Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.

Каким образом оформляется европротокол

Предварительные действия:

  1. Остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (не менее чем за 15 метров, если авария случилась в населенном пункте, и не менее чем за 30 метров, если авария случилась вне населенного пункта).
  2. Убедиться, что участники аварии не пострадали, не имеют претензий друг к другу относительно того, кто виновник ДТП. Желательно сделать фото- и видеозаписи всех повреждений, а если есть свидетели – записать их показания и взять контактные данные.
  3. Самостоятельно заполнить документы. Оформить европротокол можно на бумажном бланке (выдается при оформлении ОСАГО) или в электронном виде в одном из приложений (их несколько, они имеют разный функционал).

Можно ли оспорить сумму выплаты?

Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.

Как заполнить европротокол при ДТП?

Европротокол, который нужно заполнить при ДТП, имеет установленную форму. Когда вы заключаете договор со страховой, она выдает бланк извещения с самокопируемым вкладышем. Заполняя верхний лист, вы одновременно составляете экземпляр для второго участника аварии. Оба экземпляра равны по юридической силе. Если по какой-то причине у вас нет бланка, скачивать его из интернета не рекомендуется, так как, не зная формы, вы можете скачать документ, не соответствующий требованиям. В этом случае можно вызвать аварийного комиссара, который в числе прочих услуг предоставит вам бланк за отдельную плату. Поэтому, если представитель страховой при заключении договора не выдал вам бланк извещения, требуйте его, чтобы избежать лишних расходов.

Заполнять бланк протокола ДТП нужно синей не мажущей ручкой. Карандаш использовать нельзя! Исправлений желательно избегать, но, если вы вынуждены что-то исправить, нужно составить отдельный комментарий с подписями обеих сторон. Каждый заполняет свои данные так, как они указаны в документах. Форма документа предполагает возможность внести свои отдельные замечания по поводу случившегося.

Обращение в страховую компанию по ОСАГО после оформления ДТП

Чтобы подать заявление в страховую компанию по ОСАГО после оформления дорожно-транспортного происшествия, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • справка об аварии, если она оформлялась не по Европротоколу;
  • извещение о происшествии;
  • протокол административного нарушения;
  • бумага о праве собственности на машину;
  • постановление по делу об административном нарушении;
  • водительское удостоверение или доверенность на машину;
  • реквизиты банка;
  • полис ОСАГО.

Также водителю могут понадобиться документы следующего порядка:

  • если была независимая экспертиза, потребуется ее заключение о размере ущерба;
  • бумаги, подтверждающие оплату работы независимого эксперта;
  • если машину эвакуировали, нужны документы об эвакуации и о хранении.

При сдаче бумаг необходимо оставлять себе копию каждой. Кроме того, их должны обязательно принимать по описи.

ДТП стало причиной травм и смерти

Когда машина попала в дтп и пострадали люди – дело более серьезное. Виновник должен оказать первую поддержку. Особенно если вокруг больше нет никого, кто может это сделать. Параллельно или после этого, вызывайте медицинскую помощь. Если это невозможно (телефон разбился, и нет других способов коммуникации) можно отправить пострадавшего на машине очевидцев в ближайшую больницу. Если ваш автомобиль ещё на ходу, можно довести человека на нем (если находитесь на безлюдной дороге или никто не останавливается). Когда привезли пострадавшего, покажите в больнице свой паспорт, а также СТС, и вернитесь обратно. Если оставить человека без помощи, вас привлекут к криминальной ответственности и лишат свободы на год.

Следующий шаг – сообщить о том, что пришлось попасть в аварию сотрудникам Госавтоинспекции, скорой и ГИБДД. Также можно позвонить по одному экстренному номеру — 112. Виновник или вторая сторона должны сфотографировать каждую деталь ДТП или снять на видео, привязав снимки к геолокации. Машина также должна быть сфотографирована.

Если в ДТП нет пострадавших

Актуальным вопросом является, что делать при дтп когда авария никому не навредила. Тогда все стороны, которым пришлось попасть в аварию, должны сообщить ГИБДД, чтобы оформить ДТП. Сотрудники могут выехать на место, попросить пойти к посту ДПС, находящемуся поблизости. Если отделение полиции ближе, можно обратиться туда.

Читайте также:  Порядок восстановления в вуз после отчисления

Также можно заняться оформлением ДТП самостоятельно. Составленный документ нужно зарегистрировать на посту ДПС или в полиции. Но подобный шаг будет уместным, если между людьми, которые попали в ДТП, нет разногласий. Например, они сошлись в вопросе оформления обстоятельств дела, причин и т.п. Кроме того, имеются причины, мешающие оформить дело с использованием европротокола. Например, у одного или нескольких участников отсутствует ОСАГО или нет бланка извещения об аварии.

Также можно заняться оформлением ДТП согласно европротоколу. Этот путь используется, если столкновение произошло только с одной машиной и другие участники дорожного движения не пострадали. Также важно чтобы все участники имели ОСАГО.

ДТП можно вообще не оформлять. Участники дела попросту разъезжаются, решив конфликт между собой. Если решаете вопрос компенсации вреда на месте, стороны должны оставить расписки.

Когда можно оформить европротокол

Чтобы европротокол приняли в страховой компании, нужно соблюсти несколько условий при оформлении. Самое главное — оформить ДТП по европротоколу можно только если авария случилась в России. Водители за границей тоже пользуются упрощенной схемой, но российский страховой полис ОСАГО там не имеет юридической силы. Чтобы обезопасить свой бюджет, перед выездом за границу лучше оформить КАСКО.

Во время аварии не должно быть травмированных и погибших. Более того, упрощенная схема действует только, если в столкновении участвовали две машины, и не были повреждены дома, заборы и объекты инфраструктуры.

Участники ДТП должны договориться о том, чтобы зарегистрировать аварию по европротоколу, без вызова сотрудников правоохранительных органов. На руках у обоих водителей должны быть действительные на момент аварии полисы ОСАГО. Оба должны быть указаны в них, как лица, которые имеют право управлять данным транспортным средством.

По новой редакции Федерального закона, даже если у водителей есть разногласия по поводу обстоятельств аварии, европротокол все равно можно оформить. Для этого хотя бы в одной из машин должна стоять навигационная система ГЛОНАСС или на смартфоне водителя должно быть загружено приложение для отправки данных в единую систему РСА.

В каких ситуациях не нужно оформлять Европротокол?

  1. Если водитель второго транспортного средства ведет себя агрессивно;
  2. Если у вас имеются подозрения, что виновник ДТП находится в состоянии алкогольного опьянения;
  3. Если второй участник ДТП отказывается подписывать Европротокол;
  4. Если у участников ДТП есть разногласия по поводу перечня и характера причиненных автомобилям повреждений;
  5. Если в ДТП участвовало более 2 автомобилей;
  6. Если ущерб причинен другому имуществу, кроме двух столкнувшихся автомобилей. К примеру пострадал остановочный комплекс, ветофор, дорожный знак и т.д.;
  7. Если вы считаете, что ущерб причинный вашему автомобилю будет более 50000 руб. и превысит лимит выплат по Европротоколу;
  8. Если причинен вред здоровью водителям автомобилей, пассажирам или пешеходам;
  9. Если у одного из участников ДТП нет действующего полиса ОСАГО, или срок его действия истек, либо есть подозрения, что один из полисов поддельный;
  10. Крое того, даже если у виновника есть действующий полис ОСАГО, данный полис должен быть оформлен на имя виновника, или виновник обязательно должен быть вписан в данный полис, если данное условие не соблюдено, то оформлять Европротокол нет смысла;

Во всех вышеперечисленных случаях, согласно правилам ОСАГОЮ запрещено оформлять Европротокол. Если имеют место хотя бы одна из вышеперечисленных причин, то вызываем сотрудников ГИБДД и оформляем ДТП с их участием, других вариантов нет.

Лимит выплат по европротоколу при ДТП

Оформление европротокола подразумевает, что оба участника согласны со стоимостью ущерба. Сам ущерб должен вписываться в рамки установленного законом лимита.

Существует два ключевых момента – разногласия и наличие фото- или видеофиксации ДТП.

  • Лимит выплаты 100 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), у участников аварии есть разногласия по обстоятельствам ДТП (о виновнике аварии), но все обстоятельства сняты на фото и зафиксированы в извещении о ДТП;
  • Если есть разногласия, но нет фото- или видеофиксации, то компенсация по ОСАГО не возмещается;
  • Лимит выплаты по ОСАГО 400 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено извещение;
  • Если нет ни разногласий, ни фото- или видеофиксаций, лимит выплат составляет 100 тыс. руб.

Как зафиксировать ДТП через «Помощник ОСАГО»:

  • Зайдите в приложение. Заполните одно извещение в электронной форме. Информация о водителях и транспортных средствах подтянется автоматически из личного кабинета пользователей.
  • Введите данные второго участника и получите QR-код. Дайте считать QR-код второму участнику.
  • Второй водитель получит электронное извещение в своем личном кабинете на портале госуслуг, ему нужно проверить указанные вами данные.
  • Координаты места ДТП приложение определит само.
  • Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
  • Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения и расположение автомобилей относительно друг друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов. Следуйте подсказкам мобильного приложения.
  • Сделайте снимок бумажного бланк извещения о ДТП.
  • Проверьте все введенные данные, нажмите кнопку «Подписать». Если второй участник это подтверждает, он подписывает извещение через свой личный кабинет.
  • Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения. Присвоенный номер вашему ДТП сообщите страховой компании.

При каких условиях можно будет пользоваться «Европротоколом» с лимитом в 400 000 рублей?

Безлимитный Европротокол. В этом случае к оформлению документов предъявляются те же требования, которые были описано выше. Однако для получения максимальной выплаты необходимо, чтобы в обоих автомобилях были системы, которые смогли зафиксировать факт и место аварии с использованием современных спутниковых систем (перечень допустимых систем приведен в соответствующих регламентах и документациях). Это обусловлено тем, что современных графических программ любой видеофайл может быть изменен в пользу одного или другого участника ДТП, поэтому говорить о достоверности предоставляемых записей с видеорегистраторов не приходится. С другой стороны, подделать информацию, полученную из спутниковой системы навигации, не представляется возможным. Соответственно, случаи мошенничество будут практически невозможны.

Читайте также:  Всё об обращении по ОСАГО за страховым возмещением – инструкция

Также возможен вариант фиксации с помощью специального ПО, соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России.

В том случае, если факт ДТП не был подтвержден спутниковой системой, то размер максимальной выплаты при использовании «Европротокола» составит не более 100 тыс. рублей.

Нельзя не отметить, что подобные правила максимального лимита действуют только в том случае, если дорожно-транспортное происшествие случилось в следующих регионах: Москва и область, Санкт-Петербург и область. Одновременно с этим, страховка может быть оформлена в любом субъекте РФ.

Порядок заполнения Извещения о ДТП

Извещение о ДТП – важнейший документ, состоящий из двух частей: основного и самокопирного листа. Основную часть вместе заполняют и подписывают оба участника аварии. Как только основная часть будет заполнена, бланк необходимо разъединить, чтобы каждый участник получил свой экземпляр. Основной лист и самокопир – равнозначные документы.

Ответственность всех участников аварии определяется только по той информации, которая была внесена водителями на лицевой части бланка.

В соответствии с негласными правилами, основной лист бланка должен быть передан потерпевшей стороне, в то время как самокопир – виновнику аварии. По большому счету, нет никакого значения, кому какой лист достанется. А рекомендации основаны на том, что оригинальную часть бланка проще сканировать и пересылать страховой компании виновника аварии, чтобы она быстрее возместила убытки.

Нельзя вносить корректировки в Извещение после того, как экземпляры бланка был разъединены. Участники аварии самостоятельно должны заполнять оборотную сторону бланка, но это можно сделать в домашней обстановки, чтобы не терять время на дороге. В ряде случаев не помешает обращение к автоюристу для заполнения оборотной части бланка.

Оборотная сторона Извещения содержит специальный бланк, который должен быть заполнен каждым участником аварии отдельно. Информация, которая там будет отражена, позволит быстрее и точнее разобрать страховой случай специалистам.

Извещение можно считать правильно оформленным, если все необходимые графы были заполнены, экземпляры переданы каждому водителю и была заполнена оборотная сторона бланка.

В ряде случаев данные, которые были предоставлены на оборотной стороне бланка, не используются специалистами, чтобы подтвердить страховой случай. Но оформление этого документа необходимо, потому что нельзя давать страховой компании повода для того, чтобы она отказала кому-либо в законной выплате. Если некоторые обязательные графы заполнены не будут, то по закону страховщик может отказать в выплате.

Чего нельзя делать виновнику, после оформления ДТП по Европротоколу?

Если допустить нарушения положений законодательства «Об ОСАГО», после оформления ДТП по Европротоколу, то можно как я говорил, получить регрессные требования от страховой компании и получится, что Вы за свой счет возместили ущерб потерпевшему.

Оно Вам надо? Я уверен, что нет.

Требования законодательства в сфере ОСАГО, при оформлении ДТП по Европротоколу, не ограничиваются уведомлением страховой компании.

На основании абзаца 2, пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», в случае если после осмотра транспортного средства потерпевшего, не удается достоверно установить наличие страхового случая, то страховая компания, имеет полное право, осмотреть транспортное средство виновника ДТП.

Виновнику в таком случае направляется уведомление, где страховая требует предоставить автомобиль на осмотр, или для проведения независимой технической экспертизы. Уведомление направляется по почте, или курьером. Чтобы утверждать, что виновник был уведомлен о требовании страховой, у страховой должны быть доказательства факта уведомления виновника о таком требовании (письменные).

На основании пункта 3, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», участники ДТП при оформлении его по протоколу, обязаны предоставить свои транспортные средства для проведения осмотра, или независимой экспертизы, в течение 5 рабочих дней, с момента получения данного требования.

Если виновник, получив требование страховой о предоставлении автомобиля на осмотр, проигнорировал его, то страховая вправе предъявить виновнику регрессные требования, на основании пп. «З», пункта 1, статьи 14 закона «Об ОСАГО».

То есть, в интересах виновника ДТП, оформленного по Европротоколу, по письменному требованию страховой компании, предоставить на осмотр свое транспортное средство. Если Вы предоставили страховой автомобиль на осмотр, требуйте документального подтверждения данного факта, чтобы у Вас было доказательство исполнения требования страховой компании по абзацу 2, пункта 10, статьи 12, а также пункта 3, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Плюсы и минусы оформления ДТП по Европротоколу!

Еще один важный момент, который обязательно нужно помнить, чтобы не попасть на регресс.

На основании абзаца 2, пункта 3, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», как виновник, так и потерпевший, не могут приступать к ремонту или утилизации транспортного средства, участвовавшего в ДТП, до истечения 15 дней, с момента ДТП, за исключением нерабочих праздничных дней.

Проводить ремонт до истечения 15 указанных дней, или приступать к утилизации транспортного средства, можно только с письменного разрешения страховой компании.

Что грозит, если нарушить данное требование?

Грозит предъявлением регрессных требований, на основании пп. «З», пункта 1, статьи 14 закона «Об ОСАГО».

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Читайте также:  Что такое судебный приказ и как его отменить

То есть, если с момента ДТП не прошло 15 календарных дней (обратите внимание, что нерабочие праздничные дни, не учитываются), запрещено приступать к ремонту транспортного средства, или заниматься его утилизацией, продавать так же не рекомендуется, потому как это исключает возможность его предоставления по требованию страховой компании.

Если нарушить данные требования, то есть вероятность, что у страховой не возникнет необходимости в осмотре транспортного средства в течение 15 указанных календарных дней, и тогда все обойдется. Но если страховая потребует автомобиль на осмотр, а Вы его не сможете предоставить, то 100%, будет регресс.

Комментарий страховой компании

За комментарием Onliner.by обратился в страховую компанию ТАСК. Там разъяснили сложившуюся ситуацию.

— Происходит ДТП, один водитель признает себя виновным, составляется извещение. Мы смотрим: у обоих водителей есть страховые полисы — все хорошо, выплачиваются деньги. А через некоторое время оказывается, что был еще и третий водитель. У него справка от ГАИ, он идет в страховую компанию и заявляет убыток. Этот убыток ему компенсируют.

Если учесть, что с точки зрения страховщика мы говорим о ДТП, по которому составлен европротокол, то это происшествие только с двумя участниками, что предусмотрено законодательством. Но участников, получается, трое, причем двое уже получили страховые выплаты.

— У нас есть такое понятие, как «прямое урегулирование». Страхователь может обратиться за выплатой как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП. Допустим, потерпевший застрахован у нас, а виновник — в другой компании. Мы, урегулировав все вопросы с клиентом, направляем этой компании требование: мы выплатили деньги потерпевшему, а раз виновник — ваш клиент, то верните нам деньги. И обычно никаких проблем не возникает. Но вот компания говорит: погодите, у нас есть уже страховой полис, мы уже выплачивали страховку по этому ДТП. Так и выясняется, что, оказывается, в происшествии участвовало три лица.

Этим и объясняется тот факт, что сначала Владимиру была выплачена страховка и только спустя полгода был поднят вопрос о том, имелись ли основания для этой выплаты.

— Мы выплатили деньги и направили обращение в страховую компанию виновника ДТП. Но получили оттуда отказ в связи с тем, что к ним уже обращалось лицо, которому была произведена выплата по этой аварии. И тот человек, обратите внимание, предоставил справку из ГАИ. Когда мы собрали все документы, то увидели, что был составлен европротокол. Для составления такого извещения есть обязательные требования. Одно из них — участников ДТП только двое. Когда выяснились все обстоятельства, мы направили потерпевшему бумагу: к сожалению, деньги придется вернуть.

Что нужно помнить о европротоколе

Татьяна Ревинская также напомнила, что по общему правилу участники ДТП обязаны сообщить о случившемся в ГАИ, если иное не предусмотрено законодательными актами, и действовать в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. С 1 июля 2010 года водителям предоставлено право оформлять ДТП в упрощенном порядке и не сообщать о нем в ГАИ — путем составления европротокола, что направлено на упрощение процедуры получения страхового возмещения, экономию сил и средств граждан, юридических лиц и государственных органов.

Порядок оформления ДТП без вызова ГАИ устанавливает Положение о страховой деятельности и приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 25 февраля 2010 г. № 6-од «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и Инструкции о порядке его заполнения». Участники ДТП самостоятельно определяют участника-1 и участника-2, составляют схему ДТП, устанавливают лицо, ответственное за причинение вреда транспортному средству другого участника ДТП, указывают его фамилию и инициалы. Лицо, ответственное за причинение вреда, заверяет подписью свое согласие с тем, что на нем лежит ответственность за причинение в ДТП вреда другому участнику.

Потерпевший в ДТП обращается к любому из страховщиков с заявлением о страховой выплате и представляет один из экземпляров заполненного извещения о ДТП.

Для того чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, необходимо соблюсти определенные условия, в числе которых:

— участие в ДТП не более двух автомобилей;
— при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу (кроме участвовавших в нем автомобилей);
— в ДТП нет погибших и пострадавших;
— наличие у водителей прав на управление транспортными средствами соответствующей категории;
— наличие у участников ДТП действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности;
— отсутствие у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также характера и перечня механических повреждений, причиненных транспортным средствам;
— отсутствие у водителей претензий друг к другу относительно их состояния;
— вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями в размере до 400 евро по курсу Национального банка.

На данный момент в России работает специализированная дорожная служба, которая решает вопросы по ДТП и помогает оформить все документы – аварийные комиссары. Иногда их услуги включаются в полис ОСАГО, в ином случае стоимость услуг придётся оплатить отдельно на месте происшествия.

Вызвать их можно различными способами уже после факта ДТП: через страховую компанию или же обратившись по телефону в любой представительский офис такой службы. Данные эксперты грамотно оформят документы по ДТП, заполнят все схемы и объяснят дальнейшие действия, если потребуется, то окажут первую медицинскую помощь.

Работа такого комиссара исключает при заполнении документов факта стресса, который есть у водителя авто, поэтому практически исключены ошибки в заполнении всех форм.

Лучше всего предусмотреть в машине наличие напоминания, в какой ситуации требуется обращение к инспекторам ГИБДД:

  • в аварии пострадали люди;
  • примерная оценка ущерба превышает 100 тысяч;
  • виновник аварии не определён;
  • неумение грамотно оформить документы по аварии или же отсутствуют бланки Европротокола.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *