Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предрейсовый медицинский осмотр – это обязательная мера по обеспечению безопасности, позволяющая проверить здоровье и самочувствие водителя перед выходом в рейс. Главная цель, преследуемая данной процедурой – убедиться в том, что человеку не угрожает опасность при управлении транспортным средством.

Внимание! Если у водителя на дню сразу несколько серьезных рейсов, то проверка его самочувствия осуществляется перед каждой поездкой.

Обязанность по организации предрейсового осмотра лежит на работодателе. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах. Если начальство решит сэкономить и откажется от проведения медицинского осмотра, а водитель попадет в аварию, то ответственности не избежать.

Кому не требуется медосмотр

Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

В настоящее время лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 17 Закона N 128-ФЗ ).

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства от 10.06.2002 N 402 (фактически утратило силу в отношении грузоперевозок и пассажирских перевозок на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом).

Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, закреплены Законом о БДД, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Читайте также:  Положены ли пособия на ребенка неработающим мамам: как получить на карту банка

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Приказы, регламентирующие проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров

Безопасность на дороге — важное условие для водителей. Она зависит как от состояния автомобиля, так и от самочувствия того, кто за рулем. Ведь если водитель хорошо себя чувствует, он может быстро ориентироваться в сложных дорожных ситуациях и принимать верное решение. Поэтому предрейсовый осмотр для водителей согласно Письму «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» № 2510 от 21.08.2003 и Приказу «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» № 835н от 15.12.2014 сделали обязательной процедурой на законодательном уровне.

Для работодателей это стало возможностью:

  • повысить качество оказываемых услуг по перевозкам;
  • повысить уровень безопасности дорожного движения.

Правильно организованная профилактическая работа помогает выявить серьезные нарушения здоровья, которые могут помешать нормальному выполнению функциональных обязанностей.

Какие штрафы предусмотрены за нарушения при проведении предрейсовых осмотров?

Согласно действующему законодательству, за нарушение правил о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность (ч.2, ст.12.31 КоАП).

  • Водитель, который вышел на работу без отметки о допуске в путевом листе, несет административную ответственность (штраф 3 тысячи рублей).
  • Медработник несет уголовную ответственность за работу без сертификата и лицензии. А также дисциплинарную и административную ответственность за качество проведенного обследования и вынесения решения о допуске к работе (штраф 5 тысяч рублей).
  • Руководители предприятия (компании) несут административную ответственность, если осмотры (пред- и послерейсовые) организованы с нарушениями (штраф 30 тысяч рублей*).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — важная процедура. Ее преимущества очевидны для всех. Руководители предприятий могут быть уверены в добросовестных и ответственных работниках. А водители будут более ответственно относиться к своему самочувствию, от которого зависит не только их карьера, но и безопасность на дорогах.

*Суммы актуальны на февраль 2020 г.

Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

  1. цена услуги;
  2. используемое оборудование;
  3. квалификация врачей;
  4. информация о дипломах и сертификатах.

Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица – 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб, для юридического лица – 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит 20 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. – для юридических лиц.

Читайте также:  Green Card Lottery — как правильно заполнить анкету

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Прийти в мед

Посетить врачей и сдать анализы

Получить справку

В обязанности индивидуальных предпринимателей (ИП) и каждой компании, эксплуатирующих транспортные средства, входит контроль состояния водителя перед и после выполнения им своей работы (смены/рейса). Необходимо это не только в целях соблюдения норм охраны труды, но и для обеспечения дорожной безопасности в целом. Физическое переутомление, болезнь, признаки воздействия опасных производственных факторов, состояние и остаточные явления наркотического, алкогольного или токсического опьянения являются прямой угрозой здоровью и жизни как самого водителя, так и других участников дорожного движения.

Обязательно ли проходить пред- и послерейсовый медосмотр? В соответствии с ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» для отдельных категорий водителей данный вид осмотров обязателен. Кто, как и где обязан проходить медицинский предрейсовый и послерейсовый медосмотр? Нужно ли проводить осмотр водителей в командировке? Какова цена этой услуги в СПб в 2019 году? Это и многое другое читайте далее.

Читайте также:  Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты

Порядок проведения предрейсового осмотра

Медицинское освидетельствование проводится для того, чтобы определить состояние здоровья водителей, выезжающих на дороги, определить есть ли у них какие-либо медицинские противопоказания или ограничения для управления транспортным средством.

Осмотр водителя производится непосредственно перед началом его работы, причем время осмотра включается в его рабочее время.

Медработник проверяет состояние водителя:

  • проводит визуальный осмотр;
  • выслушивает жалобы водителя (если есть);
  • измеряет давление, пульс;
  • выявляет наличие/отсутствие алкоголя и иных психотропных веществ, путем взятия проб.

Водителя могут не допустить к работе, если медработник выявит следующее:

  • наличие острого или обострение хронического заболевания, это может быть наличие температуры, острых болей, снижение зрения, высокое/низкое давление и т.п;
  • наличие алкоголя или иных психотропных веществ в организме водителя.

Зачем нужны предрейсовый и послерейсовый осмотры

Водитель любого транспортного средства несет ответственность за управляемое им транспортное средство, перевозимые грузы, за жизнь пассажиров и пешеходов. Если у водителей частных автомобилей вся ответственность ложится непосредственно на них, то у наемных водителей значительная доля ответственности перекладывается на работодателя.

Для уменьшения риска несчастных случаев перед началом смены и после ее окончания каждый водитель должен пройти предрейсовый (предсменный) и послерейсовый (послесменный) медицинский осмотр. Предсменный осмотр проводится для выявления состояний и заболеваний, которые могут воспрепятствовать нормальному исполнению трудовых обязанностей:

  • алкогольное или иное опьянение;
  • переутомление;
  • наличие похмельного синдрома;
  • острое заболевание.

Порядок проведения предрейсового медосмотра

Проводить освидетельствование водителя может только специалист с медицинским образованием. Предрейсовый медицинский осмотр проходит в соответствии с особой процедурой.

Для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления;
  • термометр;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики.
  • столик для медицинского оборудования.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред;
  • помещение должно быть оборудовано средствами связи.

По результатам предрейсового медосмотра водителю выдается заключение о допуске или не допуске к рейсу. Результаты медицинского обследования также фиксируются в журнале регистрации, где указываются данные о работнике и медицинском сотруднике, проводившем осмотр.

Отказ от проведения медосмотра или допуск к управлению транспортным средством водитель с отклонениями в норме закона грозит увольнением. Если халатность приведет к дорожно-транспортному происшествию, водителю, а также медработнику, допустившего его к смене, может грозить тюремный срок.

Исход предрейсового контроля: невозможность допуска к работе

Безусловно, если в процессе предрейсового контроля в организме выявляются те или иные запрещённые вещества (пары алкоголя, наркотические вещества и др.) – водитель не может быть допущен к работе. Также невозможен выход на линию при обострении хронических заболеваний или обнаружении новых, когда осуществление трудовой деятельности противопоказано. Ещё одна причина отстранить на текущий день человека от работы – его отказ от выполнения указаний медработника, касающегося прохождения предрейсового обследования.

Если же медицинским работником принимается решение о недопуске водителя к осуществлению им своих обязанностей – в путевом листе (с которым водитель должен явиться на осмотр) не проставляется ни подпись врача, ни соответствующая отметка (о допуске к работе).

Зато о каждом подобном случае медицинский работник, проводивший осмотр, в обязательном порядке информирует руководителя компании, в которой работает данный сотрудник. Это происходит путём подготовки письменного рапорта о вынесении соответствующего решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *