Методы расчета амортизации автомобиля на примерах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы расчета амортизации автомобиля на примерах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Автомобиль: какая амортизационная группа 2022
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | — |
Из чего можно выбрать?
Виды амортизационных коэффициентов и порядок их применения прописаны в ст. 259.3 НК РФ. Представим в виде схемы действующие коэффициенты.
------------------------------¬
¦Виды коэффициентов ускоренной¦
¦ налоговой амортизации ¦
L------------------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 2 ¦
L--------T--------------------T------------------T-----------------T--------
---------+-------¬------------+---------¬--------+------¬----------+-------¬
¦ОС, работающие ⦦ Имущество ¦¦ ОС участнико⦦Энергоэффективное¦
¦ агрессивной ¦¦сельхозпроизводителе馦 особых ¦¦ имущество (с ¦
¦ среде или при ¦¦ ¦¦ экономических¦¦ высоким классом ¦
¦ повышенной ¦¦ ¦¦ зон ¦¦ эффективности) ¦
¦ сменности ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-----------------L----------------------L---------------L------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 3 ¦
L----------T-----------------------T---------------------------T------------
-----------+--------¬--------------+-----------¬---------------+-----------¬
¦ОС, используемые пАмортизируемое имущество,¦¦ ОС, предназначенные для ¦
¦ договору лизинга ¦¦ используемое для научно-¦¦добычи полезных ископаемых¦
¦ ¦¦ технической деятельност覦 ¦
L--------------------L--------------------------L---------------------------
Хотя коэффициентов много, у бухгалтера транспортной организации выбор небольшой. К транспортным средствам можно попробовать применить:
- коэффициент не более 2 — к имуществу:
- работающему в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
- имеющему высокий класс энергетической эффективности;
- характеризуемому высокой энергетической эффективностью;
- коэффициент не более 3 — к имуществу, являющемуся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга).
Рассмотрим каждый из них, сразу предупредив читателя о том, что нельзя одновременно применять к основной норме амортизации объекта ОС более одного специального коэффициента (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 09АП-46858/2015, 09АП-48327/2015 по делу N А40-176241/14, Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Можно ли ТС отнести к энергоэффективному имуществу?
Основы обеспечения энергетической эффективности заложены в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им предусмотрено определение класса энергетической эффективности для товаров. Подзаконным актом — Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утвержден Перечень видов товаров, в технической документации которых должен быть указан класс энергетической эффективности. В числе таких товаров упомянуты холодильники, стиральные машины, кондиционеры, посудомоечные машины, лампы электрические, телевизоры, электродуховки, лифты пассажирские и грузопассажирские. Транспортных средств в этом списке нет. Причем все названные позиции являются товарами бытового назначения, предназначенными для применения в личных целях.
Определение срока полезного использования
Все автомобили, подлежащие амортизации, следует разделить по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого автомобиль служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию автомобиля с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением N 1.
Срок полезного использования может быть увеличен после даты ввода автомобиля в эксплуатацию, если в отношении этого автомобиля была произведена реконструкция, модернизация или техническое перевооружение, приведшие к увеличению срока полезного использования. Тем не менее увеличение срока полезного использования может быть произведено в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую входит этот автомобиль (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Все имущество, подлежащее амортизации, объединено в десять амортизационных групп (п. 3 ст. 258 НК РФ).
Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)
14 2915070 |
Средства подъемно-транспортные прочие |
|
14 2944000 |
Машины и оборудование для коммунального |
|
14 3440000 |
Оборудование гаражное и автозаправочное. |
|
15 3410114 |
Автомобили легковые малого класса для |
|
15 3410020 |
Автомобили грузовые, дорожные тягачи |
Кроме 15 3410191, |
15 3410270 - |
Автобусы средние и большие длиной до |
|
15 3410300 - |
Автобусы прочие |
|
15 3410032 |
Троллейбусы |
|
15 3410361 |
Автоцистерны для перевозки |
|
15 3410380 - |
Автомобили специализированные для |
Амортизация предмета лизинга на балансе лизингодателя
Порядок амортизации имущества (например, автомобиля), в лизинге на балансе собственника, описывается следующими бухгалтерскими проводками:
Дт | Кт | Операция |
08 | 50 | Затраты на покупку предмета лизинга у продавца |
19 | 60 | Учет НДС на уплаченную сумму |
60 | 51 | Оплата предмета |
03-1 | 08 | Предмет принят на баланс |
68-1 | 19 | Принятие НДС к налоговому вычету |
03-2 | 03-1 | Передача предмета лизингополучателю |
20 | 02-1 | Начисление амортизации при лизинге за прошедший месяц |
Срок полезной службы транспорта
Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:
Группа | Полезный срок | Относящийся к категории транспорт |
3 | 3–5 лет | Мототехника
Легковые авто Грузовой транспорт до 0,5 т |
4 | 5–7 лет | Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями
Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы Автобусы малого класса (до 7,5 м) Автоцистерны Лесозаготовительный транспорт Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн |
5 | 7–10 лет | Легковые авто с двигателем более 3,5 л
Грузовики 5–15 тонн Пассажирский транспорт длиной до 12 м Спецавтомобили Троллейбусы |
6 | 10–15 лет | Техника с грузоподъемностью до 15 т
Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м |
Амортизация автомобиля: актуальные вопросы
Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?
Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.
Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?
Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.
Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?
Ответ: Требуется только расчетная ведомость.
Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?
Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.
Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.
Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.
У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.
Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:
№п/п | Амортизационная группа | СПИ, лет | Вид транспорта |
1 | 2 | от двух до трех | Грузопассажирские подъемники с платформами |
2 | 3 | от трех до пяти |
|
3 | 4 | от пяти до семи |
|
4 | 5 | от семи до девяти |
|
Выбираем способ амортизации
Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.
Подгруппировки
Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
- 310.29.10.51 — Автокраны
- 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
- 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
- 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Амортизационные группы
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автокатафалки |
Пятая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | автомобили-тягачи седельные |
Определение сроков полезного использования
Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.
При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:
- Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
- Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).
Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:
- ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
- для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
- в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.
Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Возможные способы начисления амортизации автотранспорта
Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.
Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.
Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:
- Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
- Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
- Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
- Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.
С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.
Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС — 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:
- Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
- А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
Год | Расчет | Отчисления (тыс. руб.) |
1 | 5 : 15 х 1,685 | 561,67 |
2 | 4 : 15 х 1,685 | 449,33 |
3 | 3 : 15 х 1,685 | 337 |
4 | 2 : 15 х 1,685 | 224,67 |
5 | 1 : 15 х 1,685 | 112,33 |
В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.
Амортизация авто, бывшего в употреблении
При утверждении СПИ для амортизации б/у машины предприниматели имеют право уменьшить его на срок амортизации автомобиля предыдущим владельцем. Но только в случае установления такой же амортизационной группы и если имеется документально подтвержденный срок эксплуатации. При превышении СПИ над фактическим сроком службы компания должна установить его самостоятельно с учетом техники безопасности и других факторов.
Если автомобиль приобретен меньше чем за 100 000 руб., в налоговом учете он не признается амортизируемым имуществом и подлежит списанию по правилам списания материальных расходов (ст. 254 НК РФ).
***
Для меньшей трудоемкости линейный способ амортизации авто представляется оптимальным. Если же требуется как можно быстрее списать стоимость машины, следует рассматривать нелинейные методы.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».