Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
Назначение на должность управляющего.
Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.
Государственное автономное учреждение «Горводоканал»
(ГАУ «Горводоканал»)
ПРИКАЗ
о назначении контрактного управляющего
г. Самара
10.01.2020 № 2-К
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
ПРИКАЗЫВАЮ:
Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.
Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.
Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.
- В соглашении установить следующее:
контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;
контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.
Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.
Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.
Госзакупки — сложная область
Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.
Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.
Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.
При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.
Резюме: Специалист по госзакупкам
Работа в качестве контрактного управляющего в любом случае достаточно сложна, ответственна, требует большого объема специфических знаний, включает выполнение целого ряда рутинных действий.
Контрактный управляющий, работающий в небольшой организации по совместительству получает существенную нагрузку сверх своих основных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством, однако имеет сравнительно скромные возможности качественно делать свою работу. Работа при этом оплачивается, как правило, скупо по ряду причин.
Контрактный управляющий, работающий в организации-заказчике среднего масштаба, должен наладить продуктивное взаимодействие со своим руководством и конечными пользователями закупаемых товаров и услуг, иначе их качество и сроки поставки могут стать проблемой.
Работа в крупной организации позволяет обеспечить специализацию сотрудников внутри контрактной службы. Это дает возможность повысить призводительность и качество работы каждого сотрудника и службы в целом.
Для любой организации-заказчика важно обеспечить возможность консультаций с юристом, либо его участие в процессах закупки.
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ
На сайте поиска работы в данный момент открыта 3 581 вакансия, с каждым месяцем спрос на специалистов по закупкам 44-ФЗ растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по закупкам 44-ФЗ по всей России:
- от 45 000 руб. 1 964
- от 80 000 руб. 896
- от 115 000 руб. 413
- от 150 000 руб. 266
- от 185 000 руб. 149
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 80 000 руб. 507
- от 135 000 руб. 165
- от 185 000 руб. 87
- от 240 000 руб. 48
- от 295 000 руб. 36
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 55 000 руб. 214
- от 75 000 руб. 121
- от 100 000 руб. 69
- от 120 000 руб. 40
- от 145 000 руб. 23
Должностная инструкция специалиста по закупкам
Заявки рассматриваются и оцениваются в один этап. Через четыре рабочих дня после размещения извещения заканчивается срок приёма заявок.
Если закрытый аукцион или закрытый электронный аукцион признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то контракт заключается по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Для проведения обучения на рабочем месте потребуется наличие персонального компьютера, подключенного к сети «Интернет» (для каждого слушателя).
Если закрытый аукцион или закрытый электронный аукцион признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то контракт заключается по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Для проведения обучения на рабочем месте потребуется наличие персонального компьютера, подключенного к сети «Интернет» (для каждого слушателя).
Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов.
По профессиям и специальностям
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей
Специальности и должности | Периодичность повышения квалификации | Основание | Примечание |
---|---|---|---|
Педагогические работники | Каждые 3 года | ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ | Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года |
Аудиторы | Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата | п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) | Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год |
Оценщики | Каждые 3 года | ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности | |
Судьи | Каждые 3 года | ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 | При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации |
Государственные гражданские служащие | Каждые 3 года |
Ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.04 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 |
|
Работники железнодорожного транспорта | Каждые 3 года |
Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03 Постановление Правительства РФ от 21.03.12 №221 |
При перевозке опасных грузов |
Сфера авиационной безопасности |
Каждые 3 года (сотрудники) |
Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 | Руководители – 1 раз в 5 лет |
Бухгалтеры | Каждые 3 года |
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 21.02.2019 N 103н |
Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно |
Служащие органов внутренних дел |
По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих |
Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11 Приказ МВД России от 05.05.18 № 275 |
|
Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения | Федеральные нормативы не установлены | Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 | Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия |
Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).
Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Усиление поддержки субъектов МСП
Уже в течение нескольких лет государство РФ активно поддерживает предприятия малого и среднего бизнеса. Выделяются гранты на открытие бизнеса, осуществляется гарантийная поддержка по кредитам, на конкурсной основе выдаются субсидии на покупку оборудования и техники, действуют скидки на лизинг, льготы на аренду и много других полезных опций. Не остались в стороне и компании, занимающиеся участием в государственных и коммерческих закупках.
С нового года доля обязательных заказов у МСП увеличилась на 5%. Теперь бюджетные организации обязаны проводить 25% от общего годового объема закупок только у малого бизнеса.
Усилится проверка перечня товаров и услуг, закупаемых у МСП. С 1 апреля 2023 года планы закупки будут направляться на дополнительную оценку и мониторинг соответствия требованиям.
Изменится и ежегодный отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ. В частности, усовершенствована форма годовой отчетности, которую, кстати, до 1 февраля 2023 года нужно сдать (уже по новым требованиям).
Преимущества НТУ и как записаться на обучение по профстандарту
Для получения дополнительной информации по выбранному направлению необходимо сделать заказ услуги по телефону или прямо на этом сайте и дождаться звонка от нашего специалиста. В случае необходимости, Вы можете посетить Национальный технологический университет лично и убедиться в высоком качестве предоставляемого образования.
Выбирая нас, Вы гарантированно получаете:
- знания в соответствии со своими потребностями;
- доступные цены за материал высокого качества;
- профессорско-преподавательский состав высокого уровня;
- индивидуальный подход и гибкий график обучения;
- персонального менеджера, безупречное качество обслуживания и многое другое.
Обучение по 44 фз сколько часов контрактному управляющему необходимо в 2022 году
Сколько человек в закупочной комиссии должно быть обучено? Можно ли включать в комиссию сотрудников без образования в сфере закупок? Виды комиссий и состав комиссий регламентированы законом о контрактной системе: 1.Конкурсные комиссии = 5 человек 2.Аукционные комиссии = 5 человек 3.Котировочные комиссии = 3 человек 4.Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений = 3 человек 5. Единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений = 5 человек Для формирования комиссий должны быть подготовлены (пройти профпереподготовку, повышение квалификации в сфере закупок) как минимум 3-е из 5 членов конкурсной, аукционной, единой комиссии; 2-е из 3 членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению запросов предложений.
Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
Контрактная служба | Контрактный управляющий |
---|---|
коллегиальный орган заказчика | должностное лицо заказчика |
в состав должно входить не менее 2 человек | может быть один |
только одна в организации | может быть несколько |
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить | действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором |
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. | отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.) |
Госзакупки 2021: изменения и дополнения в нормативной базе
Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.
Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.
ВАЖНО!
Для организаций с долевым участием государства свыше 50% Постановлением Правительства № 584 от 27.06.2016 предусмотрели поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2019.
Профстандарт контрактного управляющего с 2021 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.
В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.
Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).
Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2021 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2021 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.
Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.
Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:
- уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
- 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
- 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
- 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).
Составлены требования к образованию и обучению специалистов:
- Среднее, дополнительное профессиональное.
- Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:
- Нет.
- Не менее 3 лет.
- Не менее 4.
- Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает единую форму должностной инструкции, компании располагают широким спектром вариантов её составлению. Однако есть формальные стандарты, по которым в инструкцию включают четыре основных раздела, при необходимости добавляя к ним несколько (1-3) дополнительных пунктов.
Типовые разделы:
- Общий раздел.
- Функции.
- Права.
- Ответственность.
К обозначенным разделам можно добавить и те, которые описывают должностные связи или, например, условия труда.
Инструкция распечатывается на корпоративном бланке. Её оформление стандартно: в правом верхнем углу помещаются данные компании и её директора, по центру указывается наименование инструкции, в нижней части оставляют место для подписи работника и её расшифровки, а также подписей иных лиц, если того требуют правила документооборота компании.
В разделе прописываются те обязанности, которые возлагаются на сотрудника в первую очередь. К составлению их списка стоит подойти с максимальной ответственностью, дабы не перегрузить специалиста второстепенными задачами. Кроме того, важно учесть сферу деятельности компании и вытекающие из нее особенности работы закупщика.
Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2021 год
В 2015-м году с принятием Федерального закона №122-ФЗ началось внедрение стандартов для профессий в широкую практику. На основании этого ФЗ были введены в действие следующие акты:
- В Трудовой кодекс была внесена статья 195.3, обязавшая применять профстандарты, если для профессии в законодательстве установлены квалификационные параметры. Также в статье 57 ТК было предписано их использование в тех случаях, когда для должности законодательно установлены льготы или ограничения.
- Правительством было утверждено Постановления №584, обязавшее применять профстандарты контролируемые государством организации. Это относилось как к учреждениям с бюджетной формой собственности, так и к компаниям из частного сектора, в которых доля государства превышала 50 процентов.
- Минтрудом было выпущено разъяснение по применению профстандартов в Письме №14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 года.
На основании данных актов обязательный порядок профстандартов был установлен:
- Когда организация контролируется государством – причем это касается не только бюджетных учреждений, но и компаний из частного сектора.
- Когда для определенной позиции законодательно установлены такие аспекты, как льготы, ограничения, квалификационные параметры.
В других случаях применение профстандартов происходит на добровольной основе. По смыслу ч 2. ст. 195.3 ТК они нужны как база для разработки квалификационных требований для сотрудников. К этому нужно добавить, что их использование приносит работодателям следующие плюсы:
- Установление корректных критериев, по которым происходит оценка компетенций сотрудников.
- Документирование требований по квалификации для претендентов на работу.
- Актуализация действующей трудовой документации, что не только облегчает кадровое делопроизводство, но и уменьшает вероятность конфликтов с проверяющими организациями (ФНС, ПФР и т.д.).
- Появление основы для требований к сотрудникам по их дополнительному обучению и переподготовке.
Внимание! Вместе с профстандартами сохраняют актуальность классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. В будущем предполагается их объединение, а пока наниматель сам может выбрать предпочтительный документ.
В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт 08.026 «Специалист в сфере закупок». Он состоит из четырех частей, где разобраны основные должностные характеристики.
В вводном разделе дана общая характеристика профессии: её группа и вид деятельности по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
В следующей части содержатся сведения о лежащих в основе профессии трудовых функциях и их составляющих. Профстандарт насчитывает 4 обобщенных функции, каждая из которых содержит свои составляющие, общим числом 9 штук. Так, функция по осуществлению контроля в области закупок включает:
- мониторинг по закупкам;
- аудит и контроль закупок.
Для функций и их составляющих приведены коды и уровни сложности.
Грамотное применение профстандартов в деятельности компании требует принятия следующих мер:
- Утверждение регламента, где содержится ключевая информация по процессам внедрения: ответственные за них, сроки, задействованные документы.
- Проведение исследования деятельности компании и её служащих. Анализируется отраслевая специфика, степень нагрузки, характер выполняемых обязанностей.
- Поиск профстандартов и их применение для изменений трудовой документации.
- Внедрение на основе данных изменений критериев оценки сотрудников и претендентов на работу.
- Осуществление изменений в организационной структуре компании: переименование должностей, освобождение работников от непрофильных функций и пр.
Итогами данных процессов для работодателя станет возможность отправить сотрудников на переобучение, отобрать подходящих кандидатов на позиции, а также корректно, с точки зрения законодательства, провести переаттестацию работников.
Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность уволить сотрудника из-за его несоответствия критериям, данным в профстандарте. Работодатель может попробовать применить статью 72.1 ТК, переместив подчинённого на менее ответственную должность.
Вопрос об образовании остальных сотрудников заказчика, участвующих в организации закупок, не урегулирован законом так конкретно. При желании вы можете применять положения профстандартов к иным специалистам, экспертам по закупкам в своем штате. В указанных стандартах соотнесены необходимые уровни образования — высшего, среднего и дополнительного с функциями и должностными обязанностями работника. Учитывайте также отраслевую специфику ваших закупок и те специальные знания, которые необходимы для работы в вашей отрасли.
К прохождению программ дополнительного профессионального образования допускаются лица, получившие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо лица в процессе получения такого образования (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании). В качестве документа, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок, ваш работник получит удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.
- Среднее, дополнительное профессиональное.
- Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Профстандарт контрактного управляющего с 2021 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2021 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.