Обжалование представлений прокурора как эффективная защита законного интереса
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование представлений прокурора как эффективная защита законного интереса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394, вынесенное по вопросу возможности обжалования представлений прокурора в арбитражных судах, расширило сферу судебной защиты, реабилитировав право на судебную защиту.
Поскольку значимость данного Определения прежде всего заключается в толковании процессуального закона, мы здесь коротко опишем только процессуальную составляющую данного дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Регион» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о признании недействительным представления и.о. прокурора г. Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015.
В суде первой инстанции прокуратура Ставропольского края заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, указывая, что представление прокурора не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; оспариваемым представлением не были каким-либо образом затронуты права общества, касающиеся его предпринимательской деятельности, оно не повлекло каких-либо последствий и не породило обязательств для данной организации.
Решением суда первой инстанции от 21 апреля 2016 г. представление и.о. прокурора города Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015 признано недействительным. Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 46, 52, 53, 120 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 марта 2015 г. N 110-О, Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказал. При этом суд исходил из того, что требование, содержащееся в представлении прокурора, подлежит безусловному исполнению лицом, к которому это требование обращено, а само представление прокурора является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном положениями гл. 24 АПК РФ.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 27, п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, а также исходил из взаимосвязанных положений ст. 21, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 28 сентября 2016 г. оставил в силе Постановление суда апелляционной инстанции, согласившись с выводами о неподведомственности спора арбитражному суду.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций.
Судебная коллегия указала, что «в силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и иные законные интересы заявителя ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц».
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 названного Закона).
Ответ на представление прокурора
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: «. для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа . об устранении нарушений жилищного законодательства от . года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «. «: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «. » нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «. «.
Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.
В каких случаях можно обжаловать протест прокурора
Условия, при которых можно обратиться в суд, зависят от того, в какой именно суд — арбитражный или общей юрисдикции — вы будете обращаться.
Для обжалования протеста в арбитражном суде в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, необходимо наличие следующих условий, а именно (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ):
1) протест не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) протест нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия в данной сфере, незаконно возлагает на организацию какие-либо обязанности.
Если протест обжалуется в суде общей юрисдикции в порядке гл. 22 КАС РФ, то необходимо наличие следующих условий: протест нарушает или оспаривает ваши права, свободы и законные интересы, создает препятствия к их осуществлению или незаконно возлагает на вас какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Вне зависимости от того, в какой суд вы пойдете обжаловать протест, для положительного результата вам нужно будет доказать, что акт, в отношении которого прокурор вынес протест, не нарушает положений законодательства.
В противном случае вам откажут в признании протеста недействительным (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.04.2016 N 33а-7243/2016 по делу N 2а-13313/2015).
Какие документы нужно приложить к заявлению об обжаловании протеста прокурора
Если вы подаете административное исковое заявление в суд общей юрисдикции, то к заявлению нужно приложить ряд документов, а именно (ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ).
• уведомления о вручении и иные документы, подтверждающие вручение прокурору копий заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют. Если вы не направите ему документы, то предоставьте в суд копии для него (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документ об уплате госпошлины (п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования. В первую очередь это сам протест прокурора (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя организации, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
Учтите, что если участвовать в деле от лица организации будет, например, ее директор, то к заявлению не обязательно прикладывать документы о наличии у него высшего юридического образования (ч. 5 ст. 54, п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
Если заявление подается в арбитражный суд, то перечень прилагаемых документов будет немного отличаться (ч. 2 ст. 199 АПК РФ). Рекомендуем ориентироваться на перечень документов, прилагаемых к заявлению об оспаривании представления прокурора. Подробнее о них смотрите в отдельном материале.
Жалоба на ответ прокуратуры вышестоящему прокурору, образец которой представлен ниже, должна быть рассмотрена в срок не более 30 дней. Это предусмотрено требованиями ст. 5 Приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года. Такой порядок касается всех обращений граждан (не только жалоб на ответ прокурора).
Отсчет времени, предусмотренный инструкцией, начинается с момента регистрации обращения. Если не требуется дополнительная проверка информации, изложенной в жалобе, срок рассмотрения сокращается в 2 раза и составляет 15 дней.
Инструкцией также предусмотрены сокращенные сроки, если дело требует неотлагательной реакции вышестоящего органа. В этом случае ответ должен быть подготовлен и направлен в адрес заявителя в срок от 3 до 10 дней. Если человек ошибается и направляет обращение не по адресу, то такой документ не возвращается, а перенаправляется нужному получателю. Это органы прокуратуры должны сделать в течение 7 дней с момента получения жалобы.
В сложных ситуациях, когда требуется дополнительная проверка или уточнение фактов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Порядок процесса обжалования решения прокурора
Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.
Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно. Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения. При проверке могут быть задействованы все правовые институты.
Обязанности прокурора
Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре.
Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий:
- осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
- осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
- рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).
Обжалование представления прокуратуры
Порядок обжалования представления прокурора
Основания для отмены представления
Оспаривание требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности
Требования к исковому заявлению
Образец искового заявления об отмене представления прокурора
Справочная информация для подачи искового заявления об обжаловании представления прокурора
Представление прокурора является одним из актов прокурорского реагирования, который прокурор вправе принимать в ходе проверки. Представление вносится в организацию в целях устранения выявленных нарушений закона. Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Подробнее об основаниях внесения представления, а также о правилах его рассмотрения можно прочитать в статье по ссылке.
Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Важно. О результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Даже если представление обжалуется необходимо направить письменный ответ на представление в месячный срок со дня его поступления.
Норма статьи |
Суть нарушения |
Наказание |
Статья 17.7 КоАП РФ |
невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом Подробнее о порядке привлечения к ответственности за неисполнение требований прокурора можно прочитать в статье по ссылке |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
О полномочия и правах прокуратуры в России можно прочитать в статье по ссылке.
Основания для направления представления прокурора
Основанием для внесения представления является выявление в ходе проверки нарушений закона.
Полномочия прокурора позволяют внести представление только в том случае, если в ходе проверки установлены нарушения Федеральных законов и законов края. области, республики. Если прокурор устанавливает нарушения ведомственных приказов, оснований для направления представления не имеется. В этом случае прокурор вправе направить информацию о выявленных недостатках.
Подписать представление могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.
Однако сотрудники этого органа тоже могут допускать ошибки и выносить противозаконные либо ошибочные решения, попустительствовать нарушителям закона. Чаще всего необходимость в обжаловании решений прокуратуры требуется в случае вынесения неверного решения о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении, отказа в признании потерпевшим человека, права которого действительно были нарушены. Существует два варианта обжалования решений прокуратуры – в судебном или досудебном порядке.
Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .
Чтобы обжаловать решение, принятое прокурором в досудебном порядке, вам придется обратиться в вышестоящую инстанцию территориальных органов прокуратуры.
Обжаловать представление прокурора в суд или дать ответ на него?
Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.
Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.
Пунктом 1 ст.
24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:
«… безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;
или «…
незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».
- Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.
- Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.
- Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.
В рамках возложенных полномочий прокурор осуществляет надзор:
- За исполнением законодательства (осуществляет проверку исполнения законодательства на основании поступившей информации, возбуждает дело об административном правонарушении и освобождает от ответственности, обжалует правовые акты, противоречащие закону).
- За соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рассматривает заявления о нарушениях, разъясняет порядок защиты пострадавшим, возбуждает дела об административном правонарушении или уголовном преступлении, представляет интересы гражданина в суде).
- За исполнением законов правоохранительными органами (рассматривает заявления и жалобы граждан на действия (бездействия) правоохранительных органов, осуществляет проверку таких действий на соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства).
- За исполнением законов в сфере исполнения наказаний.
Также в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о прокуратуре и УПК РФ прокурор:
- участвует в судебных заседаниях в качестве обвинителя (в уголовных делах) и представителя граждан, чьи права были нарушены;
- может ходатайствовать об изменении меры пресечения или сроке ареста;
- отменяет постановления органов полиции и иных правоохранительных структур в случае выявления нарушений и противоречий головному законодательству;
- отстраняет должностных лиц от исполнения обязанностей в области расследования;
- истребует материалы уголовного или административного дела для проведения проверки.
Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Трошкина Анна Викторовна
С учетом положений статей 5, 9.1, 10, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, решения, ответы, действия (бездействие), акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Выбор способа оспаривания является исключительным правом заявителя.
Принимаемые прокурорами решения на основании требований процессуального законодательства, обжалуются по правилам соответствующего кодекса (Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иные решения обжалуются по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действующее законодательство, предусматривая возможность оспаривания в судебном порядке действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры, определило строгий порядок обжалования.
Административное исковое заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином, организацией, иным лицом в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.
В случае, если место нахождения органа прокуратуры не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо прокуратуры, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.
Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых:
оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту;
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Административное исковое заявление об обжаловании действий (бездействия) должно в обязательном порядке содержать следующую информацию: наименования суда, административного истца; орган прокуратуры, при необходимости должностное лицо, принявшее оспариваемое решение либо совершившее оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются органы прокуратуры и их должностные лица); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (в случае подачи указывается дата и результат рассмотрения); требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа прокуратуры; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Ежегодно в суды области поступает около 60-ти заявлений об обжаловании действий (бездействия) органов и должностных лиц прокуратуры области. Заявления поступают как от граждан, так и от юридических лиц.
Гражданами, как правило, обжалуются полученные ими ответы на обращения, отказ в ознакомлении с материалами прокурорской проверки.
Юридические лица обжалуют принесенные в их адрес акты прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона.
Анализ рассмотренных судами области дел об оспаривании решений, ответов, действий (бездействия), актов прокурорского реагирования свидетельствует о том, что при реализации надзорных полномочий органы прокуратуры области и их должностные лица руководствуются требованиями действующего законодательства, не нарушая права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу
Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации. Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований. Обязательно прилагается пояснение принятого решения.
Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.
При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.