Работа или услуга? Определяем вид деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа или услуга? Определяем вид деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учреждение может оказывать (выполнять) широкий спектр услуг (работ). Например, реализовывать образовательные программы, оказывать первичную медицинскую помощь, хранить архивные документы и т.д. Но все эти услуги (работы) должны соответствовать целям деятельности учреждения. Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Какие услуги (работы) можно оказывать (выполнять)?
К сведению. Услуга — это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа — это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, должны быть включены в перечень услуг.
О платных и бесплатных услугах
Услуги, оказываемые учреждением в соответствии с заданием, предоставляются потребителю, как правило, на бесплатной для него основе (полностью за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания). Вместе с тем в случаях, определенных федеральными законами, такие услуги могут предоставляться учреждением за плату (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях , ст. 6 Закона N 83-ФЗ).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Но эти услуги должны быть оказаны сверх установленного задания и предоставляться на условиях, одинаковых для бесплатных услуг .
Статья 6 Закона N 83-ФЗ.
Правда, законодательство не содержит определения понятия «сверх задания». Это могут быть услуги (работы), не входящие в задание либо превышающие объем, установленный заданием. Последние скорее, поскольку только они могут предоставляться на условиях, одинаковых для бесплатных услуг.
Законодательством определены сферы, в которых учреждение может оказывать платные услуги или выполнять платные работы, — это сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иные сферы . По сути, формулировка «иные сферы» расширяет возможности бюджетного учреждения в выборе сфер, где оно имеет возможность оказывать платные услуги, выполнять платные работы .
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.
Продажа результатов работ (услуг) — любые операции гражданско-правового характера по предоставлению результатов работ (услуг), по предоставлению права на пользование или на распоряжение товарами, в том числе нематериальными активамии другими, нежели товари, объектами собственности за компенсацию, а также операции по безвозмездному предоставлению результатов работ (услуг).
Правоотношения в области оказания услуг в зависимости от обстоятельств могут оформляться в виде агентского договора или договора возмездного оказания услуг. В положениях договора должна быть выражена действительная воля сторон, отражающая правовую сущность сделки (вид заключаемого договора).
А значит, обязанность заказчика оплатить услуги не зависит от того, оформили стороны акт (иной подобный документ) или нет.
Предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера. Необходимо принимать во внимание, что сделки с третьими лицами во исполнение посреднического договора должны совершаться только после его заключения и только в интересах принципала (комитента).
Разница между товарами и услугами
С точки зрения маркетинга услуги — это объект продажи, выраженный в нематериальной форме. В этом принципиальное отличие от товаров.
Товары | Услуги |
Имеют физическое воплощение в конкретных продуктах | Предоставляются в виде посреднической деятельности |
Материальны | Нематериальны |
Потребляются после производства и продажи | Процесс потребления и производства происходит одновременно |
Может храниться определенное время | Не подлежат хранению |
Возможно передать право собственности другому человеку | Передача права собственности невозможна |
Стандартный бланк задания
Специфика учреждений частично отражена в форме задания. Эта форма составляется в два этапа — органами власти в обобщённой трактовке, а также органами местного самоуправления с учётом внутренней специфики. Соответственно допускаются определённые различия в разных регионах. В Постановлении № 640 от 26.06.2015 приведена универсальная, стандартизированная форма 0506001. Именно ею предлагается пользоваться учреждениям, корректируя нужные пункты, если есть для этого основания. Молодой специалист и опытный, изучив данный бланк, сможет составить госзаказ, который будет использоваться в дальнейшем учебным учреждением. Благодаря этому директор школы может уйти в отпуск, передав инструкции исполняющему обязанности и не переживать ни о чём.
Важно! Правда, госзадание не рекомендуется менять, не желательны ошибки при его составлении.
Стандартно форма задания как документ на бумажном носителе представлена титульным листом и некоторым количеством разделов.
Отличие работ от услуг
Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте. Причем результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ по общему правилу определяется исполнителем.
Услуга в отличие от работы представляет собой действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (например, деятельность хранителя, комиссионера, перевозчика и т.п.).
Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, которое включает себя:
Следовательно, понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
Различие между услугами и работой следующее:
— Подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат.
— Исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат.
Разграничение по указанному признаку является, бесспорным, единственным и отражается в ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что лицо, которое выполняет работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику. При не достижении результата работа не считается исполненной.
На основании пункта 1 статьи 715 ГК РФ заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу, его интересует доброкачественный результат.
Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п.1 ст.779 ГК). Так же будет определенный результат от услуги, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. Можно говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях — наблюдать, но не получать как вещь.
Последствия разграничения выполнения работ и оказания услуг
Разница между выполнением работ и оказанием услуг носит не только теоретический, но и практический характер. Рассмотрим практику о том, чем отличается выполнение работ от оказания услуг в плане последствий:
- овеществленные результаты работ передаются заказчику, и впоследствии он, являясь их правообладателем, может использовать их в своей деятельности или передать иным субъектам (постановление АС ВВО от 27.06.2017 № Ф01-2184/2017 по делу № А29-8173/2016);
- если отношения признаются подрядными (важен овеществленный результат), то положения договора даже если и называют оказываемые действия услугами, не имеют значения для квалификации отношений и определения применимых к ним норм (постановление АС ДО от 11.07.2016 № Ф03-2932/2016 по делу № А24-3262/2015);
- если спорные отношения квалифицируются как подрядные, то должны быть указаны сроки выполнения работ, неустановление таких сроков — основание для признания договора незаключенным (постановление ФАС ПО от 08.02.2011 по делу № А12-3977/2010);
- доводы о том, что единственным подтверждением оказания услуг являются акты сдачи-приемки, неверны, поскольку услуги не предполагают передачу овеществленного результата (определение ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-398/11 по делу № А41-43209/09);
- если квалификация отношений была произведена нижестоящими судами неверно, однако это не привело к принятию неправильного решения, то отмена судебных актов не производится (постановление АС ПО от 07.07.2015 № Ф06-24865/2015 по делу № А55-10845/2014).
Работа или услуга: читаем ГК РФ
Как гласит пункт 1 статьи 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Суть работ, которые могут быть предметом договора подряда, конкретизирована в пункте 1 статьи 703 ГК РФ. В нем сказано, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
В свою очередь по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Как видим, в данном случае предметом договора выступает совершение действий или осуществление деятельности. Примеры таких действий (такой деятельности) приведены в пункте 2 статьи 779 ГК РФ. Это могут быть услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и другие.
Итак, основное отличие предметов договора подряда и договора возмездного оказания услуг заключается в сути главной обязанности, которую принимает на себя исполнитель. Если речь идет о том, что заказчик должен получить от исполнителя некий конечный, и, как правило, овеществленный результат деятельности (документ, здание, забор, яму, исправный автомобиль и т.п.), а сама деятельность — это лишь необходимое условие для образования такого результата, то в терминах ГК РФ речь идет о работе. И, следовательно, отношения по достижению или созданию такого результата и передаче его заказчику должны регулироваться договором подряда.
Бесплатно составить и распечатать договор подряда по готовому шаблону
Если же суть обязательства исполнителя заключается непосредственно в совершении каких-либо действий, результат которых отдельно от них не существует и заказчику не передается, то возникающие отношения между сторонами должны регулироваться договором возмездного оказания услуг.
Таким образом, для правильного выбора вида договора в каждой конкретной ситуации сторонам достаточно задать себе только один вопрос: за что конкретно заказчик будет платить исполнителю. Если получение вознаграждения связано с передачей заказчику какого-то результата деятельности и без этого результата сама деятельность исполнителя никак не оплачивается, то речь идет о работе и договоре подряда.
Если же оплачивается сам факт выполнения какой-либо деятельности (совершения конкретного действия), а не полученный результат, то речь идет о договоре возмездного оказания услуг. Например, таким договором оформляется участие в судебном заседании или проведение семинара.
Бесплатно составить и распечатать договор возмездного оказания услуг по готовому шаблону
Как Налоговый кодекс определяет термины «работа» и «услуга»
Налоговое законодательство содержит четкие определения рассматриваемых терминов. Так, согласно пункту 4 статьи 38 НК РФ, работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
А услугой для целей налогообложения является деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Тип государственного учреждения
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).
Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация — для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации — для государственных учреждений, муниципальное образование — для муниципальных учреждений). В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления. Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.
Напомним, что никакого собственного имущества у бюджетного учреждения не может быть. Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Земельные участки под зданиями и сооружениями, переданными в оперативное управление бюджетного учреждения, закрепляются за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Самостоятельно распоряжаться земельными участками бюджетное учреждение не имеет права.
Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), направляя при этом на достижение уставных целей. Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного движимого и недвижимого. При этом учредитель не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Но в случае причинения вреда гражданам, при недостатке иного движимого имущества для его возмещения, субсидиарную ответственность несет собственник имущества, публично-правовое образование.
Что с договором подряда?
Деятельность по договору подряда причисляется к работе. Как поясняет МНС, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).
Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Можно выполнять работу из материала заказчика: согласно закону, такая деятельность не будет переквалифицироваться из договора подряда в договор оказания услуг.
Об изменении типа учреждения
Стоит отметить, что для изменения типа государственного (муниципального) учреждения требуются предпосылки, в том числе, экономические и управленческие.
В экономическом плане учитываются:
Управленческие предпосылки:
Для изменения типа бюджетного учреждения на автономное необходима инициатива либо согласие самого учреждения. Предложение об изменении типа учреждения должен подготовить орган исполнительной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится данное учреждение. После изменения типа учреждения нет необходимости переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий и иных разрешительных документов. Необходимо будет внести соответствующие изменения в устав учреждения.
Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.
Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.
Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.
В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.
Выгоды, связанные с автономным статусом
Однако между бюджетным и автономным учреждениями существуют значимые различия. Основные из них приведены в таблице:
Таким образом, выгоды перехода из статуса бюджетного учреждения в «автономку» связаны с перечисленными отличиями автономного и бюджетного учреждений.
Указанные нормы содержатся, соответственно, в ч. 15 ст. 4 и п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
Прочие условия перехода на УСНО приведены в гл. 26.2 НК РФ.
2. Дает заключения:
Часть 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях.
Полный перечень функций наблюдательного совета приведен в ст. 11 Закона об автономных учреждениях.
Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только доходами от приносящей доходы деятельности. На практике это обеспечивается правом директора автономного учреждения утверждать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по заключению наблюдательного совета (то есть при контроле со стороны общественности, работников и отчасти учредителя).
Цели формирования задания
Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:
Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.
ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.