Путеводитель по личному налоговому и валютному резидентству России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путеводитель по личному налоговому и валютному резидентству России 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Валютное резидентство

Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.

Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).

Так, валютными резидентами признаются:

  1. Граждане России;
  2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
  3. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
  4. Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
  6. Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
Читайте также:  Выгодно ли оформлять ипотеку на супругов

Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:

  1. Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
  2. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
  3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.

Вопрос 67: Понятие валютного контроля. Правой статус органов и агентов валютного контроля

Правовые основы регулирования валютного контроля в РФ определены ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и, агентами валютного контроля.

К числу органов валютного-контроля законодатель относит:

Центральный банк РФ, уполномоченный определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издавать нормативные акты, проводить все виды валютных операций, устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, выдавать и устанавливать порядок выдачи лицензий на осуществление валютных операций кредитным организациям и т. п.;

Правительство РФ в лице таких органов, Министерство финансов РФ;

Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), которая контролирует соблюдение законодательства РФ и других нормативных актов, регулирующих проведение валютных операций и выполнение обязательств в иностранной валюте, осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

Государственный таможенный комитет, который осуществляет контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств;

Правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством РФ могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам относят: уполномоченные банки, иные небанковские организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Особенности требования банка

Нерезидентам разрешено открывать валютные счета в российских банках, об этом указывается в ФЗ-173.

При этом не во всех банках разрешены такие операции, только для тех, кому Центральных Банк дал специальное уполномочие. С каждым разом, перечень этих банков изменяется.

В ст. 846 ГК РФ указаны правила, которые используют при открытии банковских счетов для нерезидентов.

Обязательные документы для проведения валютных операций, а так же открытия счета идентичны как для резидентов.

Чтобы воспользоваться услугами, необходимо предоставить такой пакет документов:

  1. Анкета.
  2. Паспорт гражданина.
  3. Миграционная карта с действующей датой.
  4. Разрешение на пребывание в стране.
  5. Разрешение от ЦБ об открытие банковского счета.

Закон валютного контроля

Специальный закон о валютном контролировании называет права общего характера, а также обязанности всех резидентов и нерезидентов, которые тем или иным образом осуществляют в Российской Федерации валютные операции:

  • право для того чтобы знакомиться с актами проверок, которые были проведены органами и, что самое главное агентами валютного контроля;
  • право на то чтобы обжаловать решения, а также действия (бездействие) органов и, конечно, агентов контроля валютной направленности и их лиц при должности;
  • специальное право на возмещение в конкретном установленном порядке реально нанесенного ущерба, который в свою очередь был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также субъектов валютного контроля и их лиц при должности;
  • конкретная обязанность предоставлять агентам и органам валютного контроля в свое время установленные законом специальные акты, и различного рода информацию;
  • определенная обязанность вести в четко установленном порядке учет, а также составлять конкретную отчетность по проводимым ими операциям валютного характера, при этом обеспечивая сохранность соответствующих актов и материалов в течение промежутка времени, который в свою очередь составляет не менее трех лет с момента совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • конкретная обязанность выполнять четкие предписания органов контроля валютного порядка об устранении нарушения документов, которые в свое время были выявлены валютным законодательством Российской Федерации и документами органов валютного контролирования.

Комплексный характер права валютной направленности по большей части обуславливает именно наличие двух категорий субъектов: публичных и, что самое главное частных.

Определение 4

Субъектами частного характера в валютных отношениях правового порядка являются физические и юридические лица, которые в валютных правовых отношениях получают статус резидентов или нерезидентов.

Публичными субъектами в правовых отношениях валютной направленности выступают: органы валютного контролирования (Банк России, Правительство Российской Федерации); органы осуществляющие валютный контроль (Банк России, орган власти исполнительного характера, уполномоченный Правительством Российской Федерации, – Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка каких-либо ценных бумаг в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные органу федеральной направленности исполнительной власти по рынку ценных бумаг; органы таможенного порядка; налоговые органы); различные валютные биржи.

В качестве одного из самых главных критериев, который отличает рассматриваемых субъектов выступает характер реализуемых ими интересов в валютных отношениях правового порядка. Например, коммерческие лица юридического порядка, в большинстве случаев, вступают в валютные правовые отношения с конкретной целью удовлетворить собственные (то есть частные) имущественные интересы. В отличие от них Банк России или какие-либо органы таможенного порядка принимают участие в валютных правовых отношениях от имени и по поручению государства.

Замечание 2

Поскольку публичные, а также частные субъекты имеют противоположные интересы, то выступают они в роли совершенно противоположных сторон валютного правоотношения.

В качестве самостоятельных субъектов валютного права выступают определенные уполномоченные банки, а также специальные валютные биржи. В большей мере их специфика кроется именно в том, что в валютных правоотношениях отмеченные субъекты вполне могут реализовывать как частный, так и публичный интерес.

Уполномоченными банками являются определенные организации кредитного характера, которые в свое время были созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и при этом имеющие определенное право на основании лицензий Банка России осуществлять операции банковского порядка со средствами в зарубежной валюте.

Различные банки уполномоченного порядка играют достаточно значимую роль в механизме валютного контроля Российской Федерации. Такие банки по большей части являются главными участниками внутреннего валютного рынка Российской Федерации, то есть основными участниками связанных с валютными ценностями операций, которые осуществляются на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Новые правила сдачи экзамена на права в 2023 году

Важность специального института уполномоченных банков по большей части кроется именно в том, что в России только через такие банки производится продажа, а также купля зарубежной валюты, а также чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в какой-либо зарубежной валюте. Но также кроме этого, операции валютной направленности проводимые между какими-либо уполномоченными банками и резидентами осуществляются без каких-либо ограничений. Что же касается нерезидентов, то они на территории Российской Федерации обладают специальным правом открывать как рублевые, так и валютные счета опять же только в уполномоченных банках.

Приоритет специальных уполномоченных банков на внутреннем рынке валютного порядка Российской Федерации нашел юридическое закрепление в частности в 11 статье «Внутренний рынок валютного характера Российской Федерации» Закона о валютном контролировании, который предусматривает конкретную возможность купли-продажи зарубежной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в зарубежной валюте, в Российской Федерации исключительно через уполномоченные банки. Кроме того, при поставке товаров (услуг, а также работ) на экспорт или для того чтобы осуществить импорт товаров (услуг и работ) субъекты внешнеэкономической деятельности нуждаются в специальном банковском обслуживании своих валютных операций, так как при осуществлении экспортно-импортных операций расчеты осуществляются именно через обслуживающий его уполномоченный банк.

4 часть 22 статьи Закона о валютном контролировании предусматривает, что специальный контроль за осуществлением операций валютного характера кредитными организациями осуществляет именно Банк России. Но также важно заметить, что Банк России, согласно указанному Закону, является органом валютного контроля, а это в свою очередь говорит о том, что в его компетенцию входит:

  1. осуществление процесса по проведению различных проверок соблюдения резидентами, а также нерезидентами определенных документов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютных органов контролирования;
  2. проведение определенных проверок полноты, а также достоверности отчетности и учета по конкретным операциям валютной направленности резидентов, и нерезидентов;
  3. получение, а также запрос информации и актов, которые тем или иным образом связаны с проведением каких-либо валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления актов по конкретным запросам агентов, а также органов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней с момента подачи запроса;
  4. выдача специальных предписаний об устранении выявленных нарушений актов законодательства валютного характера Российской Федерации и документов органов валютного контролирования;
  5. использование установленных законодательством Российской Федерации определенных мер ответственности за нарушение определенных актов валютного законодательства Российской Федерации и документов органов валютного контролирования.

Для подробного изучения информации о том, кем являются резиденты и нерезиденты, рекомендуется изучить Федеральный закон «О валютном контроле и регулировании». Согласно изложенному, резидентами можно назвать следующих лиц:

  • иностранцы, которые живут в России и имеют вид на жительство;
  • граждане РФ;
  • юр лица, зарегистрировавшие организации согласно законодательству России (исключение – это зарубежные компании);
  • субъекты РФ, а также муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые контролируются Федеральным законодательством и другими законодательными актами;
  • консульства РФ и другие официальные российские представительства, работающие в других странах.

Нерезидентами называют граждан других стран или компании, которые постоянно находятся и зарегистрированы на территории другого государства, а также:

  • подразделения иностранных фирм и иностранные представительства в России;
  • аккредитованные в РФ дипломатические организации и консульства других стран;
  • межправительственные и межгосударственные представительства.

Для физ. лиц определение звучит несколько иначе. В Налоговом Кодексе граждан также делят на резидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом считается человек, находящийся в пределах РФ не меньше 183 дней на протяжении года.

Кроме этого, налоговыми резидентами являются граждане, состоящие на военной службе в России, а также в других странах и работники государственных органов власти, органов на местах, которые находятся в командировке. При этом, фактическое время пребывание на территории РФ значения не имеет.

Резиденты и нерезиденты: кто это?

Начать хочу с того, что, скажем так, «средний обыватель», далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты — это граждане страны, а нерезиденты — это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент — это не обязательно гражданин страны, а нерезидент — это не обязательно иностранец. Далее — подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран. Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле — другие. Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

«1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением. «.

Далее следует обширный перечень исключений или разрешенных валютных операций между резидентами. Однако в законе о валютном регулировании он изложен в затрудненном для обычного понимания виде, с многочисленными ссылками на другие статьи закона. В упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций для первичного планирования операций его можно представить нижеприведенным образом. Но при этом важно учитывать, что для итогового планирования и проведения конкретных валютных операций необходимо основываться строго на нормах закона о валютном регулировании. Кроме того, в ряде случаев сами нормы закона о валютном регулировании требуют расшифровки по другим законам и (или) правовым актам РФ.

Новости

Валютные операции резидентов РФ

Между резидентами операции в валюте запрещены, за некоторым исключением. Наиболее частыми исключениями являются: расчеты в магазинах, где торгуют беспошлинными товарами, расчеты в пути транспорта дальнего следования (при условии, что данная перевозка является международной). Также разрешено использование валютных средств при оплате обязательных налогов и сборов в федеральный бюджет.

Итак, резидент и нерезидент — в чем отличие их друг от друга? Разобраться довольно трудно. Иногда в замешательство попадают даже банковские работники, пытаясь присвоить верный статус гражданину. А уж понять, привнесут ли ужесточенные новым законодательством санкции порядок в действия представителей таких категорий, как резиденты и нерезиденты РФ, — совершенно не представляется возможным.

Изменение статуса налогового резидента

У физического лица на изменение статуса есть 1 год. Каждый раз, когда сотрудник будет получать оплату за труд, необходимо уточнять и его статус. Это требуется для того, чтобы не удерживать с гражданина лишней суммы налога. Для этого, ежемесячно в момент начисления зарплаты следует проверять, сколько времени работник находился в России на протяжении 12 месяцев.

Вместе с этим, по итогам календарного года, нужно еще раз уточнить статус гражданина. Если возникнет необходимость, стоит провести перерасчет НДФЛ за 12 месяцев. Если физическое лицо получает статус резидента, у него есть право на возврат переплаченной суммы по НДФЛ, которая накопилась за текущий год с 1 января. В обязанности работодателя входит перерасчет НДФЛ, учитывая ставку 13% с начала года и с учетом излишне оплаченной суммы налога.

Если по истечению 12-ти месяцев не получается перевести всю переплаченную сумму, у работника есть право на подачу заявления в налоговую, чтобы там занялись проведением перерасчёта и в итоге, вернули переплаченные средства. Со стороны сотрудника понадобится справка 2-НДФЛ, документ о резидентстве, а также декларация.

Если гражданин в течение года потерял статус резидента, с 1 января текущего года произойдет перерасчет НДФЛ по ставке 30%, не предоставляя налоговые вычеты. Когда будет начисляться зарплата, кроме налога следует удерживать сумму задолженности с 1 января текущего года, которая не может превышать 50% от зарплаты. Если год уже закончен, необходимо предоставить справку 2-НДФЛ в ФНС (ставка 30%). Чтобы избежать этого продолжительного процесса возврата долга, можно попробовать договориться с работником о том, что он внесет наличные средства, которые пойдут на погашение налоговой задолженности.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от “Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов” (далее – Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России. Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года, то его доходы подлежат налогообложению на Украине.

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику – гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

Таким документом может быть:

  • официальное подтверждение того, что работник является налоговым резидентом Украины;
  • документ о полученном доходе и об уплате налога на Украине, подтвержденный налоговой инспекцией Украины.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Составлять план на рабочую неделю лучше заранее, чтобы не хвататься за голову, вспомнив об очень важном деле в последний момент. Наши еженедельные бухгалтерские напоминания помогут вам распланировать свою работу и ничего не забыть.

На офисный мусор тоже нужен паспорт отходовКомпании, в ходе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности (например, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный), обязаны составлять паспорт отходов, а также устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Список статформ, которые обязана представить именно ваша компания, можно получить в режиме онлайн при помощи специального сервиса. Если же полученный перечень вызывает у вас сомнения (например, тот или иной отчет не относится к деятельности вашей фирмы), уточнить информацию можно в своем территориальном отделении Росстата.

Как определить резидент или нерезидент иностранный работник

В очередной раз читал статью из рубрики «Вокруг таможни», в которой упоминаются резиденты и нерезиденты. Разъясните, пожалуйста, что нужно предъявить или сообщить на таможне, чтобы меня считали нерезидентом. Как вообще понимать термины «резиденты» и «нерезиденты»?Александр Р., Киев

Неоднозначное толкование терминов «резидент» и «нерезидент» действительно вызывает много вопросов. Напомним, что в законах Украины, во всех нормативных документах Национального банка и Государственной таможенной службы вышеозначенные термины употребляются в следующем значении.

Резиденты – это:

  • физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), постоянно проживающие на территории Украины, в том числе и те, которые временно пребывают за рубежом;
  • юридические лица, которые находятся на территории Украины и осуществляют свою деятельность на основании нашего законодательства.

Нерезиденты – это:

  • физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Украины, в том числе и те, которые временно пребывают на территории Украины;
  • юридические лица, которые находятся за пределами Украины, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства.

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *