Ответственность за нарушение режима защиты государственной тайны
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение режима защиты государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц — Лидеры рейтингов » Аналитика » Полезные статьи и обзоры судебной практики » Правовая защита информации » Особенности рассмотрения дел, связанных с разглашением государственной тайны Государственная тайна представляет собой установленные государством сведения, разглашение которых посторонним лицам может привести к снижению общей обороноспособности страны либо нанести серьезный ущерб безопасности, экономики и т. д.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Служебная тайна как объект права
Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).
Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной? Посмотреть ответ
Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:
- государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
- собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
- служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».
В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.
Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
- органов государственного управления;
- органов муниципального управления;
- государственных предприятий;
- государственных учреждений.
Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.
Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.
Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.
Данные, составляющие государственную тайну, чаще всего записываются на следующих видах носителей:
- жестких дисках;
- печатных документах;
- специальных устройствах хранения информации.
Чтобы уведомить получателя о том, что данные на носителе не подлежат разглашению, используется специальный гриф секретности. На печатных документах он выглядит следующим образом:
- в правом верхнем углу присутствует пометка (например, «совершенно секретно»);
- сразу под ней указывается количество экземпляров документа.
На данный момент в РФ существует три грифа секретности:
- «секретно»;
- «совершенно секретно»;
- «особой важности».
Разница между этими грифами заключается в степени ущерба, который может нанести разглашение засекреченной информации. Так, распространение сведений особой важности способно нанести ущерб интересам РФ в целом. При разглашении секретной информации вред наносится отдельно взятому предприятию, организации или учреждению. Если же третьи лица получат доступ к совершенно секретным данным, то пострадает ведомство, министерство или отрасли экономики РФ в одной или несколько областей.
Присвоение документу определенного грифа секретности происходит по решению руководителя конкретного государственного органа. Для этого может создаваться комиссия, составляющая список данных, подлежащих засекречиванию. Подобные перечни имеются у каждого ведомства, работающего с гостайной.
Например, Федеральная служба геодезии и картографии работает только с секретными сведениями. Данных особой важности и совершенно секретной информации здесь нет. Поэтому на всех документах с ограниченным доступом проставляется гриф «секретно».
Какие данные нельзя засекретить
Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:
- О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
- О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
- О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
- О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
- О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
- О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
- О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).
Ответственность военнослужащих за разглашение государственной тайны
Высокая политическая бдительность является долгом каждого советского гражданина. Империалистические разведки, ведущие подрывную работу против СССР и стран народной демократии, стремятся использовать в своих целях лиц, проявляющих политическую беспечность и благодушие, ротозеев, болтунов и хвастунов, разглашающих известные им секретные сведения. Ротозейство составляет питательную среду для шпионажа, диверсий и вредительства. Болтуны, разглашающие государственную тайну, становятся невольными пособниками врага. Разглашённые ими сведения могут стать достоянием враждебных СССР иностранных разведок и быть использованы империалистическими государствами во вред внешней безопасности СССР.
Комментарий к статье УК РФ 1. О понятии государственной тайны см. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст.
Володарский район ВЛАСТЬ Военная прокуратура Мулинского гарнизона Военный прокурор разъясняет Основания привлечения к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства.
За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье Уголовного кодекса Российской Федерации далее — УК РФ. Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Государственная тайна — сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.
Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, то есть доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Особо следует обратить внимание на то, что принципиальное значение отношении государственной тайны имеет факт ее распространения независимо от способа распространения , а также последствия такого распространения в виде ущерба интересам государства, то есть наступлении невыгодных для государства и его безопасности последствий.
Спектр сведений, разглашение которых может причинить ущерб интересам государства, широк и охватывает собой сведения в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Носителями информации, составляющей государственную тайну, являются объекты, в которых такие сведения находят отражение. Применительно к государственной тайне такой носитель может быть: вещественно-предметным — книги, письма, аппаратные запоминающие устройства; документальным — в форме документа ограниченного использования; электронным — обеспечивающим хранение информации в электронной форме посредством специальных символов, кодировок и т.
Согласно статье 21 Закона устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: ниям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
К основным направлениям по обеспечению защиты государственной тайны можно отнести: доведение и разъяснение существующего порядка охраны государственной тайны лицам, допущенным к работе с соответствующими сведениями; предупреждение и борьбу с фактами беспечности, болтливости дительности лиц, имеющих допуск и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Она осуществляется, главным образом, за счет улучшения работы по подбору и воспитанию кадров, повышению уровня воспитательной и организационной работы, а также путем проведения мероприятий по профилактике и предупреждению разглашения государственной тайны.
Однако данные мероприятия не всегда обеспечивают надежную сохранность указанных сведений. Поэтому, как показывает практика, к лицам, которые допускают разглашение производственных, военных и иных секретов, необходимо применять и меры уголовно-правового воздействия.
Общественная опасность разглашения государственной тайны заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны. Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены и шпионажа.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица.
Допуск предполагает специально оформленное право гражданина, разрешающее ему ознакомление и работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина при наличии у того допуска со сведениями, составляющими государственную тайну.
Следует иметь в виду, что лицо, разгласившее секретные сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии надлежащим образом оформленного допуска к государственной тайне и реального доступа к ним.
Данное лицо принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных ему секретных сведений. Наряду с этим к числу субъектов преступления на практике относят также лиц с оформленным допуском , которым тайна специально не доверена отсутствует специально оформленный доступ , но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы к примеру, обслуживающий персонал режимных учреждений, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве адвокаты по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну , а также учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации например, лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.
Ответственность военнослужащих за разглашение государственной тайны
Работа эта халтурная, в качестве курсовой пройдет разве что совсем уж в «отпетом» юридическом колледже; оптимальное назначение- доклад, реферат на военных кафедрах ВУЗа.
Не весь объявленный список литературы использовался на самом деле. Работу выполнил студент 4 курса юрфака СПбГУ Новиков Кирилл. Сдана работа преподавателю военной кафедры СПбГУ полковнику Глымбоцкому В.
В. зимой 1997 года. Зачет получен без проблем; список литературы сомнений не вызвал.
Успехов! мобилизационные планы и другие документы, содержащие сводные данные о подготовке и мобилизации страны в целом, вооруженных сил, родов войск, военных округов, армий, флотов и флотилий, а также общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР и предприятий союзного значения; сводные данные о местах хранения, наличии и планах накопления всех видов государственных и мобилизационных резервов, а также отдельных видов продукции, имеющих оборонное или стратегическое значение, в целом по СССР, Главному управлению государственных материальных резервов при Совете Министров СССР и его территориальным управлениям; сводные данные о количестве военнообязанных запаса в целом по СССР и военным округам, а также данные о комплектовании войск из очередных призывов в целом, по вооруженным силам СССР, военным округам и флотам; Для создания наиболее полного представления о различных видах воинских преступлений необходимо подробно разобрать составы преступлений, нарушающих установленный порядок сохранения сведений военного характера, составляющих государственную тайну, которые содержались в прежнем кодексе и в несколько усеченном и видоизмененном состоянии перекочевали в ныне действующий УК РФ.
Обязанность хранить тайну
В настоящий момент, за разглашение и утрату документов или предметов содержащих государственную тайну военнослужащие несут уголовную ответственность по ст. ст. 283 и 284 УК РФ на общих основаниях.
Аналогичные деяния, совершаемые ими в отношении военной тайны (военных сведений конфиденциального характера не подлежащих оглашению), в настоящий момент остаются безнаказанными.
Условия допуска к ГТ
Допуск к ГТ — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим ГТ, а организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.
Доступ к ГТ — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к ГТ осуществляется в добровольном порядке.
При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к ГТ, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.
Существуют следующие формы допуска:
первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Статья 13.13 КоАП РФ. Незаконная деятельность в области защиты информации
- Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
- Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
Ответственность за нарушение гостайны
Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.
Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.
Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.
Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны
В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.
Понятие “государственной тайны”
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
В разные времена конструкция понятия разглашение гостайны была различной. Об этом свидетельствует анализ специализированной литературы.
Одни ученые подразумевают под разглашением государственной тайны противоправные поступки виновного, в результате которых сведения, являющиеся государственной тайной, стали доступны другим людям.
Только появление Уголовного Кодекса внесло ясность в определение понятия «разглашение государственно тайны».
Статья 283 Уголовного Кодекса устанавливает меры ответственности за разглашение информации, являющейся тайной страны.
Согласно данной статье виновным является человек, которому по долгу службу была доверена гостайна, и она стала известна иным людям.
Разглашением государственной тайны не будет являться ситуация, когда сведения могли бы оказаться достоянием других лиц, но не стали.
Уголовная ответственность за государственную тайну
ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.
ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям. Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.
ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями. Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.
ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.
ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий. Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.
Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Константин Сергеевич
Статья посвящена рассмотрению порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения установленных правил в области обращения сведений, составляющих государственную тайну . Проанализированы положения трудового законодательства, нормативных правовых актов, составляющих правовую основу государственной службы, а также определяющих правовой статус должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на основании которых наступает дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о государственной тайне . Рассмотрен общий порядок применения дисциплинарной ответственности за такие проступки. Исследованы соответствующие положения законодательства, предусматривающие порядок увольнения правонарушителя за нарушения законодательства о государственной тайне .