталась начать уголовное преследование. Однако передать дело в суд будет очень сложно, потому что в Объединенном Королевстве нет законодательных актов, предусматривающих ответственность за случившееся.
— В последнее время в России, в частности в Москве, было несколько случаев «показательной» депортации нелегальных мигрантов. При этом хозяева, у которых они работали и жили, не пострадали ни морально, ни материально. Как вы считаете — эффективны ли подобные меры?
— Абсолютно не эффективны. Ясно, что увидев такую безнаказанность, работодатели и дальше будут спокойно прибегать к использованию нелегалов в качестве практически бесплатной и совершенно бесправной рабочей силы. Выслали одних, причем с ними, как я понимаю, никто не расплатился — можно набирать других. От подобных мер лишь усиливается общий уровень незащищенности мигрантов. Общаясь с представителями российских властных структур — Министерства труда, Министерства иностранных дел, в частности, — я почувствовал, что взгляды и подходы их к вопросу об ответственности за использование принудительного труда постепенно меняются, они готовы призвать к ответственности работодателей. Но одного желания мало. Нужны законы.
— Ваши исследования в четырех регионах страны показали практически тотальную коррумпированность госструктур, занимающихся трудовой миграцией. Полагаю, что и в остальных ситуация не лучше. Возможно ли вообще что-то сделать в таких условиях?
Полагаю, чем больше политической воли будет проявлено, тем проще будет справиться с этой проблемой.
Кто ответит за принуждение к труду?
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 4
КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ?
По мнению автора статьи, вопросы привлечения к ответственности лиц, использующих принудительный труд, фактически выведены из сферы государственного регулирования. Как распределяется ответственность, на кого она возлагается, что следует изменить в действующем законодательстве, читайте в материале.
Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правовой системы, частью механизма реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений, одной из важнейших гарантий реализации этих прав и обязанностей [1, с. 15]. Вместе с тем вопросы, связанные с пониманием юридической ответственности, являются дискуссионными в теории права.
Понятие юридической ответственности
При раскрытии сущности юридической ответственности прежде всего необходимо отметить ее социальный характер, т. к. возникает она, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами.
При этом юридическая ответственность как вид социальной ответственности с объективной стороны отражает общественную природу человека и регуляцию общественных отношений социальными нормами, а с субъективной стороны она характеризуется свободой воли человека [2, с. 215].
В науке при исследовании вопроса юридической ответственности выделяют два подхода. Первый подход соотносит юридическую ответственность с правонарушением, понимая ее только в негативном аспекте. Так, И. С. Самощенко и М. Х.
Фарукшин рассматривают юридическую ответственность как последствие правонарушения, как ответственность за прошлое, за совершенное противоправное деяние [3, с. 43].
Следовательно, согласно этому подходу юридическая ответственность — это обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения, и, пока человек надлежаще выполняет свои обязанности, ответственности он не несет.
Второй подход предполагает, что юридическая ответственность — это целостное явление, имеющее различные формы реализации, сориентированное не только на прошлое, но и настоящее и будущее поведение субъекта, соответственно, рассматривается она как в негативном, так и в позитивном аспектах. Так, П. Е.
Недбайло считает, что «у человека возникает ответственность уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей, а не только тогда, когда он их не выполнит или станет действовать вопреки им» [4, с. 52]. Известный ученый М. С.
Строгович отмечал, что «юридическая ответственность определяется со стороны позитивной и негативной — как одобрение, награда за выполнение своего долга и как осуждение, взыскание, наказание за неисполнение своего долга, за неисполнение своих обязанностей» [5, с. 73]. О. В.
Смирнов утверждает, что «уже само закрепление в правовых нормативных актах обязанностей наемных работников и предпринимателей-работодателей предполагает позитивную ответственность за их выполнение» [6, с. 77].
Отдельные ученые понимают юридическую ответственность как обязанность дать отчет в своих действиях. При этом Б. Т. Базылев считает, что юридическая ответственность — это «обязанность субъекта общественной жизни действовать в соответствии с требованиями правовых норм» [7, с. 26].
Некоторые исследователи определяют юридическую ответственность через категорию правоотношения. Так, И. Н.
Сенякин полагает, что «юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» [8, с. 447].
Выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную.
Принудительный труд: что должен помнить работодатель / Читайте статьи журнала Директор по персоналу
Принудительный труд в России запрещен, что зачастую приводит к возникновению споров, ведь под определение попадают ситуации, с которыми нередко можно столкнуться на производстве. Что не обязаны делать сотрудники — читайте в статье.
Принудительный труд включает в себя работу, которую заставляют выполнять сотрудника против его воли, опираясь на основания, запрещенные Конституцией и Трудовым кодексом. Несмотря на то, что такие ситуации часто возникают в организациях, они не относятся к числу широко обсуждаемых. Но в профессиональном сообществе сложилось четкое представление о данной проблеме.
Скачайте документы по теме:
Понятие принудительного труда несколько размыто, поэтому каждый его понимает по-своему. Существует множество определений, которые сгруппированы экспертами в зависимости от ключевых элементов. Исходя из этого можно судить о том, что данная ситуация воспринимается как реальная, а не выступает в роли теоретической концепции. Ключевое слово, характеризующее определение, — «насилие».
The article examines the question of forced labor, of forced labor and its legal regulation at the national and international levels, as well as the relationship between the concepts «slavery» and «forced labor».
Keywords: forced labor, the ILO Convention, the prohibition of forced labor, slavery, nonpayment of wages, refusal to work, slavery
«Зачатки» кабальных отношений были заложены ещё в Древней Руси.К числу причин данного явления можно отнести социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения.
С 1497 года по 1767 г. проходило закрепощение крестьян. Более трехсот лет множество людей на всей территории нашей страны жили под гнетом принудительного труда.
И только в 1861 году Манифестом Александра II было отменено крепостное право.
Существование принудительного труда, является одной из самых сложнейших и важных проблем на сегодняшний день.
В XXI веке запрещение и ликвидация принуждения к труду не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой способов противодействия против эксплуатации человека человеком.
Однако, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной.
С принятием ТрудовогокодексаРоссийской Федерации существенно изменились положения, регулирующие трудовые отношения, а также способы разрешения возникающих при этом разногласий и споров.
Впервые в нормах трудового законодательства Российской Федерации запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
- Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст.4) принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- − в целях поддержания трудовой дисциплины;
- − в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
- − в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- − в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- − в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
- При этом, принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Определение принудительного труда в ТК РФ соответствует определению, данному в Конвенции МОТ № 29 1 (далее — Конвенция № 29), в которой сказано, что «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Российское законодательство использует только один их двух терминов, обозначенных в данной Конвенции: принудительный труд. Кроме того, в Конвенции указано наличие совокупности двух условий принудительного или обязательного труда: работа (служба) под угрозой какого-либо наказания и работа (служба) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с ТК РФ для признания труда принудительным, достаточно только одного условия: угроза наказания.
В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами работник имеет право отказаться от работы не только в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты), но и при нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Таким образом, не только невыплата заработной платы, но и частичная ее невыплата, считаются принудительным трудом. Отказ от работы относится к случаям самозащиты работником своих прав.
В Конвенции МОТ имеется перечень (виды) работ, которые не считаются принудительным или обязательным трудом. Данный перечень не совпадает с перечнем в ст.4 ТК РФ. В Конвенции он содержит 5 видов, а в ст.4 ТК РФ — 4 вида. В ТК РФ не предусмотрены следующие виды труда, которые относятся к исключениям, т. е.
допускаются, не смотря на принудительный характер: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера. Хотя эти виды работ не указаны в ТК РФ (ст.
4), но они имеют юридическую силу для нашей страны, потому что Конвенция МОТ ратифицирована.
Другая Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 2 (далее — Конвенция № 105) указывает на обязанности членов МОТ «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:
- в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве средства наказания за участие в забастовках;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания». Конвенция № 105 ратифицирована Россией.
Ученые отмечают 3, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.
Обращает на себя внимание тот факт, что проходит значительный промежуток времени между принятием Конвенции и ее ратификацией Россией. Так, Конвенция № 29 была принята МОТ 28 июня 1930г., ратифицирована СССР и вступила в силу для СССР с 23 июня 1957 г. 4, а Конвенция № 105 была принята МОТ 25 июня 1957 г., а ратифицирована Россией 23.03.1998 г. 5
Если говорить о причинах появления и распространения принудительного труда в России, то можно выделить две основные причины.
Одна из причин — это экономический кризис в стране. Если раньше россиянам хватало заработка, то теперь, в период кризиса, им приходится ездить на заработки в другие части страны. За «большими деньгами» люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного.
Вторая причина- международные конфликты и нестабильность в ряде стран СНГ из-за чего большое количество трудовых мигрантов едет в Россию, не зная трудового российского законодательства и русского языка. Недобросовестные работодателя используют их труд без выплаты соответствующей зарплаты, нарушая требования охраны труда и т. д.
- Можно выделить ряд признаков, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:
- − физическое насилие,
- − психологическое насилие,
- − ограничение свободы,
Как пишет исследователь темы — доктор исторических наук, профессор, член Ученого совета Института истории Российской академии наук Сергей КРАСИЛЬНИКОВ, во второй половине 1929 г. началось быстрое формирование сети исправительно-трудовых лагерей ОГПУ и исправительно-трудовых колоний НКВД республик. С 1930 г. в процессе принудительной коллективизации стали создаваться спецпоселения для выселенных крестьян. Однако для форсированной индустриализации требовалось изыскать и другие способы мобилизации трудовых ресурсов, не связанные с лишением свободы и отвлечением значительных средств на создание специальной лагерно-комендатурной инфраструктуры. Один из способов был уже известен — тылоополчение. Организация призыва в тыловое ополчение возлагалась не на военные органы, а на НКВД. Но в конце 1930 г. оно перешло в ведение наркомата труда (НКТ) СССР, который распределял тылоополченцев между наркоматами и ведомствами экономического профиля: Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ), наркомат путей сообщения (НКПС) и Цудортранс (Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта). Части тылового ополчения выполняли работы оборонно-стратегического назначения в течение трех лет. После упразднения в 1933 г. наркомата труда части тылового ополчения перешли в ведение наркомата по военным и морским делам (НКВМ). 20 февраля 1937 г. они были переформированы в строительные части РККА.
В каких случаях принудительный труд разрешен в РФ, а когда запрещен
Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.
В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.
Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.
Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.
Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.
В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.
Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.
Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности, из УК РФ исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядство).
Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающее значение такого запрета для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международным правовым актам: Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Конвенциям МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957).
В отличие от КЗоТ, ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение понятия принудительного труда, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ N 29.
Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международными правовыми нормами. Комментируемая статья определяет, что к принудительному труду относится работа, выполняемая работником под угрозой наказания, хотя в соответствии с ТК или иными федеральными законами он может от нее отказаться. К таким случаям отказа относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в т.ч. вследствие необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Расширение понятия принудительного труда усиливает гарантии соблюдения трудовых прав работников, дает им право приостановить выполнение своих трудовых обязанностей (ст. 142 ТК) или отказаться от такой работы (ст. 379 ТК).
Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.
Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу может быть принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу (Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). Работа в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы не может квалифицироваться как принудительный труд.
Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Трудовой кодекс не относит также к принудительному труду работу, выполняемую в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения).
Не считаются принудительным трудом работы в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда. Такие работы выполняются при осуждении к исправительным работам (гл. 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» УИК РФ) и к лишению свободы. Статья 103 УИК РФ предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
Какие работы не относятся к принудительному труду
Конвенция МОТ №29 определяет также и те работы, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. Другими словами, допускаются случаи, когда обстоятельства вынуждают работодателей заставлять сотрудников выполнять работу, которая может быть приравнена к принудительной, но таковой не является. Это следующие виды работ:
- работа, которая должна быть выполнена в связи с воинской службой или воинскими обязанностями;
- работа, выполнение которой осуществляется во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств;
- работа, которая выполняется по приговору суда.
Этот список законодатель сделал исчерпывающим, то есть работодатель не имеет права вносить в него какие-либо изменения и принуждать сотрудников к труду под предлогом крайней необходимости. Существует также ряд ограничений, позволяющих принуждать работников к труду.
В первую очередь это касается выполнения своих обязанностей во время чрезвычайных обстоятельств, военного положения и т. д. Это длительность работ, а также профессиональные, медицинские и возрастные ограничения. Кроме этого, Трудовой кодекс содержит нормы, указывающие на сроки, в течение которых работа при невыплаченной заработной плате не может быть приравнена к принудительной.