С 2023 года организации смогут оформлять электронные путевые листы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года организации смогут оформлять электронные путевые листы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Отмена обязанности ведения журнала регистрации путевых листов
Вплоть до 1 марта 2023 г. собственники (владельцы) транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368).
Журнал можно было вести на бумажном носителе или в электронной форме.
Новый НПА об обязанности ведения такого регистра не упоминает, следовательно, отказаться от него или продолжать заполнять — решать самой организации или ИП.
Если журнал больше не ведется, не торопитесь от него избавляться: срок хранения журналов, баз данных учета путевых листов — 5 лет (п. 554 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
Риски по НДФЛ и страховым взносам
Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.
Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).
Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.
Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).
Сведения о владельце ТС
3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
4. Сведения о лице, оформившем путевой лист, должны включать:
для юридического лица — полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
Для юридических лиц вместо фразы «наименование, организационно-правовую форму» с 1 марта используется фраза «полное наименование». Фактически в данном пункте ничего не меняется, т.к. полное наименование включается в себя и организационно-правовую форму, и наименование организации.
Для индивидуальный предпринимателей изменения более существенные. Вместо почтового адреса в каждом путевом листе должен указывать домашний адрес индивидуального предпринимателя.
4. Сведения о транспортном средстве включают:
3) показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);
5. Сведения о транспортном средстве должны включать:
5) показания одометра (полные километры пробега):
при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства (далее — Парковка);
при заезде транспортного средства на Парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя;
при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).
Изменения затронули ситуацию, когда транспортным средством по очереди управляют несколько водителей. С 1 марта 2023 года при передаче автомобиля следующему водителю показания одометра (пробег) должны быть записаны в новое поле путевого листа.
Как заполнять путевые листы в этом и следующем году
Наименование и номер путевого листа указываем в шапке документа. Обычно для наименования используют комбинацию: путевой лист + тип транспортного средства. Например, «Путевой лист для грузового автомобиля». И ведут внутреннюю нумерацию.
Путевые листы разделяют на однодневные и многодневные, со сроками начала и окончания. Максимального срока действия путевого листа нет.
Собственником (владельцем) транспортного средства может быть юрлицо или ИП – от его имени и заполняем документ.
Исчерпывающую информацию приводим в графе «Сведения о ТС»:
-
тип ТС,
-
марка и модель (при наличии прицепа – марка и модель прицепа),
-
государственный регистрационный номер (при наличии прицепа – госномер прицепа),
-
дата и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС,
-
дата и время выпуска ТС на линию и его возвращение.
Путевка без отметки врача
Документ, заполненный по установленным правилам, но без отметки и штампа о пройденном медосмотре, признается действительным. Налоговики при поведении выездной или камеральной проверки признают произведенные транспортные расходы по такой путевке. А вот сотрудники ГИБДД оштрафуют (комментарий в ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- водителя — на 3000 рублей;
- руководителя или начальника транспортного отдела — на 5000 рублей;
- юридическое лицо — на 30 000 рублей.
Если бюджетная организация использует фальшивый штамп для подтверждения медэкспертизы водителя или незаконно нарушает установленный порядок, статьей 11.32 КоАП предусмотрены штрафы:
- на водителя — от 1000 до 1500 рублей;
- на руководителя или ответственное лицо, допустившее использование фальшивого штампа, — от 2000 до 3000 рублей;
- на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей.
Как мы организуем предрейсовые осмотры:
Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.
Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.
Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.
Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.
Отметим, что медосмотр в путевом листе обязателен только для сотрудников, принятых на работу в качестве водителей (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Другим случаем проведения обязательных осмотров является работа, связанная с постоянным разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Не должен проходить медосмотры сотрудник, не работающий водителем и периодически использующий свой личный автотранспорт в интересах компании.
Отметим, что данные правила распространяются на все типы организаций. Медосмотр в путевом листе, если организация не автотранспортная, проставляется при наличии в компании указанных работников.
К сведению
Послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться в отношении водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Их проводят (письмо Минтранса от 08.04.2019 ; Д3-531-ПГ):
- после рейса, если его продолжительность оказалась более одного дня;
- после последнего рейса, если в течение дня водитель совершает один рейс и более.
Организация проведения медицинских осмотров происходит за счет работодателя. Медосмотр в путевом листе 2019, если нет медицинского работника, может быть проставлен медицинским учреждением, с которым компания заключила договор. Важно, чтобы у медицинской организации была лицензия на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). За отсутствие отметки о проведении медосмотра, в случаях, когда он необходим, компанию могут оштрафовать.
Предрейсовые и послерейсовые осмотры
Одним из критериев законной деятельности такси является путевой лист с обязательными реквизитами предрейсового осмотра. Документ свидетельствует, что на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению ТС для перевозки пассажиров. Контроль со стороны врача и механика способствует снижению ДТП на дорогах. Так требует закон РФ, другой вопрос, – как это воплотить в реальности.
Организация предрейсовых осмотров
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию.
Когда можно ездить без путевого листа
Возможность ездить без путевки зависит от формы собственности на автомобиль, вид ТС и цели поездки. Согласно нормативам при управлении собственником грузового автотранспорта путевка требуется при осуществлении рейса в любых случаях, так как, за рулем находится водитель, оформленный в этом качестве. Перевозит индивидуальный предприниматель мебель для себя или по заказу – неважно. П.л. заполняют со всеми необходимыми реквизитами, включая осмотр медиком и контролером техсостояния авто.
Если водитель легкового такси одновременно является владельцем автомобиля. Совершать поездки для собственных нужд, без оформления путевки, можно. При этом необходимо:
- снять опознавательный фонарь с крыши;
- передвигаться только в общем потоке;
- не осуществлять посадки/высадки пассажиров;
- при случае, доказать инспектору ДПС (МАДИ), что пассажиров не перевозите, авто используется для себя.
Если автомобиль-такси арендован, использовать его для личных целей запрещено, если отсутствует специальное разрешение автовладельца. Только перевозка пассажиров и поездка в гараж. Путевой лист водителю нужно иметь всегда с собой. Без путевки может везти себя сам директор или сотрудник, т. е., без пассажиров, не оформленный в качестве водителя. Но если ведется учет ГСМ, то документ оформлять нужно все равно.
На какой срок выдается путевой лист
Срок действия путевого документа – сутки. Но это не значит, что водитель может находиться за рулем все 24 часа. Режим работы предполагает длительность раб. дня, не превышающую 8 часов. В некоторых случаях возможна переработка до 10 ч., но не каждый день. В графике могут быть длительные перерывы по 4, иногда до 5 ч. Многое зависит от специфики перевозок. Если рейс длительный, на одном ТС посменно работают 2 водителя.
В расчет берется фактическое время управления автомобилем, включая отдых. На обратной стороне листа указывают маршрут и время поездки с перерывами. Поэтому несмотря на то, что сутки не закончились, водителя могут оштрафовать за превышение времени нахождения за рулем более 12 часов. Учитывая это, документ выдают на рейс или смену. Ни на неделю, ни на месяц, как было раньше, оформлять п/л нельзя – это будет нарушением.
Штрафы за нарушения по путевым листам
По путевым листам предусмотрены такие штрафы:
Нарушение |
Штраф |
Нет путевого листа |
Предупреждение или штраф на водителя 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП) |
Нет отметки о медосмотре или техосмотре |
Штраф:
|
Отметка о медосмотре не соответствует действительности (например, водитель пьяный за рулем) |
Штраф:
Дополнительно штраф 30 тыс. руб. — 3 млн. руб. водителю за вождение в алкогольном опьянении (ч. 1 ст. 12.8 КоАП, ст. 264.1 УК). Также возможен штраф на владельца ТС за то, что передал автомобиль нетрезвому водителю (ч. 2 ст. 12.8 КоАП). Водителя лишают прав на управление ТС на срок 1,5-2 года |
Отметка о техосмотре не соответствует действительности (например, по автомобилю есть неисправности, при которых не разрешено его использование) |
Штраф 5-8 тыс. руб. для должностных лиц (ст. 12.31 КоАП) |
Подозрение о непроведении медосмотра или его порядок нарушен |
Штраф:
|
Нет подтверждения расходов на ГСМ |
Штраф 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль (п. 1 ст. 122 НК). Общий размер штрафа = (Зарплата водителя + Затраты ГСМ + Амортизация автомобиля) * 0,04 |
Какие штрафы предусмотрены за выход на рейс без путевки
По статье 12.31.1. КоАП РФ, ИП и крупные предприятия могут быть привлечены к административной ответственности из-за отсутствия прохождения предрейсового технического и медицинского осмотра.
Нарушение по статье 12.31.1. КоАП РФ |
Сумма штрафа для юридического лица |
Отсутствие отметок о прохождении предрейсового медосмотра водителя |
30000 рублей |
Отсутствие отметок о прохождении предрейсового техосмотра транспорта |
30000 рублей |
Перед подписью протокола об административном нарушении внимательно прочтите, по какой статье вынесено наказание. При статье 12.31.1. необходимо не согласиться с обвинением (это будет означать, что путёвка была получена, но оказалась потеряна или забыта, при этом в Журнале учета предприятия об этом есть отметка). В этом случае есть возможность попасть под статью 12.3. КоАП РФ со смягченной ответственностью.
Какие сведения о транспортном средстве отразить в путевом листе
О транспортном средстве внесите следующую информацию (п. 4 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов):
• тип, марку и модель транспортного средства, а если оно используется с прицепом (полуприцепом) — также марку и модель прицепа (полуприцепа);
• государственный регистрационный номер транспортного средства, а если оно используется с прицепом (полуприцепом) — его регистрационный номер, и (или) инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
• показания одометра (полные километры пробега) при выезде с парковки, предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя, а также при его заезде на парковку по окончании смены (рабочего дня);
• дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ);
• дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
Отметки, штампы и подписи на путевых листах с 1 января 2021 года
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
- Сведения о перевозке — новый реквизит путевого листа. К этим сведениям относится информация о виде сообщения и виде перевозки (п. 6 Порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ № 368).