Отчеты в центр занятости в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчеты в центр занятости в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Информацию о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели должны представлять в органы службы занятости по форме, приведенной в приложении № 7 к приказу Минтруда от 26.01.2022 № 24.
Отчет о введении простоя
1 января 2023 года вступил в силу приказ Минтруда от 16.12.2022 № 786, расширивший для работодателей перечень обязательных отчетов, представляемых в службу занятости.
Документ внес изменения в приказ Минтруда от 26.01.2022 № 24, дополнив его новыми формами обязательной отчетности и изменив уже действующие отчеты. Среди новых форм – отчет о введении режима простоя – временной приостановке производства (приложение № 3 к приказу). Данный отчет работодатель обязан представить в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о введении простоя (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В отчете нужно указать численность работников, находящихся в простое, дату, с которой вводится режим простоя в отношении работников, и дату завершения режима простоя.
Отчеты о трудоустройстве и вакансиях для инвалидов
В отчете нужно указать размер региональной квоты для приема на работу инвалидов, общее количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, количество вакантных мест для инвалидов, численность инвалидов, трудоустроенных непосредственно в отчитывающейся организации, и численность инвалидов, трудоустроенных в счет квоты в других организациях.
В строках 19.1–19.7 нужно указать сведения о каждом работающем в компании инвалиде. В числе таких сведений – СНИЛС, профессия, по которой инвалид осуществляет трудовую деятельность, и группа инвалидности. Отчет необходимо представлять в органы службы занятости ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1). В эти же сроки работодатели представляют и отчет о реабилитации и содействии занятости инвалидов. Форма указанного отчета представлена в приложении № 8 к приказу Минтруда от 16.12.2022 № 786. В данном отчете нужно указывать численность прошедших обучение работников, имеющих инвалидность.
Какие формы отчетности претерпели изменения в 2022 году
Приказом Минтруда от 26.01.2022 № 24 утверждены пять новых форм, по которым работодатели с 11 февраля 2022 года должны передавать сведений в службу занятости.
- Форма представления работодателем сведений о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров.
- Форма представления работодателем сведений о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства.
- Форма представления работодателем сведений о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве).
- Форма представления работодателем информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.
- Форма представления работодателем информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Сроки подачи отчетности в фонд занятости
Отчетность в фонд занятости можно разделит на ситуативную и регулярную.
Ситуативная отчетность.
- В течение 3 рабочих дней подается отчетность после принятия решения о введении режима неполного рабочего времени или простоя, переводе работников на «удалёнку».
- За 2 недели ИП должен уведомить о принятия решения о закрытии предприятия или сокращении штата.
- За 2 месяца организация должна уведомить о принятия решения о закрытии или сокращении.
- За 3 месяца уведомить о массовом сокращении, когда работы лишатся более 50 сотрудников.
- В течение 5 дней работодатель должен уведомить центр занятости о приеме отправленного ЦЗН кандидата или об отказе в трудоустройстве с указанием причины.
Регулярная отчетность.
Ежемесячно необходимо отчитываться о:
- О наличии вакансий.
- О вакансиях для инвалидов и их трудоустройстве.
- О банкротстве.
Сведения о сокращении персонала
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:
— Ф.И.О.;
— образование;
— профессия или специальность;
— квалификация;
— размер и условия оплаты труда.
Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:
1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
2. Сокращение штата работников в количестве:
— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
— 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.
Действует старый закон о занятости населения
Суть проблемы в следующем. В России в начале девяностых был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1. Этот закон никто не отменял, он действующий, и последние поправки, внесенные в него, вступили в силу с 1 января 2021 года.
Согласно пункту 3 статьи 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения», организации обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о банкротстве компании; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакансий для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой.
Прямого указания на то, что компаниям нужно ежемесячно представлять в центры занятости данные о наличии вакантных мест в законе нет.
Но, местные власти, опираясь на этот закон, издают свое местное законодательство, где вменяют бухгалтерам в обязанность, сдавать отчеты о вакансиях в центры занятости. Например, Постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 г. № 258 обязывает все организации предоставлять отчетность, даже когда вакантные места в организации отсутствуют.
Бухгалтеры из Крыма пишут в социальных сетях, что они каждый месяц по всем предприятиям сдают «пустышки». А если бухгалтер не сдаст отчет, вызывают в соответствующие органы для «воспитания». Это тоже инициатива крымских властей. Правда, они на нее имеют право.
Информирование центра занятости об охране труда
Центры занятости регионов России имеют право запрашивать у работодателей отчет по охране труда. Как правило, в отчете предоставляется информация о:
- наличии или отсутствии производственного травматизма;
- обучении сотрудников;
- проведении специальной оценки условий труда;
- обеспечении сотрудников средствами индивидуальной защиты;
- наличии в организации санузла;
- другой информации.
Отчет о незакрытых вакансиях в центр занятости
Отчитываться о наличии свободных вакансий должны все работодатели.
Требование предоставлять отчет в центр занятости установлено пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.
Этот отчет, как и отчет о по квотированию рабочих мест для инвалидов, сдается ежемесячно.
Форма отчетности о вакансиях утверждена в Приложении № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90н.
Отчет содержит:
- сведения о работодателе;
- наименование вакантной должности;
- условия, характер, режим работы;
- размер зарплаты;
- квалификационные требования;
- льготы и гарантии.
Отчет о введении режима неполного рабочего времени, простоя
Сообщать о введении режима неполного рабочего времени в органы службы занятости работодатели обязаны с 2009 года.
Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Единой длят всех, установленной формы этого отчета нет. Центры занятости вправе разработать свои формы. Обычно отчет включает в себя следующие данные:
- дату введения режима неполного рабочего времени;
- период, на который он вводится;
- причину;
- численность работников, которых затронет этот режим.
К отчету нужно приложить копию приказа о введении на предприятии режима неполного рабочего времени.
Кроме того, организациям (кроме МСП) сведения о неполной занятости работников нужно ежемесячно представлять в органы статистики по форме статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 25.12.2008 г. № 325 (изменения к данной форме утверждены приказом Росстата от 13.03.2009 г. № 42). Срок предоставления – не позднее 3-го числа после отчетного месяца.
Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости
В соответствии с п. 2 ст. 25 закона № 1032-1, организация обязана уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к постановлению правительства РФ от 05.02.1993 № 99. В бланке указывают такую информацию о каждом сотруднике:
- Ф.И.О.;
- образование;
- профессия или специальность;
- квалификация;
- размер и условия оплаты труда.
Критерии массового увольнения установлены тем же постановлением правительства. К ним относятся:
- Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
- Сокращение штата работников в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
При этом региональные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся. Такие условия прописывают в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.
Обязанность готовить отчет по инвалидам в центр занятости возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4% от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьирует от 35 до 100 человек, квота не превышает 3% (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Кто и какие отчеты подает в центр занятости
Чтобы разобраться, какие подавать отчеты в центры занятости в 2020 году, надо вспомнить, чем занимаются такие структуры. Основная их задача — помочь людям, потерявшим работу, трудоустроиться, а работодателям — найти подходящий персонал. Эта функция часто выполняется формально, из-за чего правительство в ближайшие три года собирается кардинально модернизировать ЦЗН. Идеи по изменению заложены в проекте постановления правительства «О реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности службы занятости» федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Чиновники заявляют, что изменения помогут повысить эффективность работы центров, а работодатели за счет этого смогут увеличить производительность труда.
Модернизация призвана изменить работу ЦЗН, и теперь им придется решать проблемы в комплексе, а не оказывать отдельные услуги по подбору персонала. Чиновники обещают, что бюрократическая составляющая сократится.
Неизвестно, чем обернутся изменения для работодателей, но пока Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и подзаконные акты требуют от них сдавать:
- ежемесячный отчет в центр занятости о вакансиях;
- данные о предстоящих сокращениях (уведомляют за два месяца, в случае массового сокращения — за три мес.);
- сведения о введении неполного рабочего времени (уведомляют в течение трех рабочих дней);
- информацию о количестве трудящихся инвалидов и молодых специалистов (информация подается в отдел квотирования).
Единая дата подачи всех данных в центры не установлена, а формы в разных субъектах часто отличаются, т. к. их утверждают на региональном уровне.
ВАЖНО!
Обычно ЦЗН не следит за регулярной выплатой зарплаты, не проверяет условия труда на производстве, не контролирует уровень травматизма, а потому отчет по охране труда в центр занятости мало кто сдает. Но в некоторых регионах такие требования установлены, и введены отдельные бланки для передачи сведений о состоянии условий и охраны труда в организации. К примеру, в Краснодарском крае постановлением главы администрации (губернатора) от 21.12.2012 № 1591 утверждены формы и сроки предоставления информации о состоянии условий и охраны труда в организациях края, а в Красноярске необходимый бланк и правила его заполнения представлены в постановлении правительства Красноярского края от 22.05.2015 № 253-п. Рекомендуем убедиться, что вашей компании такая отчетность не грозит, чтобы избежать штрафов.
Информация о вакантных рабочих местах
По п. 3 ст. 25 закона о занятости, сведения о потребности в работниках в центр занятости передавать следует ежемесячно. Понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.
Информацию следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которая утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2019 № 90н (приложение № 10).
Обратите внимание: единая дата передачи сведений не утверждена, поэтому ориентироваться следует на те числа, которые прописаны в региональном законодательстве. В Ростовской области подают отчет в ЦЗН до 5 числа ежемесячно (постановление правительства Ростовской области от 25.09.2014 № 646), а для организаций Краснодарского края предусмотрен срок не позднее 28-го числа текущего месяца (постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258).
Обычно региональными властями уточняется не только срок сдачи, но и форма сведений о вакансиях в центр занятости, хотя чаще всего она стандартная и состоит из двух разделов. В первом прописывают данные о работодателе, во втором — характеристики вакансии и требования к соискателям, а именно:
- наименование должности;
- условия и характер работы;
- размер заработной платы;
- режим работы;
- квалификационные требования;
- льготы и гарантии.
В какой форме сдавать отчет по вакансиям
Письменного бланка для отчета по вакансиям не утверждено. Он составляется компаниями самостоятельно с указанием следующих реквизитов:
- Наименования, адреса, ИНН, КПП, контактных данных работодателя;
- Названия подразделения службы занятости, в которое направляется отчет;
- Месяца, за который предоставляется отчет;
- Формы собственности, средней численность работников;
- Наименований вакантных должностей, квалификационных требований к ним;
- Количества вакансий;
- Характера работы;
- Уровня зарплаты;
- Режима работы;
- Требований к опыту.
Документ подписывается ответственным лицом. Работодатели с численностью более 25 человек подают сведения через портал «Работа в России». Ввод данных производится на основании требований к разделу 4 Форматов, утвержденных Приказом Роструда от 24.11.2015 № 319. После регистрации им достаточно заполнить требуемые поля ввода информации:
- Наименование должности;
- Регион вакансии;
- Обязанности по должности;
- Режим работы.
В июле Роструд выпустил Письмо, в котором попросил службу занятости ежеквартально мониторить сведения об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами .
В Письме приводится форма 1 «Сведения об организации и численности работников организаций (мужчины 1959 г. р., женщины 1964 г. р.), не являющихся пенсионерами». По ней нужно представлять указанные сведения начиная с данных на 1 октября 2018 г. ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
После выхода этого Письма на сайтах территориальных органов занятости стали появляться обращения к работодателям сдать сведения о численности работников-предпенсионеров (мужчин 59 лет и женщин 54 лет), в том числе уволившихся, по прилагаемым формам. Например, такая информация появилась на сайте ЦЗН г. Перми , ЦЗН Челябинской области — г. Еманжелинска и г. Златоуста , ЦЗН г. Бердска Новосибирской области .
В некоторых регионах работодатели в сентябре стали получать из службы занятости запросы (по телефону или электронной почте) о представлении нового отчета о работниках с октября 2018 г. А в каких-то регионах работодатели даже не подозревают об этом новшестве. Они письма из своего ЦЗН не получали. Да и на региональных сайтах ЦЗН информация о новой отчетности для работодателей так и не появилась.
В связи с этим мы обратились к специалисту Роструда с просьбой разъяснить:
— есть ли в настоящее время у работодателей обязанность представлять указанные сведения;
— какова ответственность за непредставление этих данных в ЦЗН.
Представление сведений в центр занятости
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
— По предложенным в Письме Роструда формам органы службы занятости должны представлять в Роструд информацию с определенной периодичностью. Каким образом органы службы занятости будут готовить эту информацию, они решают сами.
Часть сведений, указанных в формах, они уже имеют, собирая их с помощью различных форм статистики (сведения о высвобождаемых работниках, о введении режима неполного рабочего времени, простоев и отпусков и т.д.). В их распоряжении есть государственный информационный ресурс — Реестр получателей услуг в сфере занятости, откуда они могут брать часть информации.
Если органам службы занятости будет не хватать информационных ресурсов, не исключено, что они будут запрашивать отдельные сведения у работодателей в порядке, который установят в регионах. При этом органы службы занятости самостоятельно определяют, в отношении каких компаний следует собирать информацию.
Роструд не будет контактировать с работодателями. И не будет устанавливать порядок и формы представления сведений. Поэтому по всем вопросам рекомендую обращаться в региональные службы занятости.
В Письме сроки представления информации установлены для органов службы занятости. Роструд не уполномочен решать вопросы об ответственности за непредставление сведений, так как сведения Роструд получает от органов службы занятости.