Изменения по учету налогов и взносов в государственных учреждениях с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения по учету налогов и взносов в государственных учреждениях с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Сведения о показателях отчетности по сегментам
Федеральный стандарт выделяет три сегмента. Покажем их в таблице.
Сегмент | Организации госсектора |
---|---|
Бюджетные единицы |
К ним относятся:
|
Бюджетные и автономные учреждения | К ним относятся федеральные, региональные, муниципальные бюджетные и автономные учреждения |
Внебюджетные государственные единицы |
К ним относятся:
|
Сумму оборотов между организациями из одного сегмента исключают при формировании показателей по этому сегменту. Такие же обороты между организациями разных сегментов исключают при формировании консолидированных показателей по всем сегментам.
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:
- уместность (релевантность);
- достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
- верификация;
- своевременность;
- существенность;
- сопоставимость;
- понятность.
Нематериальные активы
По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».
Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:
- неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
- неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.
Какую информацию раскрывать в отчётности
В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:
- балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
- балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
- данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
- результат от списания за отчётный период;
- результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
- результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
- результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
- сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
- балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
- способы оценки по группам;
- элементы амортизации и их изменения;
- наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
- величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.
Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения
Отрасль | Количество рекомендаций |
Любая | 63 |
Нефтегазовая промышленность | 9 |
Машиностроение | 6 |
Связь | 4 |
Торговля | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Лизинг | 1 |
Деятельность некоммерческих организаций | 1 |
События после отчетной даты
Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.
Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2021 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.
Новые стандарты бухучета в 2021 году
Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2021 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2021 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2021 действует еще семь стандартов.
Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора следующие:
- Выплаты персоналу (приказ Минфина № 184н от 15.11.2019).
- Нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019).
- Непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018).
- Затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019).
- Совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019).
- Информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017).
- Финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).
Отражение информации об операциях со связанными сторонами в отчетности
Как установлено в п. 10 — 13 СГС «Информация о связанных сторонах», в пояснениях к годовой бюджетной отчетности субъект отчетности раскрывает информацию об операциях со связанными сторонами, проведенных в отчетном периоде на условиях, отличающихся от обычных условий совершения им аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами.
Обратите внимание:
не требуется раскрывать информацию об операциях со связанными сторонами субъектом отчетности в случае выполнения им возложенных на него полномочий и (или) функций в отношении организаций бюджетной сферы, которые являются для субъекта отчетности связанными сторонами (п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»).
Финансовые инструменты
Минфин ввел новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2021 года: они затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:
- денежных средств;
- дебиторской задолженности;
- долговых требований;
- активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
- активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
- активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).
В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.
Новые стандарты бухучета 2020
С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2020 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2020 года для госсектора:
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
- События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
- Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
- Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
- Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).
Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО».
События после отчетной даты
Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.
Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.
Стандарт «Концессионные соглашения»
Концессионное соглашение — взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, при котором первое снимает с себя часть нагрузки, например, по строительству какого-то объекта, а второй получает возможность заработать. Сторонами соглашения являются концедент и концессионер.
Концедент — тот, кто передает права на объекты соглашения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и некоторые госкомпании.
Концессионер — тот, кому передают права. Им может выступать организация, ИП или несколько компаний, которые заключили договор простого товарищества.
В 2019 году при подготовке к переходу на стандарт «Концессионные соглашения» надо провести инвентаризацию.
При инвентаризации объектов, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует синхронизировать данные бухучета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений. Для мониторинга утверждены правила проведения.
В соответствии со стандартом «Концессионные соглашения» передача по данному соглашению имущества учреждения, находящегося в оперативном управлении, отражается по 101 счету и по забалансовому счету 24.
Амортизацию будет начислять организация госсектора как балансодержатель.
На забалансовом счете необходимо будет формировать стоимость создаваемого объекта.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Четвертый этап разработки системы российских стандартов бухгалтерского учета субъектов сектора государственного управления
N п/п |
Название стандарта |
Порядок вступления в силу стандарта |
Необходимость разработки стандарта |
Международный аналог стандарта |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
Вступает в силу не ранее стандарта «Представление финансовых отчетов». Досрочное применение возможно не ранее использования стандарта «Представление финансовых отчетов» |
Принятие стандарта повышает качество отчетной информации ССГУ. В настоящее время аналогичная информация в отчетности ССГУ РФ не раскрывается. Применение данного стандарта требует более широкого, чем в настоящее время, использования бухгалтерской оценки и профессионального суждения, поэтому рекомендуется внедрять его на поздних этапах реформы, когда квалификация бухгалтерского персонала будет более высокой |
МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» |
|
Финансовые инструменты |
Международная федерация бухгалтеров планирует внесение изменений в соответствующие МСФО, вслед за чем последует внесение изменений в аналогичные МСФО ОС. В связи с этим разработку данного стандарта рекомендуется отложить на поздние этапы реформы |
МСФО ОС 28 «Финансовые инструменты: представление», МСФО ОС 29 «Финансовые инструменты: признание и оценка», МСФО ОС 30 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» |
||
Нематериальные активы |
Вступает в силу не ранее стандартов «Представление финансовых отчетов» и «Обесценение активов». Досрочное применение возможно не ранее применения данных двух стандартов |
Утверждение стандарта позволит получить полноценную информацию о справедливой стоимости внеоборотных активов общественного сектора, повысит качество управления активами. Принятие стандарта на поздних этапах реформы обусловлено сложностью вопросов оценки нематериальных активов |
МСФО ОС 31 «Нематериальные активы» |
|
Раскрытие информации о связанных сторонах |
Вступает в действие не ранее стандарта «Представление финансовых отчетов». Досрочное применение возможно не ранее применения стандарта «Представление финансовых отчетов» |
Принятие данного стандарта повысит качество отчетной информации субъектов государственного сектора |
МСФО ОС 20 «Раскрытие информации о связанных сторонах» |
|
Биологические активы |
Стандарт является отраслевым, его принятие не является первоочередным, поэтому возможно отложить разработку данного стандарта на более поздние этапы реформы |
МСФО ОС 27 «Сельское хозяйство» |
||
Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента |
Утверждение стандарта не является первоочередным. Его разработку можно отложить на более поздние этапы реформы, учитывая, что соответствующий МСФО ОС был принят в сентябре 2011 г. и вступает в силу для отчетности, охватывающей периоды начиная с 01.01.2014, и практика его применения еще не накоплена |
МСФО ОС 32 «Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента» |
||
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению |
При создании стандартов на этом этапе необходимо одновременно вносить соответствующие изменения в План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, чтобы избежать включения в нормативные документы противоречивых или дублирующих друг друга правил |
Данные табл. 5 указывают на то, что такой важный стандарт, как «Нематериальные активы», планируется принять только на последнем этапе реформы. В результате подходы к оценке таких активов, как основные средства, инвестиционная недвижимость и нематериальные активы, в период проведения реформы окажутся несопоставимыми. Например, сформированная по стандарту «Основные средства», утвержденному на первом этапе реформы, первоначальная стоимость основных средств и инвестиционной недвижимости, полученных безвозмездно и выявленных при инвентаризации, будет определяться как справедливая стоимость. Первоначальной же оценкой нематериальных активов, поступивших в указанных случаях, с первого по третий этапы реформы будет оставаться рыночная стоимость.
Между тем справедливая и рыночная стоимости, безусловно, являются разными видами оценки. Еще одним примером различий, подтверждающих несоответствие подходов к оценке вышеназванных активов, будут являться различные правила определения их остаточной стоимости.
Рекомендуемая последовательность разработки и названия российских бухгалтерских стандартов субъектов сектора государственного управления
Этап реформы |
Федеральные стандарты, разрабатываемые на данном этапе реформы |
Первый этап |
«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления» (по сути не является федеральным стандартом), «Представление финансовой отчетности», «Отчет о движении денежных средств», «Основные средства», «Материальные запасы», «Нематериальные активы», «Обесценение активов», «Аренда», «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» |
Второй этап |
«Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки», «Вознаграждения работникам», «Доходы государственных (муниципальных) учреждений», «Строительные контракты», «Затраты по займам», корректировка стандарта «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» в соответствии с вновь принятыми стандартами |
Третий этап |
Полностью соответствуют Концептуальной основе национальных стандартов |
Четвертый этап |
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», «Финансовые инструменты», «Раскрытие информации о связанных сторонах», «Сельское хозяйство», «Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента», внесение изменений в стандарт «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» в соответствии с вновь утвержденными стандартами |
Обратите внимание, что Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления целесообразно все же рассматривать не как стандарт, а как основополагающий документ, устанавливающий единые принципы ведения учета и формирования финансовой отчетности в соответствии с проводимой реформой.
Представляется также целесообразным введение нумерации принимаемых стандартов (в порядке их утверждения). Например, федеральному стандарту «Представление финансовой отчетности» можно присвоить N 1, федеральному стандарту «Отчет о движении денежных средств» — N 2 и т.д.
Отметим также, что в большей или меньшей степени, но все планируемые федеральные стандарты взаимосвязаны друг с другом, и принятие одних стандартов обязательно потребует скорейшего утверждения других. В противном случае, как было показано выше, неизбежно нарушение принципа сопоставимости при формировании финансовой отчетности, а также затруднение применения требований вступивших в силу стандартов. Таким образом, реформу российского бухгалтерского учета ССГУ (в части утверждения новых федеральных стандартов) целесообразно проводить в относительно короткие сроки.