Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы расчета амортизации автомобиля на примерах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Автомобиль: какая амортизационная группа 2022

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Третья группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Из чего можно выбрать?

Виды амортизационных коэффициентов и порядок их применения прописаны в ст. 259.3 НК РФ. Представим в виде схемы действующие коэффициенты.

 ------------------------------¬
¦Виды коэффициентов ускоренной¦
¦ налоговой амортизации ¦
L------------------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 2 ¦
L--------T--------------------T------------------T-----------------T--------
---------+-------¬------------+---------¬--------+------¬----------+-------¬
¦ОС, работающие ⦦ Имущество ¦¦ ОС участнико⦦Энергоэффективное¦
¦ агрессивной ¦¦сельхозпроизводителе馦 особых ¦¦ имущество (с ¦
¦ среде или при ¦¦ ¦¦ экономических¦¦ высоким классом ¦
¦ повышенной ¦¦ ¦¦ зон ¦¦ эффективности) ¦
¦ сменности ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-----------------L----------------------L---------------L------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 3 ¦
L----------T-----------------------T---------------------------T------------
-----------+--------¬--------------+-----------¬---------------+-----------¬
¦ОС, используемые пАмортизируемое имущество,¦¦ ОС, предназначенные для ¦
¦ договору лизинга ¦¦ используемое для научно-¦¦добычи полезных ископаемых¦
¦ ¦¦ технической деятельност覦 ¦
L--------------------L--------------------------L---------------------------

Хотя коэффициентов много, у бухгалтера транспортной организации выбор небольшой. К транспортным средствам можно попробовать применить:

  1. коэффициент не более 2 — к имуществу:
  • работающему в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • имеющему высокий класс энергетической эффективности;
  • характеризуемому высокой энергетической эффективностью;
  1. коэффициент не более 3 — к имуществу, являющемуся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга).

Рассмотрим каждый из них, сразу предупредив читателя о том, что нельзя одновременно применять к основной норме амортизации объекта ОС более одного специального коэффициента (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 09АП-46858/2015, 09АП-48327/2015 по делу N А40-176241/14, Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).

Можно ли ТС отнести к энергоэффективному имуществу?

Основы обеспечения энергетической эффективности заложены в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им предусмотрено определение класса энергетической эффективности для товаров. Подзаконным актом — Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утвержден Перечень видов товаров, в технической документации которых должен быть указан класс энергетической эффективности. В числе таких товаров упомянуты холодильники, стиральные машины, кондиционеры, посудомоечные машины, лампы электрические, телевизоры, электродуховки, лифты пассажирские и грузопассажирские. Транспортных средств в этом списке нет. Причем все названные позиции являются товарами бытового назначения, предназначенными для применения в личных целях.

Определение срока полезного использования

Все автомобили, подлежащие амортизации, следует разделить по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого автомобиль служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию автомобиля с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением N 1.

Читайте также:  Изменить принцип пенсионного обеспечения госслужащих предлагают в Казахстане

Срок полезного использования может быть увеличен после даты ввода автомобиля в эксплуатацию, если в отношении этого автомобиля была произведена реконструкция, модернизация или техническое перевооружение, приведшие к увеличению срока полезного использования. Тем не менее увеличение срока полезного использования может быть произведено в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую входит этот автомобиль (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Все имущество, подлежащее амортизации, объединено в десять амортизационных групп (п. 3 ст. 258 НК РФ).

Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)

14 2915070
Средства подъемно-транспортные прочие 
(автопогрузчики)
14 2944000
Машины и оборудование для коммунального 
хозяйства, включая оборудование для
пожаротушения (автомашины специальные
для коммунального хозяйства и машины
пожарные 14 3410000)
14 3440000
Оборудование гаражное и автозаправочное. 
Машины и оборудование для ремонта и
обслуживания автомобилей.
Средства транспортные
15 3410114
Автомобили легковые малого класса для 
инвалидов
15 3410020
Автомобили грузовые, дорожные тягачи 
для полуприцепов (автомобили общего
назначения: бортовые, фургоны,
автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы
Кроме 15 3410191,
15 3410195 -
15 3410197,
15 3410211 -
15 3410216
15 3410270 -
15 3410283
Автобусы средние и большие длиной до 
12 м включительно
15 3410300 -
15 3410302
Автобусы прочие 
15 3410032
Троллейбусы 
15 3410361
Автоцистерны для перевозки 
нефтепродуктов, топлива и масел;
химических веществ
15 3410380 -
15 3410449
Автомобили специализированные для 
лесозаготовок; специализированные
прочие; специальные прочие, кроме
включенных в группировку 14 3410040

Амортизация предмета лизинга на балансе лизингодателя

Порядок амортизации имущества (например, автомобиля), в лизинге на балансе собственника, описывается следующими бухгалтерскими проводками:

Дт Кт Операция
08 50 Затраты на покупку предмета лизинга у продавца
19 60 Учет НДС на уплаченную сумму
60 51 Оплата предмета
03-1 08 Предмет принят на баланс
68-1 19 Принятие НДС к налоговому вычету
03-2 03-1 Передача предмета лизингополучателю
20 02-1 Начисление амортизации при лизинге за прошедший месяц

Срок полезной службы транспорта

Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:

Группа Полезный срок Относящийся к категории транспорт
3 3–5 лет Мототехника

Легковые авто

Грузовой транспорт до 0,5 т

4 5–7 лет Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями

Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы

Автобусы малого класса (до 7,5 м)

Автоцистерны

Лесозаготовительный транспорт

Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн

5 7–10 лет Легковые авто с двигателем более 3,5 л

Грузовики 5–15 тонн

Пассажирский транспорт длиной до 12 м

Спецавтомобили

Троллейбусы

6 10–15 лет Техника с грузоподъемностью до 15 т

Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м

Амортизация автомобиля: актуальные вопросы

Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?

Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.

Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?

Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.

Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?

Ответ: Требуется только расчетная ведомость.

Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?

Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Читайте также:  Как при разводе платить за квартиру в долевой собственности

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Выбираем способ амортизации

Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.

Подгруппировки

Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.10.51 — Автокраны
  2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
  3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
  4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Амортизационные группы

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные

Определение сроков полезного использования

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины

Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

  • виды транспортных средств;
  • соответствующая амортизационная группа (АГ);
  • СПИ;
  • коды ОКОФ.

Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

  • 3 (срок 3-5 лет);
  • 4 (срок 5-7 лет);
  • 5 (срок 7-10 лет).
Читайте также:  Организация и порядок проведения экспертизы нетрудоспособности

Сводная таблица:

Вид автотранспорта Его характеристики ОКОФ Амортизационная группа СПИ (в годах)
Легковое ТС. Объем двигателя не более 3,5 л. 310.29.10.21/310.29.10.22. 3 От 3 до 5.
Легковое ТС. Объем двигателя более 3,5 л. 310.29.10.24. 5 От 7 до 10.
Легковое ТС. Дизельный или полудизельный ДВС. 310.29.10.23. 5 От 7 до 10.
Легковое ТС малого класса. Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. 310.29.10.24. 4 От 7 до 10.
Грузовое ТС. С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС.
  • 310.29.10.41.111 (дизельные ДВС).
  • 310.29.10.42.111 (бензиновые ДВС).
3 От 3 до 5.

Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.

Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС — 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:

  1. Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
  2. А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
Год Расчет Отчисления (тыс. руб.)
1 5 : 15 х 1,685 561,67
2 4 : 15 х 1,685 449,33
3 3 : 15 х 1,685 337
4 2 : 15 х 1,685 224,67
5 1 : 15 х 1,685 112,33

В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.

Амортизация авто, бывшего в употреблении

При утверждении СПИ для амортизации б/у машины предприниматели имеют право уменьшить его на срок амортизации автомобиля предыдущим владельцем. Но только в случае установления такой же амортизационной группы и если имеется документально подтвержденный срок эксплуатации. При превышении СПИ над фактическим сроком службы компания должна установить его самостоятельно с учетом техники безопасности и других факторов.

Если автомобиль приобретен меньше чем за 100 000 руб., в налоговом учете он не признается амортизируемым имуществом и подлежит списанию по правилам списания материальных расходов (ст. 254 НК РФ).

***

Для меньшей трудоемкости линейный способ амортизации авто представляется оптимальным. Если же требуется как можно быстрее списать стоимость машины, следует рассматривать нелинейные методы.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *