Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку водитель велосипеда подчиняется Правилам дорожного движения и является полноправным участником дорожного движения, столкновение с пешеходом должно быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Для этого необходимо позвонить по номеру 02 или 102 с мобильного. Если пешеход получил травму, лучше сразу позвонить в 112, и тогда на место выедут не только сотрудники ГИБДД, но и скорая помощь. Даже если велосипедист имел право ехать по тротуару, то он должен двигаться так, чтобы не мешать пешеходам и не создавать опасных ситуаций. Если велосипедом управлял ребенок, то его можно привлечь к административной ответственности только с 16 лет, поэтому если пешеходу причинит вред малолетний велосипедист, то за нарушение ПДД его не накажут, а вот вред здоровью или имуществу родителям придется возместить.
Велосипедист сбил пешехода
Статья 12.24 КоАП. Могут и лишить, а могут и просто оштрафовать. Лучше заключите соглашение с юристом (адвокатом)
Конечно, детский или подростковый велосипеды не должны рассматриваться как источники повышенной опасности, так как они либо вообще не имеют вредоносных свойств, либо такие свойства незначительны. А вот что касается велосипедов для взрослых, а тем более спортивных моделей, то здесь все не так однозначно. И только суд может решить этот вопрос. |
Велодорожки для велосипедистов, а не для пешеходов с детскими колясками!
Помню в детстве, велосипедных дорожек, как таковых не было. Детвора гоняла на своих «Школьниках» и «Камах» по дворам и улицам, получая в след недоброжелательные крики от сидящих на лавочках бабулек.
Да, тогда было проще. Дворы не были заставлены автомобилями, да и вообще улицы были пустынны. Мы гоняли, как угорелые. Но, катались только дети.
Мне вообще сложно вспомнить, чтобы на велосипедах рассекали взрослые.
Когда вообще велосипеды вошли в моду? В начале «нулевых»? Сейчас, чтобы безопасно дойти до магазина, нужно следить не только за автомобилями, но и за велосипедистами и даже за взрослыми на самокатах и гироскутерах.
Кажется, что скоро пешеходов и вовсе не останется.
Сейчас, наверное, в каждом городе оборудуются специальные дорожки для велосипедистов. У нас выглядит примерно так: обычная пешеходная дорога просто делится на 2 части, в соотношении 60/40. Разделение происходит белой сплошной линией, как на автомобильных дорогах, и через каждые 5 — 10 метров рисуется знак «велосипед» на узкой стороне дороги, и «пешеход» — на той, что пошире.
Учитывая, что спортивных людей желающих кататься на двухколесных становится все больше, наверное, решение с разделением дороги на полосы — это разумный выбор властей. Помню в первое время, когда только эти полосы начертили, все ходили с ухмылкой, дескать нашли чем заниматься, мы будем ходить там, где хотим. Особо «остроумные» шутили: «А штрафы за пересечение сплошной, тоже будут?» и «Все равно никто не будет соблюдать правила!».
Стоит признать, что подавляющее большинство велосипедистов, ребят на роликах, самокатах соблюдают правила и ездят по выделенке. Чего нельзя сказать про пешеходов.
Во время прогулок по Проспекту Октября, я часто наблюдаю за пешеходами. Они не смотрят под ноги, они залипают в телефоны и прут напролом. Неважно, идут они навстречу несущемуся велосипедисту или мамочке с коляской.
Некоторые считают себя хозяевами дороги.
Но, «выделенка» ведь сделана не просто так. это не чье-либо преимущество, а банальная попытка обезопасить самих пешеходов.
Совсем недавно стали свидетелями небольшого скандала.
Гуляя по аллее, я заметил парочку с ребенком в коляске, которые шли не как все, не по пешеходной зоне, а по дорожке для велосипедистов. Учитывая, что на двухколесных носятся на достаточно высокой скорости, ребятам приходилось притормаживать в «ноль» и объезжать беспечную семейку. Они шли в метрах 20 — 30 от нас. Показав жене на нерадивую парочку, та лишь смогла ответить: «Капец, совсем безбашенные!»
И тут, один из велосипедистов решил не объезжая препятствие проехать по самому краю не сбавляя скорости. Родителей такое «хамство» возмутило до глубины души и отец семейства посчитав, что прав именно он, крикнул в след проехавшему человеку несколько оскорбительных выражений. Велосипедист притормозил и парируя оскорбление умными, но не менее обидными высказываниями, поехал дальше.
Велосипедист виноват в ДТП
Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.
Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.
Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.
Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.
Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.
Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.
Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.
Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:
-
Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.
-
В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.
- Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
-
Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Запомните! Существует регламентированный механизм действий:
- осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
- в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
- в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
- позвонить в ГИБДД;
- нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
- постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
- снять на фотоаппарат место происшествия;
- зафиксировать полученные травмы;
- встретить сотрудников ГИБДД;
- поспособствовать процессу правильного составления протокола;
- направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
- в случае необходимости подать иск в судебный орган.
Сбил велосипедиста на пешеходном переходе: кто должен оплачивать ущерб?
Изучая вопрос материальной компенсации за столкновение автомобилиста и велосипедиста на установленном пешеходном переходе, необходимо заметить, что рассмотрение подобных дел в судебном порядке будет зависеть от того, соблюдали ли оба участники движения действительные правила.
Если на момент аварийной ситуации велосипедист переходил пешеходный переход в пешем порядке, при этом катив рядом велосипед, то однозначным виновным в столкновении будет назначен водитель. В этой ситуации ему будет грозить обычный денежный штраф, возможная потеря прав на определенный период времени за игнорирование требований ПДД и оплата лечения велосипедисту, если он пострадал.
Если же велосипедист пересекал переход на своем двухколесном друге, и в судебном порядке будет определено, что именно его действия стали причиной аварии, то вся ответственность ляжет именно на него. При этом, сумма штрафа будет не такой, какую заплатил бы автомобилист.
Когда ожидает уголовное наказание
За наступление негативных последствий (тяжкий вред здоровью/авария со смертельным исходом) в результате наезда на человека — виновное лицо будет отвечать по всей строгости закона и его ждет уголовное наказание (ст. 264, пп.1, 4 ст. 111 УК РФ).
Под тяжким вредом понимаются травмы, представляющие опасность для жизнедеятельности — например, вывих шеи/травма позвоночника/потеря зрения/травмирование внутренних органов/многочисленные переломы и пр.
Наказание в данном случае определяется в зависимости от наличия обстоятельств:
-
Умысла.
-
Состояния водителя.
-
Места совершения наезда.
-
Количества жертв аварии и их состояния.
Так, неумышленное причинение пешеходу тяжкого вреда может повлечь для нарушителя одно из следующих наказаний с лишением права занятия определенной деятельностью до 3 лет/без него:
-
Ограничение свободы до 3 лет.
-
Принудительные работы до 2 лет.
-
Арест до полугода.
-
Лишение свободы до 2 лет.
Те же действия, совершенные нарушителем в нетрезвом состоянии либо при оставлении им места ДТП, влечет применение к нему одной из санкций с одновременным лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет:
-
Принудительные работы до 5 лет.
-
Лишение свободы на 3-7 лет.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
О том, что ждет водителя автомобиля при ДТП с участием велосипедиста, можно узнать из КоАП РФ, а именно статьи №12. Согласно закону, ни один виновник дорожного происшествия не может остаться безнаказанным. В случае смертельного исхода или получения велосипедистом травм особой тяжести, водитель авто привлекается к уголовной ответственности по статье №264 УК РФ.
Принято считать, что ДТП с велосипедистом всегда приводит к наказанию водителя, однако на практике это происходит значительно реже. Граждане, управляющие самоходными ТС зачастую нарушают правила дорожного движения. Если велосипедист скрылся с места происшествия — его вина будет едва ли не более тяжелой, чем у водителя и платить за ремонт авто будет именно он. Другая ответственность предусмотрена в том случае, если авария нанесла тяжелые травмы водителю. Владелец самоходного ТС обязан будет компенсировать временную нетрудоспособность гражданина, помимо этого привлекается к судебному разбирательству и штрафным взысканиям.
Велодорожка. Столкновение
— Я увлеченный велосипедист: катаюсь на шоссейном велосипеде, — говорит он.
10 августа после работы он уехал на велике за город, набрал километров вокруг Минского моря и уже возвращался назад.
— На проспекте Победителей сразу въехал на велодорожку — думал, так будет безопаснее. Это же велодорожка — что может случиться, верно? — грустно произносит Егор.
18:30, красивый летний вечер только начинается, кругом светло и тепло. Велодорожка вдоль воды петляет в направлении центра.
— Помню, было много велосипедистов, самокатчиков, вдоль дорожки гуляли пешеходы. Ожидать каких-то неадекватных действий было не из-за чего: я еду по велодорожке, люди находятся в стороне от нее. Я знаю, что часто кто-то из пешеходов выходит на велосипедную часть, но обычно люди все же поглядывают по сторонам и пропускают велосипедистов, — отмечает парень.
Река сворачивает вправо, к Marriott Hotel. Велосипедист ехал ближе к правому краю дорожки — можно сказать, держался своей полосы в соответствии с разметкой. Рядом с отелем прогуливалась семья: мужчина, женщина и две девочки.
— Они шли параллельно велодорожке, спиной ко мне, и находились в районе тротуара, примыкающего со стороны зданий. Когда мне оставалось до них метров 10, одна из девочек не глядя побежала через дорогу, к реке. За ней пошли все остальные, — говорит Егор.
— Моя скорость — примерно 30 км/ч. То есть секунда — и столкновение. Я помню, что сразу зажал тормоза, пытался что-то им кричать и все — столкнулся с мужчиной. Он в тот момент стоял полубоком ко мне, глядел в противоположную сторону, — добавил собеседник.
Велосипедист отлетел на газон, приземлившись у фонарного столба. Мужчина упал на покрытие велодорожки, ударился головой.
Два звонка. Второй страшнее
Егор был еще на месте происшествия, приходил в себя, когда ему позвонили из милиции. Быстро, конечно. Впрочем, удивляться нечему: парень оставил свой номер телефона работникам скорой.
— Меня попросили рассказать, что случилось. Я рассказал. Потом уточнил, нужно ли мне оставаться на месте: может быть, кто-то приедет зафиксировать всю картину, следы торможения — не знаю, как это делается. Но мне ответили, мол, нет, я могу быть свободен, — отметил парень.
А ночью, примерно в 01:30, раздался звонок из Следственного комитета.
— Звонил дежурный следователь. Он сказал, что с мужчиной все плохо, он в больнице, а мне утром нужно явиться в СК. Я, конечно, перепугался, той ночью больше не уснул, — добавил собеседник.
Утром в Следственном комитете Егор еще раз рассказал о том, что случилось, схематично изобразил место происшествия.
— С группой экспертов я выезжал на место, они фотографировали асфальтовое полотно, замеряли его ширину. На этом все, дальше — тишина на несколько месяцев, — говорит он.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе
Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.
Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.
Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.
В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.
Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.
Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.
В: Что считается наездом на пешехода?
О: Наездом на пешехода считается любое взаимодействие между ним и движущимся ТС независимо от степени причиненного в результате происшествия вреда.
В: Какое наказание за наезд на пешехода на тротуаре?
О: При данном происшествии вина водителя очевидна, поскольку ПДД категорически запрещают передвигаться ТС по тротуарам. Что касается наказания за наезд на тротуаре — оно аналогично наказанию за наезд, совершенный во дворе жилого дома. Плюс к мерам наказания добавится штраф 2 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за езду в не предназначенном для этого месте.
В: Если задел пешехода зеркалом, ДТП это или нет?
О: Поскольку любой контакт между движущимся ТС и пешеходом, считается наездом на него, следовательно, данное происшествие является ДТП.
В: Предусмотрено ли наказание, если задел пешехода зеркалом?
О: Водитель несет ответственность за данное происшествие, если в результате него пешеходу причинен вред здоровью/имуществу. Наказание в этом случае аналогично, как и при наезде на пешехода.
В: Какое наказание, если сбил ребенка на пешеходном переходе?
О: Законодатель не предусмотрел какой-либо разницы в порядке рассмотрения и назначения наказания при участии в ДТП ребенка. Следовательно, ответственность для водителя будет такая же, как и при наезде на взрослого.