Европротокол: правила оформления и частые ошибки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол: правила оформления и частые ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.
Как заполнить европротокол при ДТП?
Европротокол, который нужно заполнить при ДТП, имеет установленную форму. Когда вы заключаете договор со страховой, она выдает бланк извещения с самокопируемым вкладышем. Заполняя верхний лист, вы одновременно составляете экземпляр для второго участника аварии. Оба экземпляра равны по юридической силе. Если по какой-то причине у вас нет бланка, скачивать его из интернета не рекомендуется, так как, не зная формы, вы можете скачать документ, не соответствующий требованиям. В этом случае можно вызвать аварийного комиссара, который в числе прочих услуг предоставит вам бланк за отдельную плату. Поэтому, если представитель страховой при заключении договора не выдал вам бланк извещения, требуйте его, чтобы избежать лишних расходов.
Заполнять бланк протокола ДТП нужно синей не мажущей ручкой. Карандаш использовать нельзя! Исправлений желательно избегать, но, если вы вынуждены что-то исправить, нужно составить отдельный комментарий с подписями обеих сторон. Каждый заполняет свои данные так, как они указаны в документах. Форма документа предполагает возможность внести свои отдельные замечания по поводу случившегося.
Как оформить извещение?
Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Также их можно самостоятельно распечатать – лучше сразу в двух экземплярах. По словам Воропаева, при заполнении важно соблюсти три условия. Во-первых, из документа должны быть понятны личные данные водителей, попавших в ДТП, а также тот факт, что оба имеют полис ОСАГО.
«Третий ключевой момент, что нет спора по поводу причинения ущерба. К примеру, что фара, крыло и колесо пострадали в этом ДТП, а не в каком-то другом, произошедшем ранее. Участники должны быть с этим согласны. Если три условия сохраняются, то страховые компании не могут отказать в выплате. Даже если есть неточности и ошибки в заполнении документа», – объяснил автоюрист.
Также виновнику нет необходимости отправлять копию протокола в страховую компанию, подчеркнул эксперт.
Как оформить ДТП без вызова ГИБДД?
Вызывать ГИБДД непосредственно на место аварии требуется, только если причинен вред здоровью или погиб человек. Если же все ограничилось имущественными потерями, ждать приезда инспекторов ДПС необязательно.
Однако исключительно «имущественное» ДТП еще не значит, что полиция не будет задействована совсем. Ее участие зависит также от наличия у водителей разногласий относительно дорожного инцидента.
Под таковыми понимаются:
- разная оценка обстоятельств аварии: вины, направления движения, цвета светофора, приоритета движения и т. д.;
- споры по перечню и характеру повреждений, полученных в аварии.
Отсутствие разногласий значит, что все причастные водители однозначно оценивают произошедшее и никто не утверждает, что какие-либо из повреждений имелись на авто противоположной стороны до аварии.
Существуют следующие варианты действий по оформлению таких ДТП:
- При наличии спора обязательно информируется полиция. Водители получают указания о том, как произвести фотофиксацию ДТП и куда им нужно прибыть для оформления документов. Иногда на такие ДТП даже выезжают инспектора (например, если поблизости есть экипаж ДПС).
- При отсутствии спорных моментов водители не обязаны сообщать об аварии в полицию. Они могут выбрать 1 из вариантов:
- не оформлять документы о ДТП;
- оформить документы по европротоколу, то есть без участия полицейских;
- прибыть на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции и оформить происшествие там.
Заполнение извещения об аварии без участия ДПС
По итогам оформления аварии по европротоколу у каждого из водителей должно остаться на руках по извещению для страховой компании. Лицевые стороны обоих экземпляров должны быть заполнены ими идентично и совместно.
Бланки извещений выдает страховщик при покупке ОСАГО. Их лицевая сторона обычно снабжена копиркой, чтобы избежать двойного заполнения. Извещение, заполненное с помощью копирки, имеет ту же силу, что и заполненное ручкой, если информация скопирована полностью и имеются подписи обоих водителей.
Основные рекомендации по заполнению извещения:
- Используйте шариковую ручку.
- Заполняйте бланк печатными буквами.
- Не допускайте ошибок, помарок и исправлений.
- Выбираемые поля отмечайте галочкой или крестиком.
- В неиспользуемых полях ставьте прочерки.
- Повреждения описывайте кратко, но точно: «вмятина на правом заднем крыле», «трещина на левой передней фаре» и т. д.
- В схему ДТП включайте наименование улицы, контуры проезжей части, разметку, направления движения авто и их итоговое положение, неподвижные объекты (светофор, дом, знак и т. п.).
- В пункте «Замечания» укажите, что оформление проводилось без участия ГИБДД.
- Разъединяйте бланки после заполнения всей лицевой стороны, но до проставления подписей.
Обратная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно, причем это можно сделать и позже.
Что делать после оформления европротокола при ДТП?
Убедившись, что на обоих экземплярах извещения о ДТП есть их подписи, водители могут покинуть место происшествия, после чего:
- В течение 5 рабочих дней со дня ДТП каждый из них направляет извещение в свою страховую организацию. Потерпевший делает это одновременно с подачей заявления о прямом возмещении убытков, прикладывая носитель с фото- и видеоматериалами с места аварии, а также заявление о том, что информация на этом носителе не подвергалась корректировке.
- В течение 15 календарных дней водители не должны приступать к ремонту машин (в течение этого времени страховщик имеет право провести их осмотр и экспертизу). В срок не включаются нерабочие праздничные дни.
В случае нарушения этих правил виновником аварии он будет обязан выплатить сумму возмещения в пользу страховой потерпевшего, если последняя потребует этого. Если же их нарушит потерпевший, он лишится права на страховое возмещение.
Правила оформления аварии без европротокола
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли оформить ДТП без ГАИ, так как нередко приходится ждать работников ГИБДД длительное время. Если соблюдаются вышеуказанные условия, то автовладельцы могут решить вопрос мирным способом. Нередко отсутствует даже необходимость в составлении европротокола, если виновник согласен непосредственно на месте возместить убытки другому участнику аварии.
В этом случае должны соблюдаться правила:
- оба участника должны быть согласны на такое решение проблемы;
- повреждения должны быть незначительными;
- обязательно передача денег фиксируется составлением расписки;
- пострадавший должен составить документ, где он подтверждает, что у него отсутствуют какие-либо претензии к виновнику аварии, причем пишется текст от руки.
Обычно такой способ используется, если действительно имеются незначительные повреждения машины, поэтому передается компенсация, не превышающая по размеру 10 тыс. руб.
Инструкция по заполнению европротокола
Наиболее часто при выборе способа, как оформить ДТП без ГАИ, граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно разобраться в правилах составления и оформления этого документа. К ним относится:
- используется только специальный фирменный бланк, который можно скачать на официальном сайте ГИБДД;
- внесением сведений должны заниматься оба автомобилиста;
- на лицевой стороне документа указываются данные о месте и времени аварии, а также приводятся личные данные об участниках;
- прописываются сведения о страховых компаниях, чьи страховые полисы имеются у автовладельцев;
- на лицевой части европротокола описываются все повреждения, имеющиеся на автомобилях, а также приводятся обстоятельства, при которых возникло происшествие;
- в 14 пункте должны иметься все повреждения и их характер;
- в 15 пункт можно внести разные замечания;
- 17 пункт предназначается для составления схемы, с помощью которой будет понятно, в каком направлении двигались автомобили, а также каким образом возникла авария;
- обратная сторона документа обычно остается неиспользованной, поэтому она зачеркивается с помощью символа Z, так как при таких условиях исключается вероятность того, что кто-нибудь из участников сможет внести недостоверные сведения.
Если во время заполнения документа граждане допускают ошибки или вносят неправильные данные, то придется пользоваться новым европротоколом, так как не разрешаются разные зачеркивания или исправления. Достаточно легко разобраться водителям в том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Пример заполнения европротокола можно посмотреть ниже.
Правила заполнения схемы
Особенно много внимания должно быть уделено формированию схемы ДТП, так как в ней все сведения должны отражаться верно и грамотно. Поэтому при составлении документа учитываются нюансы:
- указываются, как располагаются автомобили относительно друг друга после столкновения;
- прорисовывается конфигурация проезжей части, поэтому по схеме должно быть понятно, возникла ли авария на прямом участке дороге, повороте или вовсе на перекрестке;
- описываются все элементы, располагаемые рядом с местом столкновения, причем сюда относятся знаки дорожного движения, остановки общественного транспорта или светофор;
- указывается, имеются ли разные дефекты на дорожном покрытии, которые могли бы стать причиной столкновения.
Только разобравшись в том, как оформить ДТП без ГАИ, могут граждане не вызывать сотрудников ГИБДД и рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Как только европротокол будет грамотно составлен, требуется известить полицию о происшествии. Далее пострадавший в аварии может обратиться с этим документом к своей страховой компании для получения компенсации.
Как действовать дальше
Регистрация аварии с помощью Европротокола означает, что сотрудники Госавтоинспекции не приедут на место аварии. Все документы, такие как схема, извещение о ДТП и другие составляются участниками аварии самостоятельно.
С момента оформления происшествия у пострадавшей стороны есть 5 дней на то, чтобы направить в страховую компанию все документы. Для того чтобы подтвердить факт аварии вам понадобятся следующие документы:
- свидетельство ТС либо паспорт ТС;
- данные с ГЛОНАСС, навигатора, либо фото- и видеосъемка с места аварии;
- реквизиты собственника ТС;
- паспортные данные;
- информация об эвакуации ТС (если она осуществлялась);
- извещение о ДТП.
После принятия извещения к рассмотрению пострадавший должен предоставить автомобиль на осмотр в свою страховую компанию. Здесь тоже есть свои подводные камни: например, судьба компенсации может зависеть от виновника аварии. Страховщики могут заподозрить факт мошенничества и потребовать на сверку повреждений второй автомобиль. Если виновник ввиду различных причин отказался приезжать на очную ставку, то страховщики могут отказать в компенсации невиновному человеку. Хотя юристы отмечают, что сверка второго автомобиля не является законным поводом для отказа.
— Пострадавший свой транспорт привёз на оценку, документы заполнены правильно, виновник признался — всё, дальше ничего не должно мешать выплате. В противном случае нужно обращаться в РСА или Центробанк (регулятор отрасли), — настаивает Николай Тюрников.
В такую ситуацию попал Андрей из Калининграда. После ДТП, оформленного по европротоколу, Андрей, как пострадавший, подал все документы в «Росгосстрах», предоставил свой разбитый «киа-рио» на осмотр и стал ждать выплаты. Однако в возмещении Андрею отказали на основании того, что виновник ДТП на осмотр свой автомобиль не предоставил. В ответ на претензии в адрес руководства компании вновь пришёл отказ. Ситуацию спасла только жалоба в РСА — по прошествии двух недель после её отправления Андрею были перечислены деньги.
Эксперты сходятся во мнении, что механизм европротокола в данный момент не отработан и плохо прописан. Водители боятся того, что им не компенсируют ущерб, а страховщики, в свою очередь, получают лазейки для того, чтобы не платить деньги пострадавшим.
Как зафиксировать ДТП через «Помощник ОСАГО»:
- Зайдите в приложение. Заполните одно извещение в электронной форме. Информация о водителях и транспортных средствах подтянется автоматически из личного кабинета пользователей.
- Введите данные второго участника и получите QR-код. Дайте считать QR-код второму участнику.
- Второй водитель получит электронное извещение в своем личном кабинете на портале госуслуг, ему нужно проверить указанные вами данные.
- Координаты места ДТП приложение определит само.
- Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
- Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения и расположение автомобилей относительно друг друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов. Следуйте подсказкам мобильного приложения.
- Сделайте снимок бумажного бланк извещения о ДТП.
- Проверьте все введенные данные, нажмите кнопку «Подписать». Если второй участник это подтверждает, он подписывает извещение через свой личный кабинет.
- Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения. Присвоенный номер вашему ДТП сообщите страховой компании.
Как оформить ДТП без пострадавших по новым правилам
Таким образом, согласно обновленному законодательству оформлять ДТП без участия уполномоченных органов можно, но в соответствие с представленными условиями. Водители должны прийти к общему решению по поводу виновника происшествия, обстоятельств и размера ущерба. Если другое имущество не пострадало, оба участника застрахованы по ОСАГО и нет получивших травмы, то можно составить протокол «евро». Других бумаг не требуется. Документ предъявляется страховщику для оформления компенсации.
Если авария обошлась без жертв, то регламент диктует следующий порядок действий:
- остановиться и не трогать транспорт или другие детали на дороге;
- включить сигнал, оповещающий о ДТП;
- на дорожной полосе выставить знак аварии на 15 метров от авто.
Правила использования раздела
Прежде всего, необходимо внимательно ознакомиться с главной страницей раздела. После чего следует, последовательно отвечая на поставленные вопросы, руководствоваться тем алгоритмом действий, который соответствует конкретной дорожной ситуации.
Данный раздел позволяет скачать упрощенный вариант алгоритма действий при ДТП в виде блок-схемы, которую удобно распечатать и положить в автомобиль, чтобы использовать, если на месте дорожно-транспортного происшествия не будет возможности воспользоваться Интернетом.
Специалисты отмечают, что в настоящее время практика внедрения Европротокола получает все более широкое распространение. Так, практически во всех российских регионах сотрудники ГИБДД проводят мероприятия по популяризации среди населения возможности самостоятельного оформления ДТП. В частности, проводятся общественные приемные, в ходе работы которых сотрудники ГИБДД дают подробную инструкцию, как правильно оформить ДТП самостоятельно.
Роль аварийного комиссара
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
В 2020 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.
Обратите внимание! Если в вашу страховку включена дополнительная помощь со стороны аварийного комиссара, узнайте заблаговременно, какого рода содействие вам будет предложено. Возможно, услуги специалиста не будут оправдывать свою стоимость, и вы захотите от них отказаться
Аварийный комиссар бывает и частным специалистом. Такой работник никак не связан со страховой компанией, и его услуги при оформлении европротокола, вы оплачиваете из своего кармана. Это даже хорошо, ведь вы можете быть уверены в защите конкретно ваших интересов при ДТП.
Запомните! Комиссар не может заменить инспектора ГИБДД! В крайнем случае он может принять на себя часть его обязанностей. Сотрудник ДПС по закону определяет, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии.
Как найти аварийного комиссара? Если это независимый специалист, то достаточно позвонить в любую службу аварийных комиссаров. Вообще, желательно заранее разузнать телефоны компаний, специализирующихся на таких услугах. Указанные организации готовы предоставить услуги долговременного абонемента. Соответственно, вы можете пользоваться услугами дорожного комиссара на протяжении длительного срока, например, 1 года.
Обязательно ли обращаться к аварийному комиссару для оформления европротокола в 2020 году? Вызов специалиста является платным, поэтому не так много водителей в реальной жизни прибегает к их услугам. Большинство автовладельцев стремятся самостоятельно оформить европротокол. Даже страховые компании не так часто предлагают клиентам профессиональную помощь аварийного комиссара, т. к. не находят в ней выгоды и особой необходимости.
Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД
Перед тем, как начать оформлять автоаварию в упрощенном режиме, автолюбителям нужно выполнить требования, указанные в п. 2.5. и 2.6.1. ПДД, а именно:
- сразу после столкновения – остановить автомашину;
- включить аварийку;
- поставить указатель аварийной остановки, согласно правилам, указанным в п. 7.2. ПДД;
- не трогать объекты, которые имеют отношение к случившемуся событию;
- если для проезда других автомашин создается помеха – освободить дорогу, то есть съехать на обочину, но обязательно предварительно зафиксировав – в каком положении были ТС на момент аварии касаемо друг друга и объектов городской инфраструктуры (при помощи фото- или видеокамеры).