Выплаты иностранным организациям – фактический получатель дохода
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты иностранным организациям – фактический получатель дохода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.
Как заполнить Расчет?
Налоговый расчет состоит из:
- Титульного листа;
- Раздела 1 «Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет по выплатам, произведенным за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, по данным налогового агента»;
- Раздела 2 «Сумма налога с выплаченных сумм доходов»;
- Раздела 3 «Расчет (информация) о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах», состоящего из подраздела 3.1 «Сведения об иностранной организации — получателе дохода», подраздела 3.2 «Сведения о доходах и расчет суммы налога», подраздела 3.3 «Сведения о лице, имеющем фактическое право на доход».
Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов
В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:
- кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
- лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.
ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.
Комментарий к Ст. 310 НК РФ
Статья 310 НК РФ посвящена особенностям исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.
В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 309 НК РФ.
В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень доходов, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Данный перечень является открытым. При этом к доходам от источников в Российской Федерации отнесены доходы, которые не связаны с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, но выплачиваются российской организацией либо постоянным представительством другой иностранной организации, находящимся в Российской Федерации. Иных квалифицирующих признаков доходов от источников в Российской Федерации гл. 25 НК РФ не содержит.
В общем случае, за исключением отдельных видов доходов, налоговая ставка на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, установлена в размере 20% (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, например:
1) случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации и в законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
2) случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. При этом в случае выплаты доходов российскими банками и банком развития — государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. С 1 января 2015 г. в указанное положение вводится дополнение о том, что выплата доходов осуществляется при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»);
3) случаев выплаты процентных доходов:
по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам
субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам; выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям, выпущенным этими
организациями в соответствии с законодательством иностранных государств;
4) случаев выплаты российскими организациями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при одновременном выполнении следующих условий:
долговые обязательства российских организаций, по которым выплачиваются процентные доходы,
возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций; иностранные организации, являющиеся эмитентами обращающихся облигаций, или иностранные
организации, уполномоченные на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, или иностранные организации, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, которым российскими организациями выплачиваются процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты процентного дохода имеют постоянное место нахождения в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц, и предъявили российской организации, осуществляющей выплату процентного дохода, подтверждение, предусмотренное п. 1 ст. 312 НК РФ.
Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые согласно международным договорам (соглашениям) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.
Применение положений международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, не освобождает налогового агента от обязанности предоставления информации о суммах выплаченных иностранным компаниям доходов.
По итогам отчетного (налогового) периода налоговый агент в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 4 ст. 310 НК РФ).
Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. N САЭ-3-23/286@.
Случаи возникновения обязанности налогового агента
В случаях, когда российские организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налоговыми агентами, выплачивают иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, такие выплаты относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты (п. 1 ст. 309 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 309 НК РФ такими выплатами признаются:
- дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
- доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
- процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:
- доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
- доходы по иным долговым обязательствам российских организаций;
- доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, за использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
- доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
- доходы от международных перевозок.
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;
- штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
- иные аналогичные доходы.
Следует обратить внимание, что приведенный перечень не является закрытым.
Процентный доход иностранной организации по долговым обязательствам российской организации
Международные соглашения устанавливают специальные нормы в отношении налогообложения процентных доходов.
Во-первых, соглашения устанавливают, в каком государстве подлежат обложению процентные доходы — в государстве получателя или источника дохода.
Как правило, соглашения устанавливают порядок налогообложения процентов в стране резидента — получателя доходов, если он фактически имеет право на получение данных процентов.
В некоторых из них устанавливается принцип, согласно которому проценты могут облагаться как в стране резидента — получателя доходов, так и в стране, в которой они возникают, и в соответствии с законодательством данной страны. Одновременно устанавливаются льготный режим налогообложения процентных доходов в стране — источнике дохода и исключения из указанных правил.
Расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям, можно сдать в инспекцию:
- на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях за месяц создания или реорганизации) превышает 100 человек, то в текущем году сдавать расчеты можно только этим способом. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Внимание: за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждое нарушение. Об этом говорится в статье 119.1 Налогового кодекса РФ.
По каждому уникальному номеру раздела 3 (строка 001) заполняется отдельный подраздел 3.1, в котором указываются сведения об иностранной организации, получившей доходы от российского налогового агента в последнем квартале (месяце).
В строке 010 выбирается код признака получателя дохода. Так, в отношении организации, являющейся иностранным банком, выбирается код «1». Если иностранная организация получила, например, доходы по государственным или муниципальным ЦБ, то выбирается признак «2» и т.д.
По строке 020 указывается полное наименование иностранной организации. Если в документах наименование указывается и в латинской, и в русской транскрипции, то заполняются оба варианта.
В строке 030 из классификатора стран мира (ОКСМ) выбирается код страны регистрации иностранной организации.
По строке 040 отражается адрес иностранной организации, который указан в документах, являющихся основанием для получения доходов (например, в договоре (контракте)).
Внимание! Строку 040 можно не заполнять в том случае, если доход выплачен банку, для которого в строке 050 указан СВИФТ-код.
По строке 050 указывается код налогоплательщика или его аналог, который присваивается иностранной организации в стране регистрации. Если доход выплачивается иностранному банку, то указывается СВИФТ-код банка (при его отсутствии – код налогоплательщика).
При наличии в распоряжении налогового агента документа, подтверждающего постоянное местонахождение (резидентство) организации в иностранном государстве, в строках 060-080 указываются реквизиты этого документа: дата и номер документа, код страны.
Ответственность предприятия за непредставление расчета
Компания по ряду причин и возникших внутри организации проблем может пропустить крайний сроки сдачи расчета или вообще его не сформировать.
- В том случае, когда налоговый агент не предъявит отчетный документ вовремя, налоговая имеет полное право наложить штраф, предусмотренный в НК. Размер его абсолютно некритичный и составляет 200 руб. за каждый вовремя за поступивший от компании документ.
Кроме этого, подобное нарушение предусматривает и административную ответственность. Специалисты налоговой обратятся в суд с заявлением, и руководителю компании, другим ответственным должностным лицам пропишут админштраф от 300 до 500 рублей, который предстоит уплатить из личных доходов. Это оговорено в КоАП РФ (п. 1 ст. 15.6).
- Многие международные соглашения предусматривают освобождение доходов, выплаченных инофирмам, от внесения в казну налога на прибыль. Но в подобных ситуациях предприятие все равно остается налоговым агентом. Поэтому оно не может не представить в налоговую расчет, необходимый для выполнения контрольных функций. Если проигнорировать подачу документа, неминуемо последует наложение штрафа, сумма которого указана выше.
Рейтинг 5 популярных вопросов
Вопрос №1. Фирма не предъявила в налоговую расчет своевременно. Могут ли налоговики оштрафовать организацию, основываясь на ст. 119 НК РФ?
Обязательство по данной статье в этой ситуации применять некорректно. Статьей 119 штрафные санкции накладываются за несвоевременную сдачу декларации. Расчет о доходах, выплаченных инофирмам, таковым не является. Но сумма штрафа по правильной статье (ст.126 п.1) не меньше.
Вопрос №2. Налоговики наложили на предприятие штраф за непредставление расчета о доходах, отправленных инофирме. Налоговый агент объясняет его отсутствие тем, что указанные доходы освобождены от уплаты налога. Основание тому – международное соглашение. Правомерно ли поступили налоговики?
Расчет необходимо представлять независимо от того, платило ли отечественное предприятие налог с доходов, перечисленных инофирмам, или нет. Поэтому наложенный штраф вполне законный.
Вопрос №3. Фирма работает на УСН. У нее есть иностранные контрагенты, освобожденные от двойного налогообложения. Нужно ли представлять расчет о доходах, им выплаченных?
Расчет по доходам представляется в описанном выше порядке.
Вопрос №4. Иностранный партнер утверждает, что у него есть право на льготное обложение налогами, но документально это не подтвердил. Российская фирма рискнула, и перечислила ему доход без удержания налога на прибыль. Будет ли наложен штраф, если документ представлен позже?
Наличие или отсутствие штрафа зависит от времени представления документального подтверждения. Если оно поступит до налоговой проверки, то материальной ответственности в виде штрафа или пени удастся избежать.
Вопрос №5. В течение какого периода действует документ, представленный иностранным контрагентом, и подтверждающий его постоянное местонахождение (резидентство)?
Временные сроки отсутствуют. Вполне законно получить документ единожды до того, как проводится перечисление дохода. Но в случае возникновения конфликтной ситуации вся ответственность возлагается на налогового агента.
Расчет размеров выплаченных доходов представлялся отечественными фирмами и до утверждения нового образца документа. С его помощью контролируются и анализируются масштабы операций, которые проводятся российскими компаниями со своими зарубежными партнерами.
Как встать на учет в налоговой инспекции
Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:
- Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
- Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
- Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
- Подтверждение аккредитации в РФ.
- Доверенность на представителя.
Отчеты в налоговую при выплате ИА
Для учета сумм налогов, выплаченных иностранными налоговыми агентами, приказом по ФНС утверждена форма КНД 1151056. Подается отчет по месту регистрации агента, по отчетным периодам, когда иностранные организации получили свой доход:
- Ежемесячно.
- Ежеквартально.
- По итогам года.
Данная форма состоит из 4-х частей:
- Титульного листа с информацией о налоговом агенте.
- Раздела 1 с указанием суммы налога на прибыль, обязательной к оплате в отчетный период.
- Раздела 2 с суммами всех исчисленных налогов нарастающим итогом.
- Раздела 3, в котором: сведения об иностранной фирме, сведения о ее доходах с расчетом подлежащей оплате сумме, сведения о лице владеющим фактическим правом на доход.
Как определить иные доходы компаний-нерезидентов
Налоговым законодательством не разъясняется состав иных доходов организаций-нерезидентов, что создает определенную неясность в случае выплат, которые сложно отнести к одной из категорий п. 1 ст. 309 НК РФ.
В течение последних лет разъяснения налоговых органов и решения судов различных инстанций сформировали два основных суждения по данной проблеме:
Иные доходы иностранных фирм — это | Обоснование |
Доходы, однородные приведенным в п. 1 ст. 309 НК РФ |
|
Любые вознаграждения, не отнесенные к предусмотренным в п. 1 ст. 309 НК РФ и не ассоциированные с обычной деятельностью (кроме операций с недвижимостью) |
|
В связи с размытостью формулировки термина «иные аналогичные доходы» мы рекомендуем сверяться с практикой судебных разбирательств во избежание спора с налоговиками о правомерности налогообложения той или иной иностранной компании.
Комментарий к ст. 310 НК РФ
Удержание налога на доходы иностранного лица производится в соответствии со статьей 310 и пунктом 2 статьи 287 Налогового кодекса РФ.
Налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог с доходов в следующих ситуациях (п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ):
1) если доходы относятся к доходам постоянного представительства при наличии нотариальной копии свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах в случае уведомления об этом получателем дохода;
2) если в отношении доходов применяется ставка 0%;
3) если доход получен при выполнении соглашений о разделе продукции;
4) в случае когда такие выплаты не облагаются налогом в соответствии с международными договорами.
Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения могут быть предусмотрены освобождение от налогообложения доходов иностранных лиц либо применение пониженной ставки налога. Для подтверждения правомерности льготного режима налогообложения налоговый агент должен иметь на момент выплаты дохода документ, подтверждающий постоянное местонахождение данного иностранного лица в государстве, с которым заключено международное соглашение.
В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке, либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.
Налоговый агент должен представить в инспекцию расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. N САЭ-3-23/286@. Заполнять указанный расчет необходимо, даже если выплаченные доходы освобождены от налогообложения в соответствии с международным соглашением. Непредставление в налоговый орган налогового расчета влечет ответственность налогового агента в виде штрафа в размере 50 руб. (ст. 126 Налогового кодекса РФ).
Иностранная организация вправе вернуть излишне удержанную сумму налога. Для этого в налоговый орган по месту учета налогового агента она должна представить следующие документы:
1) заявление на возврат удержанного налога по форме, утвержденной Приказом МНС России от 15 января 2002 г. N БГ-3-23/13;
2) подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации на момент выплаты дохода, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства;
3) копию договора и копии платежных документов на уплату налога в бюджет.
Правом на возврат налога организация может воспользоваться в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход (п. 2 ст. 312 Налогового кодекса РФ).
К плательщикам НДФЛ относятся налоговые резиденты РФ и лица, не являющиеся налоговыми резидентами. К налоговым резидентам относятся лица (вне зависимости от их гражданства/подданства), которые фактически находились на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд (п.2 ст. 207 Налогового кодекса РФ). Период краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для иностранных лиц не прерывает данный период. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами РФ независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются. Подсчет времени нахождения на территории России ведется по отметкам в паспорте о въезде (выезде) на территорию РФ. Объектом налогообложения для налоговых резидентов служит доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ. Для тех, кто не является налоговым резидентом, объектом налогообложения является только доход, полученный от источников в РФ.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются
- в виде дохода, полученного от продажи имущества, находившегося в его собственности 5 лет и более. Если же имущество находилось в собственности налогоплательщика менее 5 лет, то размер вычета не может превышать — 1 000 000 рублей, а при продаже иного имущества — 125 000 рублей;
- в виде дохода, израсходованного налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них ( но не более 2 000 000 рублей), а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на указанные цели. Если в налоговом периоде этот вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.