Как судебные приставы исполняют решение суда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как судебные приставы исполняют решение суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.
Действия приставов в ходе исполнительного производства
Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.
Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.
Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?
- Вызывать стороны исполнительного производства.
- Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
- Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
- Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
- Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
- Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
- Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
- Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.
Сроки исполнительного производства
Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.
Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.
Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).
Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.
Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.
Полномочия судебных приставов
Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.
Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;
— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;
— организует:
-
розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
-
участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
-
хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
1.1. Работа по рассмотрению обращений граждан и организации личного приема осуществляется в соответствии сКонституциейРоссийской Федерации, Федеральными законами от 8 января 1998 г.N 7-ФЗ»О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иным федеральным законодательством, регулирующим правоотношения граждан при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления, а также требованиями Инструкции по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Инструкция по делопроизводству) и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Инструкция).
1.2. Инструкция определяет единый подход к работе с обращениями граждан и организации личного приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент).
1.3. Обращение гражданина (далее — обращение) — письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
1.4. Обращения, поступившие в Судебный департамент, подлежат обязательному рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией. Отказ в приеме обращений, рассмотрение которых входит в компетенцию Судебного департамента, недопустим.
1.5. Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество автора, почтовый адрес для ответа или уведомления о переадресации обращения, изложение сути предложения, заявления или жалобы, личную подпись и дату.
1.6. Обращение, поступившее в Судебный департамент по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
1.7. Работа с обращениями является прямой служебной обязанностью гражданских служащих Судебного департамента.
1.8. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
1.9. Руководители, а также по их поручению заместители руководителей главных управлений, управлений и самостоятельных отделов Судебного департамента в пределах своих полномочий обязаны:
своевременно, всесторонне и объективно рассматривать обращения, принимать по ним основанные на законе решения, сообщать заявителям о результатах рассмотрения их обращений;
систематически анализировать обращения для выявления и устранения причин, порождающих нарушение прав граждан, а также для совершенствования работы системы Судебного департамента и судов.
1.10. Централизованный учет поступивших обращений ведет отдел обращений и приема граждан Управления делами Судебного департамента (далее — отдел обращений и приема граждан).
Обжалование решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Одним из способов защиты прав взыскателя, должника и других лиц является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действием (бездействием), в порядке, установленном КАС.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС.
Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Как показало обобщение судебной практики, судебными приставами-исполнителями допускаются чаще следующие нарушения действующего законодательства: не исполняются своевременно требования исполнительных документов, допускаются просрочки возбуждения исполнительных производств, не высылаются в адрес сторон исполнительного производства копии, вынесенных в рамках исполнительного производства, постановлений. Преждевременно принимаются решения об окончании исполнительных производств без осуществления всех предусмотренных законом действий по исполнению исполнительных документов, не получают должного внимания обращения сторон исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением требований исполнительных документов, неверно производятся расчеты задолженностей по алиментам, не предпринимаются все необходимые, своевременные и действенные меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов, а в случае их принятия допускаются нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, что приводит к необходимости обращения в суд граждан и юридических лиц с заявлениями об обжаловании их действий (бездействия).
Порядок и сроки обжалования постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) регулируются правовыми нормами гл. 18 Закона об исполнительном производстве.
Жалоба рассматривается в судебном заседании. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения жалобы. По результатам рассмотрения жалобы арбитражным судом выносится судебное решение, а судом общей юрисдикции — определение.
Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Следует отметить, что пропуск 10-дневного срока обращения в суд с заявлением (жалобой) не является для суда основанием для отказа в ее принятии. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Например, заявитель К., узнав о постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства 23 апреля 2016 г., в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя обратилась лишь 21 сентября 2016 г., что подтверждается отметкой Почты России на конверте. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд заявителем представлено не было, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Что такое ФССП России и какова ее структура
ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.
Основные функции службы судебных приставов:
- Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах; Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц; Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ; Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств); Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.
Структурно, федеральная служба судебных приставов состоит из следующих элементов:
1 Центрального аппарата ФССП России;
2 Территориальных органов, которые имеют деление по округам (всего 8 округов). В состав территориальных органов входят ГОСП (городские отделы судебных приставов) и РОСП (районные отделы судебных приставов).
В наше время подразделения судебных приставов — обыкновенный атрибут государственной власти в регионах, такой же, как суды, прокуратура, полиция, налоговые органы и другие органы государственной власти.
Представительство за рубежом и подведомственные государственные органы власти у ФССП отсутствуют.
Кто может быть судебным приставом
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. При этом судебный пристав-исполнитель должен иметь среднее (оконченное) общее или среднее профессиональное образование заместителя начальника отдела — для заместителя главного судебного пристава. Для начальника отдела старшего судебного пристава судебный пристав-исполнитель должен иметь высшее юридическое образование,
Важно! С 01.12.2014 для судебного исполнителя обязательно наличие высшего юридического или высшего экономического образования.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель для выполнения возложенных на него функций должен обладать коммерческими и личными качествами, быть годным к службе по состоянию здоровья, не иметь судимостей.
Судебный пристав-исполнитель принимает присягу, согласно которой он обязан:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы,
- защищать права граждан и государства,
- достойно переносить трудности профессии,
- соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.
Обязанности судебных приставов
Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
- Обеспечение безопасности всех участников судебного разбирательства и доставки материалов в суд.
- Поддержание общественного порядка в судах.
- Спасение судей.
- Осуществление привода лиц, не явившихся добровольно в судебное заседание.
- Прохождение специальной подготовки и проверки на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.
Основной обязанностью судебного пристава-исполнителя является принятие всех мер по исполнению решения суда.
Как и кем регулируется работа судебных приставов
На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.
В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.
Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.
Нажмите для увеличения изображения
Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.
Нажмите для увеличения изображения
Обязанности судебного пристава по взысканию алиментов
В случае с взысканием алиментов пристав обязан действовать в рамках установленного в настоящий момент законодательства. Соответственно, каких-либо посторонних действий совершать он не имеет права. Он действует по стандартной схеме, проводя выездные мероприятия, опрашивая должника с целью выявить причины его отказа по уплате алиментов, а также осуществляет все необходимые процедуры для взыскания денежных средств.
Кроме того, в обязанности пристава входит определение имущественного состояния должника. Он должен контролировать его доходы, покупки, а также другие доходные источники. Вся информация обязательно должна отмечаться в специальных документах, которые затем могут служить основанием для принудительного взыскания.
Текущая деятельность судебного пристава
Приставы принимают и рассматривают заявления взыскателя, должника, других сторон дела, ходатайства о движении исполнительного производства, выносит постановления. также пристав должен разъяснить порядок и сроки их обжалования. На практике, о многих возможностях приставы предпочитают умолчать, поэтому о сроках и возможностях обжалования решений все же лучше узнать у наших юристов, работающих по взысканиям.
Если требование, содержащиеся в исполнительном документе, либо порядок действий по их выполнению не ясен, пристав может вернуть его без исполнения, либо написать заявление о разъяснении порядка исполнения в орган, выдавший исполнительный лист, либо суд, где был получен приказ.
Судебные приставы должны беспрепятственно предоставлять сторонам исполнительного производства и их представителям возможность ознакамливаться с материалами, копировать их, делать выписки.
При необходимости приставы могут вызывать к себе лиц, участвующих в деле: взыскателя, должника, связанных с исполнением взыскания должностных лиц. При совершении исполнительных действий для идентификации личности сторон приставы вправе потребовать предъявить паспорт.
На эффективную работу судебного пристава может повлиять обстоятельства, приводящие к пристрастности рассмотрения дела. К примеру, взыскание с родственника. В этом случае является обязательным взятие самоотвода.
В случае, когда имеются дела с однородными встречными требованиями, пристав может оформить их взаимозачет.
Судебные приставы ведут дела об административных правонарушениях. Если в процессе работы обнаруживаются признаки уголовного преступления, пристав ведущий дело направляет сообщение об этом начальнику органа дознания или старшему судебному приставу для принятия решения о дальнейших действиях в соответствии с уголовным законодательством.
Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 — 6)
Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ.
Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации
Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;
территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;
научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).
Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения
1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.
2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.
3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.
Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения
1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.
2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).
2.1. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.
3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.
Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения
1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.
2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.
4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.
5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.
Должностные обязанности по ОУПДС
Обеспечивают установленный порядок деятельности судов СП, согласно действующему законодательству:
- поддерживают безопасность; перемещение вещественных доказательств к месту проведения заседания (по отдельному требованию);
- выполняют каждое поручение председателя суда;
- исходя из постановления, разыскивают уклоняющихся от явки граждан;
- по распоряжению ССП защищают должностных лиц ФССП;
- предупреждают, пресекают при необходимости правонарушения, передают возмутителей спокойствия местным отделениям (ОВД);
- сообщают обо всех выявленных противозаконных действиях старшему судебному приставу;
- взаимодействуют с сотрудниками полиции РФ, воинскими подразделениями, на этапах осуществления конвоирования под стражу;
- оказывать содействие работникам ОВД при задержании тех, кто скрывается или находится в розыске;
- по распоряжению ССП (заместителя), оказывают содействие СП или дознавателю при осуществлении делопроизводства или дознания.
Когда не известно где находится должник и каким имуществом он обладает, пристав имеет право объявить его самого и его имущество в розыск.
Для целей взыскания могут быть запрошены необходимые сведения, справки, данные, включая персональные у сторон дела, физических лиц и организаций. Пристав может сделать запрос не только в организации на территории России, но и за рубеж, порядок предоставления сведений в случае работы с иностранными компаниями будет определяться действующими международными договоренностями РФ.
Управление МВД РФ по Примеорскому району Санкт-Петербурга
Примерами оперативно-розыскных мероприятий могут быть: запросы в банки, обработка персональных данных, предоставленных организациям, запросы в гос органы о наличии имущества. Среди «полевых» действий: проверка паспорта гражданина, если если основания полагать, что это розыскиваемый должник, наведение справок, изучение документов, осмотр имущества, обследование зданий и помещений, участков местности, транспортных средств.
Судебные приставы могут проводить розыск должника самостоятельно, а также привлекать для этих целей ОВД, органы миграционного учета, органы ФСБ, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы местного самоуправления, а также к военнослужащих и сотрудников войск нац гвардии.