Конституционные обязанности детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционные обязанности детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

Возрастные особенности исполнения обязанностей

Правовой статус ребенка определяет, какими обязанностями он наделен в соответствии с законодательством о правах и обязанностях несовершеннолетних в текущем периоде жизни.
Ранжирование правоспособности и способности нести ответственность за исполнение или неисполнение обязательств согласно возрасту выглядит следующим образом:

  • с рождения и до 6 лет ребенок обязан слушаться своих родителей, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его прав и не унижает человеческое достоинство (насилие, жестокое обращение);
  • с 6 лет ребенок обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учреждения. В данном возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучение образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями;
  • с 10 лет ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества;
  • с 14 лет молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации, либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступления;
  • с 16 лет для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность.

Возрастные особенности исполнения обязанностей

Правовой статус ребенка определяет, какими обязанностями он наделен в соответствии с законодательством о правах и обязанностях несовершеннолетних в текущем периоде жизни.
Ранжирование правоспособности и способности нести ответственность за исполнение или неисполнение обязательств согласно возрасту выглядит следующим образом:

  • с рождения и до 6 лет ребенок обязан слушаться своих родителей, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его прав и не унижает человеческое достоинство (насилие, жестокое обращение);
  • с 6 лет ребенок обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учреждения. В данном возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучение образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями;
  • с 10 лет ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества;
  • с 14 лет молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации, либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступления;
  • с 16 лет для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность.

Нарушение прав ребёнка

За нарушение прав детей может последовать административная ответственность. В особых случаях обидчикам несовершеннолетних придётся ответить по Уголовному кодексу.

Например, ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 3 лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это распространяется и на учителей, воспитателей, и прочих взрослых, имеющих дело с детьми.

С заявлением в органы опеки и правоохранительные органы может обратиться сам ребёнок или его представитель. Нередки случаи обращения за защитой неравнодушных к судьбе малыша людей.

Как реагировать, если вы стали свидетелем насилия над ребёнком? Ответ в следующем видеосюжете.

Права детей в разном возрасте

Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс России;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».

Все дети в России имеют возможность:

  • расти в семье;
  • воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
  • знать, кто его родители;
  • жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
  • общаться с кровными родственниками;
  • пользоваться правом на уважение;
  • получать всестороннее развитие;
  • получать защиту;
  • выражать свое мнение;
  • иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
  • снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.

Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.

С 6-летнего возраста он получает еще и право на:

  • мелкие бытовые сделки;
  • посещение школы;
  • самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
  • получение подарков.

С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.

С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.

С 14 лет граждане вправе:

  • самостоятельно обращаться в суд;
  • получать паспорта;
  • работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
  • открывать банковские вклады.

После 16-го дня рождения появляется возможность:

  • работать до 36 часов в неделю;
  • учиться на водительское удостоверение;
  • при особых обстоятельствах — вступать в брак;
  • пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.

Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:

  • плавно подготовить его к взрослой жизни;
  • научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
  • обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
  • гарантировать получение образования;
  • наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.

Права и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Как приучить ребенка к труду

С самого раннего детства, как только малыш начинает хорошо ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, он с интересом наблюдает за взрослыми, начинает им подражать. Ребенок с радостью справляется (как умеет) с домашними делами, стараясь не уступать родителям. Это время самое удачное для того, чтобы приучать чадо к труду. По мере взросления обязанности ребенка становятся ответственнее.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут приучить детей к помощи родителям и выполнению обязательств.

  • В семье должно быть взаимное уважение. Никогда не оскорбляйте ребенка. Даже если он не захотел что-то сделать, то не злитесь. Лучше еще раз объясните, чего вы от него хотите, зачем это нужно и кому.
  • В просьбах и поручениях недопустимо использование таких фраз, как «сделай сейчас же», «иначе ты останешься без…», «я кому сказала» и т.п. Лучше говорить «как будет свободная минутка», «пожалуйста, помоги мне», «мне без тебя не справиться». Благодаря таким словам ребенок почувствует свою значимость.
  • Любое задание должно выполняться по совместной договоренности, при обоюдном согласии.
  • Хвалите детей за каждое выполненное поручение. Даже если его не удалось сделать хорошо. Дети ждут ласкового слова, одобрения своих действий и стремятся к этому.
  • Изредка и по большим заслугам можно поощрять материально, например, сладостями, игрушками. Деньги в этом случае не подходят, наоборот, они могут сыграть против родителей. Дети просто-напросто начнут пользоваться этим и зарабатывать таким образом, не отдавая себе отчет, что это неправильно. Помощь должна быть бескорыстна.
  • При повторных просьбах не раздражайтесь, избегайте ругани и шантажа. Попытайтесь донести до сознания чада смысл ваших слов, убедить его в необходимости определенных действий.
  • Давайте ребенку те поручения, которые ему будет приятно выполнять. Кто-то любит поливать цветы, другой не откажется пылесосить, а третий будет рад выгуливать или кормить домашнего питомца.
  • Для выполнения малышом каких-либо несложных обязанностей можно превратить их в увлекательную игру. Благодаря родительской фантазии чадо с великим удовольствием приберет свои игрушки, поможет маме накрыть на стол и т.д.
  • Прибавляя обязанности, давайте и некоторые привилегии, права. Например, немного позже ложиться спать или сидеть за компьютером.
  • Читайте также:  Готовим автомобиль к гостехосмотру: о чем важно не забыть

    Вот примерный список того, что может входить в семейные обязанности ребенка от элементарного до сложного:

    • самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, кушать;
    • прибирать за собой игрушки, уносить пустые тарелки с обеденного стола;
    • мыть посуду, подметать пол;
    • поливать цветы;
    • заботиться о домашних питомцах, кормить их;
    • следить за безопасностью в доме, например, выключать свет, когда в нем нет необходимости.

    Каждый ребенок с появлением на свет сразу же получает права, присущие всем гражданам.

    С рождения он вправе получить ФИО, воспитание родителями. Малыш вправе жить вместе с мамой и папой, а также знать, кто они такие.

    Малыши с рождения также вправе получать заботу и защиту от родных ему людей. Другие права и обязанности малышей регулируются внутри семьи. Родители обязаны учитывать мнение ребенка и решать его проблемы, не затрагивая при этом его личные интересы.

    Все дети с момента появления на свет защищены и законом, и родителями. В интересах малышей и подростков могут выступать отец, мать или лица, заменяющие их и выполняющие родительские обязанности.

    Дети вправе обратиться в органы опеки при появлении такой необходимости с целью получения защиты их прав и интересов.

    Новорожденные, родившиеся на территории России, имеют право стать гражданами РФ, если их отец или мать имеют гражданство РФ. Они вправе обладать имуществом, а также вступать в наследство и получать в дар вещи, одежду, игрушки и другие предметы, необходимые для его развития, здоровья и жизни.

    Основные обязанности детей в школе

    Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

    Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

    Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

    Ответственность несовершеннолетних

    Несовершеннолетними считаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Права несовершеннолетних подразделяются на гражданские, социальные и экономические.

    Гражданские права ребенка закреплены Конституцией РФ. Их действие начинается с момента рождения. Их нарушение и ограничение запрещено даже судебным органам.

    Экономические права детей имеют радикальное отличие от возможностей совершеннолетних граждан. Ребенок имеет право быть собственником любого имущества, не запрещенного к обороту законодательством Российской Федерации. Однако распоряжаться им до 14 лет он не может, а по достижению указанного возраста – только с согласия законных представителей.

    Несовершеннолетние обладают социальными правами. Среди них – возможность получить бесплатную медицинскую помощь и образование.

    Конституция и Семейный кодекс закрепляют возможность несовершеннолетнего иметь имя, отчество, фамилию и гражданство. Это одно из основных прав человека.

    Ф.И.О. ребенку присваивают мама и папа. При наличии двух родителей, решение принимается по их общему мнению. Имя выбирается произвольно, за исключением обозначений, содержащих знаки (кроме дефиса) или цифры. Отчество присваивается по имени отца. Ребенку можно дать фамилию папы, мамы, или объединить их вместе, написав через дефис.

    Важно! При отсутствии родителей, Ф.И.О. произвольно выбирают специалисты районного отдела опеки по месту выявления несовершеннолетнего, или сотрудники организации, в которую помещен ребенок.

    Для приобретения гражданства младенцу достаточно появиться на свет на территории Российской Федерации. Этот факт закрепляется в документе о регистрации по месту жительства.

    Семейное воспитание несовершеннолетних считается приоритетным. При этом лучшим вариантом будут являться родные мама и папа. Если они умерли или не желают заботиться о своем ребенке, необходимо принять все возможные меры для сохранения его у кровных родственников (бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры).

    Если такой вариант невозможен, специалисты районного отдела опеки должны принять меры для устройства несовершеннолетнего в семью граждан РФ, в крайнем случае – семью иностранных граждан. На период отсутствия лиц, желающих взять ребенка на воспитание, он помещается в специализированную организацию.

    Мама и папа, опекуны или руководитель детского дома должны принимать меры для получения несовершеннолетним основного образования, обеспечить его развитие и воспитание в соответствии с возрастом. Ограничение данных прав является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

    Обязанность по защите права несовершеннолетних детей возлагается на маму и папу. При этом раздельное проживание родителей не является основанием для освобождения от данной функции.

    Дети не могут самостоятельно реализовывать права, поэтому этим должны заниматься законные представители. При отсутствии родителей, эта функция передается муниципальному отделу опеки. Специалисты обязаны в кратчайшие сроки подобрать приемную семью.

    Если права несовершеннолетнего уже нарушены, их восстановление возлагается на специализированные органы. При этом большое значение имеет обеспечение личной безопасности несовершеннолетнего.

    Опасность со стороны близких людей – одна из самых распространенных проблем при нарушении прав несовершеннолетних. Такие преступления часто скрыты от посторонних глаз.

    Наиболее распространенными злоупотреблениями считаются жестокое обращение, эксплуатация труда и расходование имущества. Нарушители подлежат административной и уголовной ответственности, в зависимости от тяжести преступления.

    В случае совершения правонарушения против личности несовершеннолетнего, ребенок подлежит передаче на попечение органа опеки до принятия судом решения о возврате его в семью, либо лишения родительских прав. Заявителем в подобных исках может быть прокурор, второй родитель или орган опеки.

    Какие права даются при достижении 14 лет

    Дети в возрасте 16 лет являются частично дееспособными. Они могут вести половую жизнь, а при наличии особых обстоятельств вступать в официальный брак.

    Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения. 14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека.

    С какого возраста получают права на мотоциклы В отличии от ситуации с мопедами и легкими мотоциклами, порядок получения прав на категорию «А» строго регламентирован.

    Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок. В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.

    Ответственность детей за невыполнение обязанностей

    Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

    При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

    В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

    • хулиганство;
    • распитие алкоголя;
    • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

    Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

    • с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
    • с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
    • с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
    • с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.
    Читайте также:  Льготы для инвалидов второй группы в 2023 году, последние изменения

    Права ребёнка в зависимости от возраста

    В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

    Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

    Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

    • культурно развиваться;
    • развивать личное суждение;
    • воспитывать моральную ответственность.

    Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

    Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

    Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

    1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
    2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
    3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
    4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

    Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

    • Детский общественный совет
    • Общественные помощники
    • Общественный совет
    • Уполномоченные по правам участников образовательного процесса
    • Экспертный совет
    • ПСЧ-27: 01, 8 (40142) 3-22-01
    • Отделение МО МВД России: 02, 8 (40142) 3-24-02
    • Скорая помощь: 03, 8 (40142) 3-22-03
    • Черняховский участок (г. Озерск) «Калининградгазификация»: 8 (40142) 3-23-43
    • РЭС: 8 (40142) 3-21-80
    • ЕДДС МО «Озерский муниципальный округ»: 8 (40142) 3-27-08
    • МУП «Озерский водоканал»: 8 (40142) 3-28-28
    • МУП «Озёрская управляющая компания»: 8 (40142) 3-32-82

    Комментарий к ст. 63 СК РФ

    1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.

    Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

    Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

    Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.

    Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

    Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

    Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

    меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

    меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

    порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

    Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:

    по достижении детьми совершеннолетия;

    вступления несовершеннолетних детей в брак;

    эмансипации;

    усыновления детей;

    лишения родительских прав;

    смерти и объявления гражданина умершим.

    Обязанности ребенка в законодательстве зарубежных стран

    Вплотную подойдя к анализу сложившейся в современном российском конституционном законодательстве системы обязанностей ребенка, автор настоящего исследования отмечает, что констатации нынешнего положения вещей было бы явно недостаточно для полного и глубокого понимания изучаемого явления. Рассмотрение исторического аспекта данной проблемы дает возможность с немалой достоверностью предположить, что содержащиеся в настоящее время в законах нашей страны обязанности несовершеннолетнего являются не просто продолжением и развитием, а прямым отражением исторически сформировавшихся в глобальном масштабе обязанностей ребенка — обязанностей, во многом общих для стран всего мира и развивавшихся по определенной схеме. Более того, автор с уверенностью утверждает, что обязанности для данного субъекта права на протяжении большей части истории человечества были первым и единственным составным элементом правового статуса, полностью определявшим правовое положение ребенка в обществе.

    Безусловно, говорить о конституционно-правовом регулировании обязанностей ребенка как таковом можно лишь, начиная с определенного исторического момента — принятия первых Основных Законов государств и начала формирования конституционно-правовой отрасли национального законодательства. Однако, в силу того, что проследить развитие законодательного регулирования обязанностей несовершеннолетнего было бы сложно без обращения к самым его истокам, кроющимся во временах, очень далеких от принятия первых конституционных актов в их традиционном понимании, автор сознательно идет на определенные допущения в своем исследовании, начиная анализ конституционно-правового регулирования обязанностей ребенка с момента появления первых нормативно-правовых актов. Думается, что подобное немного вольное отношение к определению источников конституционного законодательства заслуживает право на существование уже потому, что во времена формального отсутствия деления права на отрасли практически любой нормативный акт носил комплексный характер и регулировал жизнь общества в целом, определяя все основные направления законодательной деятельности государства. Подобные законы могут и должны рассматриваться как определенные предшественники современных источников права, в том числе и конституционного.

    Анализируя историю правового регулирования обязанностей ребенка, автор исходил из распространенного в научной среде тезиса о том, что качественные характеристики субъекта права той или иной эпохи определяются историко-культурными особенностями права как системы норм на каждом этапе её развития. Именно поэтому в процессе исследования означенной проблемы уделялось внимание не только констатации факта существования конкретных правовых норм, но и рассмотрению их в органичном взаимодействии с закономерностями исторического развития государственных и правовых систем.

    Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

    Следуя сложившейся в науке истории права традиции, автор рассматривал становление правового феномена обязанностей ребенка в определенных пределах — пространственных и временных. При этом временными пределами вполне естественно был выбран период с момента возникновения государственности и соответствующего зарождения права до современного состояния правовой системы. Пространственными пределами, помимо тщательного изучения правового регулирования на территориях, занимаемых Русским, а затем Российским государством на протяжении всего его исторического развития, стали также территории зарубежных стран Востока (Китай, Индия) и нынешней Европы.

    Комплексная картина эволюции правовых норм, регулирующих обязанности несовершеннолетнего, в столь сжатом виде, в каком она должна быть представлена в настоящем исследовании, получилась сложной. Как правильно заметил в свое время американский историк начала XX века Дж. Вигмор, история человеческой семьи и брака могла бы уместиться в тексте на одну-две страницы, если её описать и изобразить схематически в основных разновидностях и этапах эволюции, либо она должна занять несколько объемистых томов, если последовательно обобщать опыт разных народов и стран во всех районах мира.1 Кроме того, эта картина в определенной степени дополнительно осложнена и фактором некоторого субъективизма, полностью избежать которого при осуществлении какого бы то ни было отбора фактов просто невозможно.

    Тем не менее, автор исследования постарался не свести предпринятый им анализ к описанию фактов и событий исторического прошлого, не слишком запутать и без того сложную проблему, а попробовал осмыслить её и сформулировать определенное научное знание, каковое, как известно, отнюдь не тождественно психическому восприятию тех или иных событий отдельно взятой личностью.

    По мнению современных ученых, история первобытного строя насчитывает более двух миллионов лет. В нём еще не существовало ни государства, ни права, однако предыстория этих явлений берет свое начало именно оттуда. Обязательные для членов общины правила поведения складывались в то время на основе всевозможных культов, обрядов и традиций, поддерживались силой интересов общества и религиозных представлений и гарантировались возможностью общественного порицания (вплоть до изгнания из племени) в качестве своеобразного наказания для нарушителя правил.

    Обязанность ребенка получить основное общее образование

    В части 4 статьи 43 Конституции РФ на ребенка возлагается обязанность получить основное общее образование. Исполнение данной обязанности при этом гарантируется не столько установлением законодателем ответственности за её неисполнение, сколько дополнительным закреплением в том же положении Основного Закона обязанности родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми этого образования (последняя обязанность, впрочем, также не обеспечена возможностью наступления ответственности).

    Несмотря на тот факт, что рассматриваемая обязанность ребенка носит, таким образом, скорее, декларативный характер и на практике её неисполнение может обернуться для субъекта в самом худшем случае отсутствием аттестата и невозможностью продолжить дальнейшее образование, закрепление подобного положения в Конституции именно в качестве обязанности, а не права (как это сделано, например, в Швейцарии и Бразилии) чрезвычайно важно для современного российского общества. Только обязанность способна обеспечить реальность участия несовершеннолетнего в образовательном процессе, только законодательно установленная необходимость может придать обучающемуся (пусть даже под влиянием его родителей) нужный импульс для того, чтобы запустить весь механизм организации и осуществления образования как важнейшей функции государства. Особая общественная значимость необходимости обязательного минимального уровня образования была осознана еще Петром I. С тех пор законодательство претерпело существенные изменения, однако цель его осталась прежней — гарантировать получение людьми определенного уровня знаний, умений и навыков, минимально необходимых для поддержания общества на соответствующем уровне развития.

    В силу вышеприведенных выводов автору работы трудно согласиться с мнением Т.Н. Матюшевой о том, что вступление индивида в образовательные отношения любого уровня должно рассматриваться исключительно как право, но не как обязанность личности.1 Представляется, что для ребенка получение основного общего образования является именно обязанностью, что прямо следует из положений Конституции.

    Полная и обоснованная трактовка обязанности несовершеннолетнего получить минимальный обязательный уровень образования невозможна без анализа иных правовых актов, принятых в этой сфере. К примеру, Закон «Об образовании»» приводит понятие общего образования, включающего в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Более подробно данные ступени описываются в ряде других нормативных актов, в частности, в Типовом положении об общеобразовательном учреждении : нормативный срок освоения программы начального общего образования составляет 4 года (т.е. это 4 класса начальной школы), срок освоения программы основного общего образования составляет 5-6 лет (стандартная школьная «девятилетка», в последние годы получившая возможную вариацию 10 лет обучения), а среднего (полного) общего образования — 2 года (полное обучение до 11 или 12 класса).

    Конституция РФ, как уже было сказано выше, в качестве обязательного уровня устанавливает основное общее образование (т.н. «школа второй ступени» — 9-10 классов). В то же время часть 3 статьи 19 Закона «Об образовании» содержит правило, согласно которому обязательным является «общее образование», что, если исходить из его приведенной трактовки данным правовым актом в качестве трехступенчатой системы, означает полное обучение ребенка до 11-го или 12-го класса (при этом требование обязательности образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им совершеннолетия, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее).

    Отмеченное несоответствие положений Закона «Об образовании» нормам Конституции основывается, по мнению автора исследования, на многолетних спорах в среде российских работников образования и юристов, касающихся необходимости и достаточности для подготовки ребенка к жизни в обществе минимального уровня образования, выбранного создателями Конституции в качестве обязательного. Так, например, специалист в области образовательного права В.И. Шкатулла не один год в своих научных трудах обосновывал необходимость ввести в России обязательное бесплатное среднее профессиональное образование, указывая при этом, что «выбор уровня обязательного образования зависит от того, каким мы хотим видеть человека, семью, государство, науку и армию»1. Введение нового уровня образования в качестве обязательного, по мнению правоведа, хотя и потребовало бы от государства дополнительного привлечения значительного объема денежных средств (по подсчетам, не менее 5% ВВП ), но зато способно было бы вывести страну на новый уровень развития, гарантировать наличие большого количества квалифицированной рабочей силы востребованных специальностей и, как следствие, процветание общества и государства. Кроме того, это в полной мере соответствовало бы пункту 2 Рекомендаций ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (от 19 ноября 1974 г.), понимающему аналог среднего профессионального образования как «составную часть общего образования, средство подготовки к профессиональной деятельности и аспект продолжающегося образования».

    Как можно приучить ребенка помогать по дому?

    А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

    Права Несовершеннолетних Детей И Их Защита Кратко

    Школа тоже живёт по своим законам, которые регламентируются Уставом и локальными актами, утверждёнными и прошедшими правовую экспертизу. Правила поведения учащихся установлены в Положении о правилах поведения школьника.

    Можно написать о желании взять фамилию другого родителя или изменить неблагозвучное имя: например, Адольф хочет стать Александром, а Фекла — Мариной.

    В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой…

    Под интересами ребенка необходимо понимать обеспечение ему здорового образа жизни, нормального психического и физического развития, получения образования, надлежащих материально-бытовых условий и иных потребностей.

    Дети вправе обратиться в органы опеки при появлении такой необходимости с целью получения защиты их прав и интересов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *