Базовая величина поднялась с 1 января 2023. Какими стали основные штрафы?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Базовая величина поднялась с 1 января 2023. Какими стали основные штрафы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в виде наклейки, которая размещалась в правом нижнем углу ветрового стекла транспортного средства по ходу его движения, в настоящее время при прохождении техосмотра не выдается, соответственно, клеить на стекло ничего не надо.
Ответственность по-новому
Новый КоАП в целом либерализовал ответственность за ряд правонарушений, за которые ранее водители могли получить штраф. Теперь отделаются (на первый раз) только предупреждениями. Например, если гражданин совершает такой административный проступок, как управление транспортным средством без ремня безопасности, без техосмотра, если на машине, которая едет по дороге, нечитаемые или нестандартные номера, если водитель нарушил правила буксировки или не выставил знак во время поломки, он не будет привлечен к административной ответственности. В то же время за некоторые нарушения правил (около 17 составов), которые по новому КоАП отнесены к проступкам, граждане подлежат привлечению к административной ответственности. Это исключения из общих правил нового кодекса. Шевченко говорит, что к ним относятся все скоростные правонарушения, нарушения правил проезда железнодорожного переезда, невыполнение требований светофора или регулировщика, нарушения правил маневрирования и другие. В этот перечень включены нарушения, представляющие непосредственную угрозу безопасности дорожного движения.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Как рассчитывается сумма налога?
По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.
Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
Штраф за отсутствие техосмотра в Беларуси 2021 году
Езда на автомобиле без техосмотра попадает под статью Кодекса об административных правонарушениях: ст 18.2. Статья предусматривает штрафы в отношении правонарушителя:
- При первичном нарушении размер штрафа составит 1-3 базовые величины. На май 2021, это 29 до 87 рублей. Сотрудник ГАИ может выдать предупреждение, но при повторной остановке, вы непременно получите штраф.
- Повторное правонарушение влечет более серьезную ответственность: 2-5 базовых. Что равно 58-148 рублям. При втором правонарушении, вы скорее всего получите 58 рублей, но если правонарушение будет замечено в третий раз и последующие, штраф постепенно вырастет до максимальных пределов.
Размеры штрафных санкций на 2020 год
С 26.07.2019 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Категория правонарушения |
Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. |
Ссылка на нормативно-правовой акт |
---|---|---|
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО |
2000 рублей — на водителя. |
Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось |
|
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту |
|
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ |
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов |
|
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Платеж за разрешение на допуск равен 0,3 базовой величины. На начало 2022 года он составляет 9,60 бел. руб.
В стоимость услуги включены идентификация транспортного средства, регистрация и оформление разрешения на допуск к участию в дорожном движении.
Оплатить можно самостоятельно через платежную систему ЕРИП, в отделении РУП “Белпочта” или в кассе банка. На некоторых станциях техосмотра установлен инфокиоск, где также можно внести оплату за данную процедуру. Наличие инфокиоска лучше уточнить заранее при записи на техосмотр.
Чтобы оплатить за разрешение через систему ЕРИП необходимо:
- В любом устройстве с поддержкой системы ЕРИП последовательно пройти путь: Прочие платежи – Белтехосмотр – Разрешение (физ. лица). Либо Платежи – ЕРИП – Оплата ЕРИП по коду услуги – 4437301
- После выбора пункта Разрешение (физ. лица) ввести номер свидетельства о регистрации транспортного средства (технический паспорт) (например АБВ012345)
- Заполнить поля с ФИО
- Проверить внесенные данные
- Оплатить услугу
Почему сложно включить сбор в цену топлива
Одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это единовременно рост цен на бензин (по расчетам Минфина, примерно на 10 копеек) и инфляционное влияние на экономику. Кроме того, поясняет первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, нужно будет вернуть средства тем, кто уже заплатил сбор и для кого подорожало топливо. Это значит, что в дорожном фонде возникнет кассовый разрыв порядка Br120 млн.
Но главной причиной невозможности реализации такого варианта Минфин называет возможное снижение доходов бюджета в результате вынужденного уменьшения налоговой составляющей в цене на топливо из-за ежегодного повышения стоимости нефти для белорусских НПЗ.
«Сегодня мы находимся в ситуации неопределенности со стоимостью нефти. В Российской Федерации реализуется налоговый маневр, в результате для нас ежегодно происходит удорожание нефти. Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке», — пояснил Дмитрий Кийко.
«Поэтому если наложить на те 10 копеек (дорожного сбора. — Прим. БЕЛТА) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (это тоже порядка 20 копеек), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с Российской Федерацией», — отметил первый замминистра.
Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России.
Чтобы не допустить существенного различия с российскими ценами на топливо, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин.
«Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. Т.е. произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — констатировал первый замминистра.
Возникнет вопрос: как взимать дорожный сбор отдельно от топлива, если его стоимость уже подняли, объяснив это включением сбора в цену бензина.
«После того как мы объявим гражданам, что включили дорожный сбор в топливо, будет очень трудно восстановить этот платеж в другом виде (в качестве отдельного платежа, не включенного в топливо. — Прим. БЕЛТА)», — отметил Дмитрий Кийко.
Позицию Минфина поддержала заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина. По ее словам, включение дорожного сбора в цену топлива не решает проблему справедливости взимания сбора. Например, большие объемы топлива закупают для «Беларуськалия», чья техника работает в шахте и не участвует в дорожном движении, для БЖД, а также судоходства.
«Идеального варианта нет. Какой бы мы ни выбрали, он все равно будет не идеален, мы все равно будем слышать критику наших потребителей, почему мы такой механизм выбрали», — отметила Светлана Гурина. Например, некоторые потребители не против включения дорожного сбора в цену топлива, но одновременно не согласны, что бензин должен подорожать для них.
Зампред «Белнефтехима» констатировала, что белорусские НПЗ покупают нефть по цене, которая составляет 85% от мировой. В 2021 году она составит 88-90% от мировой цены.
Новинки в штрафе за ТО в Беларуси последних лет
Главная новинка в вопросах техосмотра в РБ последних лет – изменение размера штрафа с 2017 года. Он стал больше в сравнении с прошлыми годами.
Еще одна из обижаемых новаций – фиксация отсутствия техосмотра у машины по камерам. В России эта система должна начать работать с сентября 2018 года в столичном регионе. Белорусы же пока лично не столкнулись с таким способом контроля. Однако в сети уже есть проекты постановления, которые предусматривают фотофиксацию отсутствия ТО. Конечно, произойдет это не завтра. Письма «счастья» вряд ли прилетят водителям даже в 2020 году.
А вот дорожный налог от диагностического осмотра обещают отвязать уже в 2020 . Что может сказаться на регулярности прохождения ТО.
Стало проще перенести отметку о прохождении осмотра в случае перерегистрации транспортного средства, выдаче копии свидетельства о гос. регистрации или внесения в него изменений.
Таким образом, оштрафовать за вождение без ТО в РБ можно неограниченное число раз. Однако предельный его размер 5 базовых величин, как если бы задержание было вторым.
Кого будут наказывать за непройденный техосмотр?
Как и в случае с «письмами счастья» за превышения скорости и нарушение правил остановки/стоянки транспортных средств, постановление за непройденный техосмотр будет выноситься в отношении собственника транспортного средства.
Для того, чтобы это стало возможным, должен был вступить в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который теперь предусматривает возможность привлечения собственников транспортных средств к ответственности за все нарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта на основании их фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).
При этом ч. 3 ст. 4.8 КоАП определено, что собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения соответствующее транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Как пройти с первого раза?
Универсальный рецепт не подскажем, но пару советов можем дать.
Перед посещением диагностической станции проверьте состояние стекол, нет ли на них повреждений, а также уберите с них все покрытия, в том числе пленочные.
Проверьте комплектацию транспортного средства на наличие огнетушителя, знака аварийной остановки и медицинской аптечки. На станциях, правда, уверяют, что уже не придираются из-за таких вещей, проверяя реальное состояние транспортного средства, но лучше не рисковать и подготовиться как следует.
Убедитесь, что работают внешние световые приборы, звуковой сигнал, стеклоочистители и стеклоомыватели, системы обдува и обогрева ветрового стекла. Проверьте уровни соответствующих жидкостей в резервуарах тормозной системы, системах охлаждения и смазки двигателя, стеклоомывателей.
Ну и помойте машину перед техосмотром. Обидно получить отказ из-за того, что автомобиль грязный, а отказать в таком случае имеют право.
Разумеется, допускается только заводская тонировка стекол, а сами они должны быть целыми. Напомним, что трещины и другие повреждения на лобовом стекле со стороны водителя в зоне работы стеклоочистителя не допускаются.
Самостоятельно проверьте работу всех внешних световых приборов. Габаритные огни, ближний и дальний свет, противотуманные фары, стоп-сигналы, повторители поворотов (в режиме поворота и световой сигнализации), фонари заднего хода – все должно работать как надо (это касается и самого режима, и цвета, и силы излучения). Если нет уверенности в том, что фары отрегулированы правильно, проверьте самостоятельно (методики и таблица легко находятся в интернете) или обратитесь на станцию. Стоит напомнить, что «неродной» ксенон или светодиоды вместо ламп накаливания могут стать причиной отказа в прохождении ТО.
Заодно проверьте работу звукового сигнала и омывателя стекол. По поводу последнего: перед тем как ехать на линию, убедитесь, что жидкости в бачке достаточно для демонстрации его работы. Редко, но бывает, что вода заканчивается или замерзает в самый неподходящий момент.
Есть ли особенности штрафования ип, юрлиц, такси, тракторов, спецтехники и иностранных граждан
Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев. При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник.
Важно учитывать, что часто водители задают вопрос: кто будет оплачивать выписанное за отсутствие бланка постановление? Зачастую участник движения и собственник, это совершенно разные люди. Согласно закону, штрафные санкции будут закреплены за водителем, который был за рулем и не смог предоставить сотруднику ГИБДД бланк диагностической карты.
Что касается тракторов и специальной техники, то в данном случае данная категория транспорта должна проходить специальный осмотр, в органах Гостехнадзора. За отсутствие документа также будет оштрафован водитель, который находится за рулем.
Поскольку на территории РФ пребывает много иностранных граждан, то возникает вопрос: какой штраф за езду без техосмотра для иностранных водителей? В данном случае все просто. Если автолюбитель передвигается на авто в личных целях, которое зарегистрировано как на территории РФ, так и за его пределами – то штрафные санкции отсутствуют. В остальных случаях действует аналогичная система штрафов.
Срок действия диагностической карты техосмотра
В случае если по результатам проверки установлено, что транспортное средство не соответствует требованиям ТНПА, транспортное средство необходимо предоставить для повторного проведения техосмотра не позднее двадцати дней после даты предыдущего проведения технического осмотра. При повторной проверке проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении техосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА и согласно установленному на станции прейскуранту, оплачивается только эта процедура.
Если в течение 20 дней у вас не получится устранить выявленную неисправность, предоставить недостающие документы или по каким-то причинам вы не успеете приехать в пункт прохождения гостехосмотра, вам придется снова пройти контрольно-диагностическую линию в общем порядке и оплатить полную сумму за услуги проверки.