Реальная жизнь: истории про беременность и роды у подростков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реальная жизнь: истории про беременность и роды у подростков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Историю москвички Вали, ставшей мамой в 11 лет, наверняка помнят многие. В 2005 году это было нечто из ряда вон: школьница из Капотни оказалась беременна от 19-летнего гастарбайтера из Таджикистана Хабиба Патахонова. Молодой человек снимал комнату у Валиной бабушки и работал в Москве продавцом лавашей. Эта история разделила общественность на два лагеря. Первый был уверен, что выходец из бывшей союзной республики растлил ребенка и должен отбывать наказание в тюрьме. Вторая вступилась за молодых, которые уверяли, что у них настоящая любовь. Выяснилось, что Валентину растила неродная бабушка, которая считала, что Хабиб гораздо моложе. Как он оказался в постели с ее внучкой, Антонина Зенкина не понимала.
Нина Дмитрушкова, в 23 года родила четвертого ребенка
Сейчас Нине Дмитрушковой из Волгограда 34 года. И у неё пятеро детей. Своего первого ребёнка она родила в 17 лет, второго — в 19, третьего — в 21, четвёртого — в 23 года. Пятую девочку Нина родила как суррогатная мама, но заказчик отказался от ребёнка. И теперь она воспитывается в семье Дмитрушковых как родная дочь. Маленькой Еве 4 года.
«В 17 лет ты рожаешь «по большой любви», — рассказывает Нина Дмитрушкова. — Я сама выросла в многодетной семье. Дети у нас всегда были в приоритете. Мы изначально росли и уже с 12 лет мечтали побыстрее выйти замуж, родить ребёнка. Поэтому своих детей я рожала и не задумывалась, у меня не было страха никакого. Хотя я понимала, что у меня за душой ничего нет».
Конечно, было осуждение, признаётся Нина. Бабушки на лавочке шептались, обсуждали. Да что там бабушки, осуждали даже врачи. «В первых родах начала кричать: «Мамочка, больно! Больно!» А он мне: «А где была твоя мамочка, когда ты раздвигала ноги в 16 лет?» Вот эти я слова запомнила».
«Только в 16 лет сын спросил меня: „Мама, а во сколько ты меня родила, уточни?“»
Сейчас у меня всё сложилось успешно. Есть семья, двое детей. Я индивидуальный предприниматель, у меня свой магазин одежды. Я прошла суровую школу жизни, которую, возможно, не каждый и выдержит.
Нас ведь никто не учит быть родителями. Даже если люди старше 25 лет, со сформировавшейся психикой, то и они не совсем понимают, как воспитывать детей. Что уж говорить, когда тебе 17 лет и ты становишься мамой. Сейчас, в 34 года, я понимаю, сколько было допущено ошибок. Я думаю о том, что многое можно было бы сделать по-другому. Благо в нашем мире стала популярна психология, появилось много доступных интернет-ресурсов по теме, в 25 лет я начала всё это читать и изучать.
Люди часто удивлялись, когда узнавали, что я мама своего ребёнка, а не его сестра. Думаю, что я бы сейчас тоже удивилась, если бы узнала, что ребёнок воспитывает ребёнка. Так продолжается и по сей день. Буквально две недели назад сын мне рассказал, что его друзья думали, что мы брат с сестрой.
«Я давно загорелась идеей создать собственную семью и стать молодой мамой»
Я родом из Ставрополя, но сейчас с мужем и ребёнком живу в Калининграде. Моему сыну почти два года, я работаю мастером ногтевого сервиса. Мамой я стала в 16 лет, но беременность началась, когда мне ещё было 15. С мужем мы знакомы уже больше шести лет, он старше меня, сейчас ему 24 года. Когда мы начали встречаться, мы говорили о том, что хотим детей.
У меня непростая семейная ситуация. Я выросла без отца, у меня был не очень хороший отчим. Я давно загорелась идеей создать собственную семью и стать молодой мамой, прямо предчувствовала, что именно так должно быть. У меня были и остаются проблемы со здоровьем, и с первого раза забеременеть не получилось. Я очень хотела забеременеть, и когда узнала, что мне пророчат врачи, очень расстроилась. Я боялась, что у меня совсем не получится родить ребёнка. Но как это часто бывает, когда ты отпускаешь проблему и не зацикливаешься на ней, то всё получается. Я не боялась становиться молодой мамой, потому что у меня надёжный муж. На тот момент я только переживала за реакцию моей мамы.
До беременности мы не жили вместе с моим будущим мужем. И так получилось, что я делала три теста на беременность подряд — все они оказались положительными — и своей реакцией спалилась перед мамой. Она сразу стала спрашивать, что я там делаю, что происходит. Я не стала ничего скрывать, сразу всё рассказала, но она совсем не обрадовалась. А вот Андрей, мой муж, очень сильно обрадовался. Он поговорил с моей мамой, объяснил, что мы хотели этого ребёнка, что мы сможем его воспитать. Но мама была непреклонна, она хотела отправить меня на аборт. И до четвёртого месяца беременности она не могла смириться с тем фактом, что у меня будет ребёнок. А вот свекровь, наоборот, очень сильно обрадовалась и поддержала меня.
Как только я узнала, что беременна, мы съехались с Андреем, а потом поженились. На тот момент я как раз окончила 9-й класс. На пятом месяце, когда у меня начал расти живот, мама стала уже мягче и спокойнее ко всему относиться. Она поняла, что это желанный ребёнок. Сейчас она души в нашем сыне не чает, постоянно дарит ему подарки. Она сожалеет, что в начале беременности так себя вела. Так что сейчас с мамой у нас хорошие отношения.
Подростковая беременность — проблема не только медицинская, но и социальная. В развитых странах ее распространенность достигает 12 случаев на 1 000 подростков, в России этот показатель в 8-9 раз выше. По данным ВОЗ, детей ежегодно рожает порядка 16 млн. девушек в возрасте 15-19 лет, что составляет до 11% всех родов в мире. 95% таких случаев выявляются в государствах с низкими и средними доходами населения. На уровень беременности подросткового возраста в значительной мере влияют национальные и религиозные традиции – в исламских государствах она встречается значительно реже. Согласно статистике, до 30% беременностей у девочек завершаются искусственным прерыванием, 14% — невынашиванием, 56% — родами. Две трети несовершеннолетних рожают вне брака. По социальному статусу 72% пациенток учатся в школе, ПТУ или являются домохозяйками.
Причины подростковой беременности
Физиологические возможности для оплодотворения яйцеклетки возникают у девочки после наступления первой менструации (менархе). Однако реальные причины ранней беременности связаны не с биологическим, а с социальным аспектом. Провоцирующие факторы в разных странах отличаются, во многом определяются уровнем экономического развития, организации образования и медицинской помощи, местными нормами и традициями. По мнению специалистов в сфере акушерства и гинекологии, наступлению беременности в подростковом возрасте способствуют:
- Недостаточное сексуальное воспитание и просвещение. Подростки не всегда в полной мере осведомлены о последствиях незащищенного секса, необходимости и правилах контрацепции. Это вызвано отсутствием целевых программ сексуального воспитания школьников, ханжеским отношением взрослых, примерами асоциального образа жизни, который ведут родители.
- Сексуальная раскрепощенность. 9 из 10 девушек получают первый сексуальный опыт в возрасте до 20 лет. Этому способствует доступность слабоалкогольных напитков, наркотических веществ, порнографических материалов. По результатам исследований, у подростков, которые смотрят телепередачи и фильмы с сексуальными сценами, риск ранней беременности возрастает вдвое.
- Предубеждение к контрацепции. В обществе все еще сохраняется стойкий стереотип о том, что использование мужских барьерных контрацептивов снижает остроту удовольствия и влияет на романтизм отношений. Как следствие, некоторые девочки и девушки в страхе потерять партнеров стесняются обратиться к ним с просьбой о предохранении при помощи презервативов.
- Сексуальное насилие. Около 10% беременных подростков, не достигших 15 лет, сообщают о принудительном характере первых сексуальных отношений. Зачастую принуждение к сексу вызвано пребыванием девочки в неблагоприятном социальном окружении, гораздо реже оно является элементом шантажа со стороны партнера, который угрожает прекратить романтические отношения.
- Плохое социально-экономическое положение. Эта причина — одна из наиболее значимых для государств с низким уровнем дохода населения. Для части подростков финансовое пособие при рождении ребенка и социальная помощь, выделяемые до достижения им определенного возраста, становятся значимым аргументом в пользу раннего материнства, а иногда и единственным источником дохода.
Часть из указанных причин актуальна для бедных стран с высоким уровнем безработицы, недоступностью образовательных и медицинских услуг, низкими доходами. Однако увеличение частоты ранней беременности в развитых государствах свидетельствует о недостатках реализуемой государственной политики и отсутствии целевых усилий, направленных на решение данной проблемы.
Подростковая беременность – глобальное явление, которое имеет четко установленные причины и приводит к серьезным медицинским, социальным и экономическим последствиям. В глобальных масштабах коэффициент рождаемости среди подростков снизился, однако темпы изменений варьируются в зависимости от региона. Огромные диспропорции показателей наблюдаются также между странами и внутри их. Как правило, подростковая беременность является более частным явлением среди населения с более низким образовательным уровнем или экономическим статусом. Кроме того, в этих и других уязвимых группах населения медленнее сокращается частота первых родов среди подростков, что еще больше усиливает существующее неравенство. Детские браки и сексуальное насилие в отношении детей создают повышенную угрозу наступления беременности у девочек, которая нередко является нежелательной. Во многих местах подростки не имеют возможности избежать нежелательной беременности из-за обстоятельств, препятствующих получению и использованию контрацептивных средств. Все больше внимания уделяется повышению доступности качественной помощи в связи с материнством для беременных и воспитывающих детей подростков. ВОЗ во взаимодействии с партнерами повышает осведомленность о проблеме подростковой беременности, осуществляет сбор данных для принятия практических мер, разрабатывает инструменты поддержки стратегий и программ, укрепляет потенциал стран и оказывает им поддержку в эффективном решении проблемы.
Согласно расчетам, в развивающихся регионах беременность ежегодно наступает у 21 миллиона девочек в возрасте 15–19 лет, и примерно 12 миллионов из них рожают (1).
В глобальных масштабах коэффициент рождаемости среди подростков снизился с 64,5 рождения на 1000 женщин в 2000 г. до 42,5 рождения на 1000 женщин в 2021 г. Однако темпы снижения были неодинаковыми в различных регионах мира; сокращение этого показателя было наиболее выраженным в Южной Азии и более медленным – в таких регионах, как Латинская Америка и Карибский бассейн и Африка к югу от Сахары. Хотя снижение затронуло все регионы, наибольшие значения коэффициента по-прежнему приходятся на страны Африки к югу от Сахары и Латинской Америки и Карибского бассейна, где в 2021 г. они составили, соответственно, 101 и 53,2 рождения на 1000 женщин (4).
Внутри регионов также наблюдаются значительные расхождения коэффициента рождаемости среди подростков. Так, в 2021 г. в Латинской Америке и Карибском бассейне самое высокое расчетное значение коэффициента было зарегистрировано в Никарагуа, где оно составило 85,6 случая на 1000 девочек-подростков по сравнению с 24,1 на 1000 в Чили (4). Большие диспропорции существуют даже внутри стран; например, в 2018 г. в Замбии процентная доля девочек-подростков с состоявшимся репродуктивным дебютом (уже родивших или беременных на момент опроса) варьировалась от 14,9% в Лусаке до 42,5% в Южной провинции (5). В 2017 г. на Филиппинах этот показатель варьировался от 3,5% в Кордильерском административном регионе до 17,9% в регионе Давао (6).
Несмотря на уменьшение глобального расчетного коэффициента рождаемости среди подростков, фактическое число рождений детей подростками остается высоким. В 2021 г. наибольшее количество рождений детей у девочек в возрасте 15–19 лет, по оценочным данным, произошло в странах Африки к югу от Сахары (6 114 000); при этом гораздо меньше таких рождений произошло в Средней Азии (68 000). Данный показатель среди подростков в возрасте 10–14 лет в странах Африки к югу от Сахары составил 332 000 рождений по сравнению с 22 000 рождений в странах Юго-Восточной Азии за тот же год (4).
Как влияет ранняя беременность на организм подростка?
- Организм юной мамы не готов к вынашиванию ребенка
Подростковый организм активно растет, поэтому требует достаточного количества кальция. Мама-подросток вынуждена, в силу своего положения, делится таким необходимым для нее микроэлементом с ребенком. Соответственно, беременная имеет недостаток кальция не только в своем организме, но и у плода, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в формировании костей малыша.
- Отрицательное воздействие на внутренние органы
Матка увеличивается, растет и начинает давить на внутренние органы матери. Больше всего страдает сердце беременной, а если до этого у нее были проблемы с этим органом, то беременность не лучшим образом отразится на ее здоровье.
- Осложнения при ранней беременности, детская смертность
Выше были описаны основные опасности подростковой беременности, такие как выкидыш, анемия, плацентарная недостаточность, летальный исход.
- Бесплодие
По статистике большая часть молодых мам решают прервать свою беременность. Если родить ребенка решается одна несовершеннолетняя, то пять — искусственно прерывают беременность. Девушка должна быть информирована обо всех негативных последствиях в будущем, которые следуют за абортом: непроходимость, инфицирование воспаление маточных труб; маточные спайки; возрастание угрозы выкидыша в 3-4 раза; эндометриоз, бесплодие.
Как определить раннюю беременность
Основная причина ранней беременности — недостаточная осведомленность подростков в областях контрацепции и интимной жизни. Многие из них даже не владеют информацией о том, как определить наступление беременности. Еще до начала половой жизни полезно запомнить признаки, свидетельствующие о том, что зачатие совершилось:
- задержка месячных;
- появление или увеличение количества выделений без цвета и запаха из половых путей;
- головокружения и тошнота, особенно по утрам;
- учащение позывов к мочеиспусканию;
- значение базальной температуры от 37ºС.
Что можно сделать до обращения к врачу?
Поднимать температуру тела нужно очень осторожно. Резкая смена теплового режима может привести к серьезным последствиям.
- Если причина низкой температуры тела – переохлаждение, поместите замерзшего человека в теплой комнате, переоденьте его в сухую одежду, укройте одеялом и напоите теплым сладким чаем.
- Горячие ванна, чай, усиленное растирание частей тела могут навредить. Употребление крепких спиртных напитков также крайне нежелательно.
- Маленького ребенка следует покормить, дать ему теплое питье, обнять и согреть собственным теплом.
- Если вы просто переутомились, сделайте паузу в делах. Возьмите два-три выходных: как следует выспитесь, примите ванну, погуляйте на свежем воздухе. После такого полноценного отдыха нормальная температура тела восстановится естественным образом.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
- Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
- Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
- Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
- Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
- Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
- Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
- Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
- Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
- Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
- Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Лечение, используемое в 60-х и 70-х годах, состояло из приема ЛСД, применения электрического тока и жесткого контроля поведения больного, которое часто включало боль и наказания. Только в 80-х и 90-х годах врачи начали внедрять более современные методы лечения детей с аутизмом, такие как поведенческая терапия с упором на положительное подкрепление и обучение под постоянным контролем [9].
Сегодня лечение может включать в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение. Многие люди с аутизмом имеют дополнительные симптомы, такие, как нарушение сна, судороги и проблемы с ЖКТ. Лечение этих симптомов может улучшить внимание пациентов, их обучение и связанное с этим поведение. Некоторые лекарства, используемые для других состояний, помогают с определенными симптомами: антипсихотики (рисперидон и арипипразол), антидепрессанты, стимуляторы, противосудорожные препараты [37]. Сейчас рисперидон и арипипразол являются единственными лекарствами, одобренными FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США) для симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, с учетом раздражительности, часто наблюдаемой при этом диагнозе. Дети и подростки с расстройством аутистического спектра, по-видимому, более восприимчивы к побочным эффектам при использовании лекарств, поэтому рекомендуется использование небольших доз [38].
Среди немедикаментозного лечения в настоящее время используют прикладной анализ поведения, когнитивно-поведенческую терапию, обучение социальным навыкам, сенсорную интеграционную терапию, трудотерапию, логопедию [35].
Дети с расстройствами аутистического спектра могут иметь и сильные стороны. Их уникальные взгляды на мир дают возможность другим людям увидеть мир с другой стороны, дети с РАС могут вырасти в талантливых и успешных людей, которые сделают замечательные открытия для улучшения нашего мира. Новые исследования в области диагностики и лечения «детей дождя» дают этим необычным детям надежду на более успешную социальную адаптацию и даже выздоровление.
Патология проявляет себя как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Среди физических симптомов выделяют повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, боль в груди и сухость во рту, головные боли, ухудшение зрения, тремор конечностей, высыпания на коже, нарушения менструального цикла у женщин.
Психологические симптомы: ощущение потери контроля, ощущение человека, что он «сходит с ума», страх внезапной смерти, чрезмерное беспокойство, высокая восприимчивость и ранимость.
- Раздражительность;
- Постоянное чувство усталости и апатии;
- Повышенная чувствительность;
- Социальная изоляция;
- Частые и неожиданные перепады настроения;
- Нарушения режима сна и бодрствования;
- Потеря интереса к жизни или к определенным её сферам.
Именно постоянное чувство тревоги за свою жизнь или жизнь близких людей вызывает у человека бессонницу. Проблемы со сном не позволяют полноценно отдохнуть организму и нервной системе страдающего неврастенией. Это, в свою очередь, еще больше усиливает все перечисленные выше симптомы.
Поэтому при бессоннице специалисты рекомендуют несколько простых и эффективных правил:
- Соблюдать режим дня, то есть стараться засыпать и просыпаться в одно и тоже время;
- Заниматься спортом, давая организму лёгкую нагрузку;
- Чаще бывать на свежем воздухе;
- Сократить количество напитков, содержащих кофеин;
- Употреблять в пищу лёгкие продукты, чтобы избежать дискомфорта в желудке.
Фармакологические свойства
Фармакокинетика
Магния сульфат как слабительное средство действует на всем протяжении кишечника, но главным образом в тонкой кишке. Эффект наступает через 4-6 часов после приема препарата. У детей младшего возраста возможно всасывание небольшого количества слабительных солей. При этом их почки медленно выводят соли, поэтому существует опасность их кумуляции.
Фармакодинамика
Магния сульфат повышает осмотическое давление в просвете кишечника, что задерживает всасывание воды (принятой с лекарством и содержащейся в кишечном секрете), увеличивает объем кишечного содержимого, который вызывает растяжение кишки и рефлекторно стимулирует перистальтику. К тому же при повышении осмотического давления в просвете тонкой кишки увеличивается секреция ее слизистой оболочкой холецистокинина, который не только усиливает перистальтику кишечника, но и увеличивает кровоток в желудочнокишечном тракте, повышает секрецию пищеварительного сока, расслабляет сфинктер Одди, усиливает сокращения желчного пузыря и повышает ток желчи в кишечник.
Способ применения и дозы
Внутрь на ночь или натощак за 30 мин до еды взрослым по 10-30 г в 1/2 стакана воды. Детям старше 12 лет по 10 г 1 раз в сутки в 1/2 стакана воды, от 6 до 12 лет 5-10 г в 1/2 стакана воды. Детям до 6 лет только по назначению врача — из расчета 1 г на 1 год жизни. При хроническом запоре могут применяться клизмы (100 мл 20-30 % раствора).
Как желчегонное принимают внутрь по 1 столовой ложке 20-25 % (20 — 25 г в 100 мл воды) раствора 3 раза в день; проводят также дуоденальное зондирование с введением через зонд теплого раствора магния сульфата (50 мл 25 % или 100 мл 10 % раствора).