Приказ о внесении изменений в штатное расписание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о внесении изменений в штатное расписание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В процессе ведения штатной расстановки организации ответственные за это лица вправе всячески корректировать и видоизменять документ. Главное – чтобы это делалось в рамке его структуры, а она оставалась неизменной. Проще говоря, кадровики могут вычеркивать из замещения уволенных сотрудников, менять их зарплату и осуществлять подобные действия, но при изменении табличной структуры документа необходимо провести его полную замену.
В каждом учреждении существует своё положение о порядке замещения должностей. Они имеют не только некоторое сходство между собой, но и различия. Это имеет довольно простое объяснение. Всё дело в том, что в разных сферах и учреждениях выполняются различные функции, отличаются также и должностные обязанности. К примеру, у директора школы и завуча схожий функционал, однако существуют и различия в их деятельности.
Конечно, в обоих случаях деятельность директора и завуча направлены на процесс обучения, но существуют вопросы, которые может решать только директор учебного учреждения. Во многих учреждениях стараются сразу оговаривать порядок замещения должностей, чтобы избежать негативных последствий. Ведь рабочий процесс не должен прекращаться или приостанавливаться в случае необходимости замещения сотрудника. С уверенностью можно говорить о том, что все ответственные должности имеют запасной вариант на случай временного или полного отсутствия работника (должностного лица).
Когда конкурс может не применяться
Замещение должностей гражданской службы может происходить тоже несколькими вариантами. Однако такое положение имеет возможность занять гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, владеющий государственным языком и соответствующий определённому перечню требований. Как правило, максимальный возраст, при котором кандидат может находиться на гражданской службе, – 65 лет. Зачастую на подобные должности либо происходит прямое назначение, либо проводится конкурс.
Если кандидат замещает на определённый срок руководителя или помощника, то конкурс не проводится. Это также касается и тех гражданских служащих, которые заключают срочные контракты, назначаются Правительством государства или Президентом, состоят в кадровом резерве, который сформировался по итогам предыдущего конкурса. Необходимости в проведении конкурса может не быть ещё и в тех случаях, когда замещается определённая должность гражданской службы, работа на которой связана с использованием сведений, относящихся к государственной тайне. А также при замещении должностей, которые относятся к категории младших.
Виды численности персонала
Вам нужно знать, что существуют различные типы численности сотрудников, которые по-разному отражаются в налоговой декларации и других отчетах.
Виды численности сотрудников:
1. Нормативная численность.
Определяется нормами труда и объемом необходимых к выполнению работ. Ее значение должно быть идеализировано.
2. Плановая численность.
Она чуть более реалистична относительно текущего времени, чем нормативная, но все же приближена к ней. На такую численность влияют факторы производительности труда, переменчивая специфика самой организации.
3. Штатная численность.
В состав входят лишь те сотрудники, которые установлены штатным расписанием предприятия. К ним не относятся сезонные работники.
4. Фактическая численность работников.
Устанавливается на конкретную дату и включает всех фактически работающих на предприятии сотрудников.
5. Явочная численность.
Включает всех тех сотрудников, которые находятся на своем рабочем месте.
6. Среднесписочная численность.
Такой показатель высчитывается за отчетный период в виде среднего значения количества сотрудников, выполнявших работу полный или неполный день, относительно отработанного ими времени.
Штатная расстановка представлена специальной таблицей, при заполнении которой используются сведения из штатного расписания. Дополнительно в нее вносятся другие сведения, на основании которых значительно упрощается процесс изучения передвижения кадров в компании.
В этом документе непременно имеется следующая информация:
- число имеющихся в компании штатных единиц;
- список сотрудников предприятия;
- другие сведения, например, сотрудники по совместительству или принадлежность тех или иных работников к льготным категориям;
- информация о приеме на работу граждан, об их переводе, сокращении или увольнении.
Отсутствуют в законе точная форма штатной расстановки, а также нет точных правил ее ведения, но при этом во время формирования документа следует ориентироваться на положения п. 98-99 Приказа Ростехнадзора №372.
Другие нюансы ведения штатного расписания и понятия штатных единиц на предприятии
Каждому работодателю следует помнить, что штатное расписание является достаточно сложным и комплексным документом, и в его ведении есть множество дополнительных аспектов. В первую очередь стоит обратить внимание на такие особенности оформления документации, связанной со штатными единицами:
-
Квотирование рабочих мест. Если штатное расписание на предприятии достигает определенного размера, в нем обязательно должны быть предусмотрены рабочие места под отдельные льготные категории работников, в первую очередь – инвалидов.
- Оформление штатного расписания на микропредприятиях. Если субъект хозяйствования является индивидуальным предпринимателем, то ведение штатного расписания не является его обязанностью и данный документ, равно как и само понятие штатной единицы, может не применяться в процессуальном оформлении деятельности.
Методики расчета штатной численности
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Фактическая численность работников
Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени, который ведется на предприятии, поэтому нужно учесть дату выхода на работу каждого сотрудника.
Для отчета перед Росстатом введено понятие «среднесписочная численность». Согласно п. 77 Приказа Федеральной службы государственной статистики №428, для учета берутся списочные сотрудники предприятия, внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера. Рассчитывается такая численность путем выяснения среднего количества сотрудников, работающих полный рабочий день, относительно каждого календарного месяца. Отдельно считается количество сотрудников, которые работают на полставки.
Часто случается так, что фактическая численность на предприятии больше штатной. Связано это с привлечением временных сотрудников, работа которых нужна лишь периодически. Превышение штатной численности недопустимо лишь предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН). На УСН количество работников не должно превысить 100, а на патенте – 15.
Численность работников организации определяет эффективность коммерческой деятельности. Нужно серьезно подходить к установлению штатного расписания. Кроме планируемых людей в штате, руководитель должен учесть и тех, которые будут на него работать по факту. Превышение работников в штате или, наоборот, их недобор говорит о том, что свое штатное расписание вам необходимо пересмотреть.
Чем отличается штатное расписание от штатной расстановки
37. По строке 320 отражается количество отчитывающихся государственных органов, являющихся юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию по месту своего нахождения.
Из строки 320 выделяются количество органов:
по строке 321 — количество органов государственной власти;
по строке 322 — количество государственных органов, не относящихся к органам государственной власти (в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации).
Строки 321 и 322 заполняются только государственными органами субъектов Российской Федерации за полугодие, 9 месяцев и год.
38. По строке 400 показываются начисленные расходы на выплату заработной платы государственным гражданским служащим, численность которых отражена по строке 230.
39. Расходы на выплату заработной платы государственным гражданским служащим по строке 400 показываются, в том числе по категориям и группам должностей государственных гражданских служащих, отраженным в строках 410 — 444.
Распределение работников по категориям и группам должностей государственной гражданской службы производится в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118), реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
40. В Отчетах по форме 14 за полугодие и 9 месяцев заполняется строка 320.
41. По строке 500 показываются начисленные расходы на выплаты поощрительного и стимулирующего характера государственным гражданским служащим, численность которых отражена по строке 230.
42. Расходы на выплаты поощрительного и стимулирующего характера государственным гражданским служащим по строке 500 показываются, в том числе по категориям и группам должностей государственных гражданских служащих, отраженным в строках 510 — 544.
Распределение работников по категориям и группам должностей государственной гражданской службы производится в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118), реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
43. В Отчетах по форме 14 за полугодие и 9 месяцев данный раздел не заполняется.
44. По строке 550 отражается количество служебных легковых автомобилей, состоящих на балансе государственного органа.
По строке 560 отражается количество служебных легковых автомобилей, предоставляемых государственному органу юридическими лицами по договорам аренды без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.
По строке 570 отражается количество служебных легковых автомобилей, предоставляемых государственному органу юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации.
Если обслуживание государственного органа легковым автотранспортом осуществляется на правах безвозмездного пользования специализированным автотранспортным предприятием, получающим средства на эти цели непосредственно из соответствующего бюджета, то количество легковых автомобилей, предоставленных государственному органу на отчетную дату и в среднем за год по каждому государственному органу, отражается по строке 580.
Если обслуживание государственного органа легковым автотранспортом осуществляется подведомственным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, или содержащимся за счет выделяемых ему государственным органом из соответствующего бюджета субсидий, то количество легковых автомобилей, предоставленных государственному органу на отчетную дату и в среднем за год по каждому государственному органу, отражается по строке 590.
По строкам 600, 610 и 620 отражается количество служебных легковых автомобилей с разделением по категориям предоставления служебного транспорта федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 272 «О транспортном обслуживании федеральных государственных гражданских служащих» (по вызову, с персональным закреплением, с персональным закреплением по решению руководителя).
45. В Отчетах по форме 14, составляемых за полугодие и 9 месяцев, данный раздел государственными органами субъектов Российской Федерации не заполняется, а федеральными государственными органами заполняется за полугодие.
Строки 600, 610 и 620 государственными органами субъектов Российской Федерации не заполняются.
78. По строке 300 в Отчетах по форме 14 МО отражается количество органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований — получателей средств соответствующих местных бюджетов, которые являются юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию по месту своего нахождения.
79. По строке 400 показывается сумма фактически начисленных расходов на выплату заработной платы работникам, замещающим должности муниципальной службы.
80. Расходы на выплату заработной платы муниципальным служащим отраженные по строке 400 показываются по группам должностей (строки 410 — 450).
Распределение работников по группам должностей муниципальной службы производится в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утвержденным законом субъекта Российской Федерации.
81. В Отчетах по форме 14 МО за полугодие и 9 месяцев заполняется строка 300.
Ведем штатное расписание в «1С:ЗУП»
Во многих организациях практикуется ведение «рабочей» формы штатного расписания – штатной расстановки, иначе называемой замещением должностей или штатным списком. Главное отличие этого документа от штатного расписания заключается в его динамичности, в том, что он может оперативно изменяться в зависимости от происходящих (численных и качественных) изменений в личном составе предприятия и не требует издания приказа о его утверждении и изменении.
Поскольку штатное расписание, показывая общее количество штатных единиц (должностей) на предприятии, не дает возможности определить, вакантна должность или занята и кто из сотрудников ее занимает, в штатной расстановке, как правило, указываются именно эти сведения – фамилии и инициалы работников предприятия, занимающих должности, предусмотренные штатным расписанием, и статус должности – закрытый или вакантный.
В этот документ могут включаться и другие данные, такие, как табельный номер сотрудника, стаж его работы в компании, особая категория (несовершеннолетний, инвалид, пенсионер, имеющий детей до трех лет и т.д.). За основу штатного списка можно взять утвержденное штатное расписание организации и добавить необходимые графы в соответствии с потребностями конкретной организации. Ни обязанность по ведению штатной расстановки, ни ее унифицированная форма на сегодняшний день нормативными актами не установлены. Единственное, что регламентируется, – это срок хранения утративших силу документов. В соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 06.10.2000 г., штатные расстановки подлежат хранению в течение 75 лет, после составления новых. При этом штатные расписания должны храниться в течение 3 лет, начиная с года, следующего за тем, в котором оно утратило силу.
Если в компании отсутствует документ, который регламентирует организационную структуру субъекта предпринимательства, виновные несут ответственность в рамках административного законодательства.
Санкции статьи 5.27 предусматривают:
- Наложение штрафа на компанию в размере до 50 тыс. рублей;
- Наложение штрафа на должностное лицо или предпринимателя в размере до 5 тыс. рублей.
Кроме того, привлечь к ответственности могут и за другие нарушения. Например:
- Если компания не предоставляет ШР по запросу налоговой, ИФНС может взыскать штраф в 200 рублей согласно Налоговому кодексу.
- Если из-за отсутствия «штатки» нельзя подтвердить правильность начисления налогов, платежи могут быть доначислены с сопутствующими пенями и штрафами.
Для начала работы установите флаг «Ведется штатное расписание» («Настройка» – «Кадровый учет» – «Настройка штатного расписания»).
Дополнительно можете выставлять и другие настройки. Наша таблица 1 вам в помощь.
Как называется флаг |
Для чего нужен |
Автоматическая проверка кадровых документов на соответствие штатному расписанию |
Предполагает при регистрации кадровых документов проверку соответствия их штатному расписанию. Например, программа проверяет на остаток свободных штатных единиц. |
Ведется история изменений штатного расписания |
Позволяет хранить историю изменения штатного расписания, соответствующие приказы. Вам будут доступны документы «Утверждение штатного расписания» и «Изменение штатного расписания», которые позволят вести хронологию изменений штатного расписания. Штатное расписание с историей изменений – популярный вариант, так как позволяет использовать полные функции и инструменты документа. |
Используется «вилка» окладов и надбавок |
Дает возможность указать минимальную и максимальную ставки по должности и максимальный размер. |
В позиции штатного расписания используются разряды и категории |
Дает возможность уточнять разрядом (категорией) позицию дополнительно к должности. |
Использовать бронирование позиций |
Дает возможность бронировать позиции штатного расписания и количество занимаемых ставок перед оформлением приема на работу или кадрового перевода |
Фактически замещено штатных единиц
Кроме самой унифицированной формы штатного расписания Т-3 в программе найдете отчеты, которые пригодятся в работе со штатным расписанием. Доступны они в разделе «Кадры» – «Кадровые отчеты».
Отчеты составляются по утвержденным и незакрытым позициям. Многие отчеты целесообразно выводить после приема на работу сотрудников.
Какие отчеты бывают, расскажет наша таблица.
Название отчета |
Что можно проанализировать |
Анализ штатного расписания |
Свободны или заняты ставки, а также отклонения от планового ФОТ по ним. |
Заполненность штатного расписания |
Занятые, забронированные и вакантные ставки. Анализ можно проводить как по подразделениям, так и по состоянию позиции. |
Изменение штатного расписания |
Изменения состава штатных единиц за заданный период. |
Начисления позиций штатного расписания |
Какие начисления используются для позиций штатного расписания и их вклад в ФОТ. |
Оклады, надбавки и ФОТ по штатному расписанию |
Размер оклада, доплат и надбавок, а также графики работы по всем позициям штатного расписания. |
Соблюдение штатного расписания |
Свободные и занятые ставки (без анализа ФОТ) как в целом по организации, так и по отдельным должностям. |
Штатная расстановка |
Список сотрудников, которые занимают позиции штатного расписания на заданную дату; забронированные позиции. |
Отчет «Анализ штатного расписания» позволяет проанализировать – свободны или заняты ставки, а также отклонения от планового ФОТ по ним.
Ведение штатного расписания в программе настраивается при начальной настройке программы с помощью одноименного помощника.
Если начальная настройка программы была завершена раньше или вовсе не была произведена, или возникла необходимость изменить настройки кадрового учета и штатного расписания, это следует сделать в разделе Настройка — Кадровый учет.
Особенности на 2021 год
С 2021 года составление штатной расстановки по-прежнему будет создаваться согласно расписанию, учитывая некоторые нюансы по дополнительным подразделам, в которые вносятся соответствующие данные о сотрудниках.
Обязательным требованием будет указание в этом документе наименований отделений, должностей и имен работников, а также вакантных мест. В примечаниях можно будет отметить тип занятости работников: постоянной, временной, основной или по совместительству.
Сформированное штатное замещение допускается как в бумажном виде, так и на электронном носителе в виде файла.
Обычно составление данного документа входит в обязанности инспектора отдела кадров. Именно этот сотрудник должен располагать необходимой информацией по поводу принятия и передвижения рабочих фондов предприятия.
Штатная расстановка: образец заполнения
Скачайте документ по теме: Используйте готовый образец Штатная расстановка помогает отследить вакантные должности, определить потребность компании в дополнительных специалистах, обеспечивает возможность заполнить штатные единицы имеющимися в организации кадрами, принять новых сотрудников, в том числе и совместителей.
Это важно для организаций, в которых высокая текучесть кадров.
Штатная расстановка (по-другому штатное замещение или штатный список) содержит следующие виды информации:
- Перечень других данных.
- Ф. И. О. работающих сотрудников.
- Условия оплаты труда.
- Их табельные номера.
- Какие конкретно единицы заняты в штатном расписании.
К перечню других данных относятся сведения о стаже работы, а также иных характеристик работающих сотрудников, например, инвалид, несовершеннолетний, работающий пенсионер, совместитель и так далее.
Штатная расстановка не относится к документам, которые нужно в обязательном порядке вести в кадровой службе.
Однако на практике такой документ применяют достаточно часто, так как в случае необходимости он позволяет быстро сориентироваться, восстановить конкретные условия труда всех сотрудников, работающих в компании. Читайте в журнале «Кадровое дело»: Заполнение документа поручают кадровику, или назначают ответственного сотрудника, который будет этим заниматься.
Штатная расстановка: образец не имеет унифицированной формы. Список чаще всего оформляют на унифицированном бланке штатного расписания по форме № Т-3, утвержденного Постановлением Госкомстата. В таблицу, предназначенную для заполнения штатного списка, по каждой должности заполняют соответствующие графы.
Штатная расстановка сотрудников может содержать:
- наименования отделов или структурных подразделений, к которым относится соответствующая должность;
- общую сумму заработной платы, которую рассчитывают методами сложения соответствующих значений из граф, непосредственно касающихся оплаты труда.
- общее количество утвержденных штатных единиц по должности;
- сведения о тарифной ставке (или окладе);
- размер доплат или надбавок, если они начисляются к тарифной ставке;
- название штатной должности (или специальности, профессии) с внесением сведений об уровне квалификации (или о разряде, о классе, о категории);
- данные работника, который занимает соответствующую должность;
Оплата труда и оформление временного перевода
Временный перевод на другую должность оформляют в том случае, если оплата труда по замещаемой работе выше. Способ популярен при замещении руководящих должностей. При переводе на вышеоплачиваемую должность назначают оклад по новой должности. Неправомерно указывать в кадровой документации формулировку «с доплатой разницы между окладами» и аналогичные фразы.
К примеру, кадровик получает оклад 30 000 рублей. А начальник отдела кадров — 50 000 рублей. Следовательно, при переводе на позицию начальника отдела кадров простому кадровику назначат оклад в 50 000 рублей.
Но подчиненного могут перевести на должность, оплачиваемую ниже, чем по основному месту работы. Тогда учтите, что при временном переводе на другую должность уровень оплаты труда не может быть ниже, чем средняя заработная плата по основному месту ( ст. 182 ТК РФ ).
Оптимальное количество ставок
Вот мы и подошли к формулированию выводов. Количество ставок, которые разумно сделать за день определяется не выполнениями каких-либо жестких планов, а только лишь внутренней градацией уверенности. Если нет ни одной достаточно хорошей ставки в день, то это не повод понижать порог, а повод просто не поставить ничего. Помимо уверенности, другими объективными ограничителями количества ставок являются: размер игрового банка и правила финансовой стратегии. Даже если в день подвернулось относительно много неплохих вариантов, из них всегда можно путем качественного отбора оставить столько лучших, сколько способна переварить финансовая стратегия. Обычно нормальным числом считается от нескольких (3-5), до пары десятков ставок в день (10-20). Большее количество либо приводит к снижению качества, либо просто не может быть заиграно объективно. Перекраивать стратегию, отказываться от страховок нельзя ради освоения большого числа потенциальных исходов.
Особенности расчета штатной численности работников
Наиболее быстрый и простой способ расчета штатной численности сотрудников осуществляется по следующей формуле: Ш = Н * Кн, где:
- Ш – количество работников в штате компании, необходимое для стабильного функционирования предприятия. Технический персонал не учитывается;
- Н – нормативная численность персонала;
- Кн – плановый коэффициент невыходов на рабочие места.
Чтобы исчислить оптимальное количество работников в штате необходимо использовать такие нормативы:
- Норма рабочего времени. Подразумевается объем времени, который нужен работникам для выполнения своих должностных обязанностей для стабильного функционирования компании.
- Норма выработки. Данный норматив предполагает фиксированный объем работ, который должен осуществить один субъект (либо коллектив) в рамках одной рабочей смены (или иного отрезка времени).
- Нормы управляемости. Количество сотрудников, чьи действия может координировать один субъект с управленческими полномочиями.
- Нормы обслуживания. Предполагаются рабочие места, либо клиенты, которых трудоустроенный субъект должен обслужить за одну рабочую смену.
Помимо прочего, управленцу следует учитывать, что определенное число подчиненных могут не выходить на работу ввиду уважительных причин (отпуск, больничный, отгул и т.д.). Коэффициент невыхода на работу также определяется по отдельной формуле. В частности: 1 * % субъектов, которые не вышли на рабочие места (от общего числа персонала) / 100. Данная величина измеряется в часах.
Для исчисления нормативной численности штата следует использовать такую формулу: время трудовой деятельности * выработку (по плану) * объем выручки (по плану) * коэффициент выполнения нормы (по плану) / объем работы (по плану).