Заинтересованные лица и другие участники процесса
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заинтересованные лица и другие участники процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В гражданском процессе могут участвовать различные лица. Основными субъектами выступают ответчик и истец. Они имеют личную заинтересованность в результате разбирательства. Они могут ходатайствовать о привлечении других граждан к рассмотрению спора. В ходе процесса могут появиться третьи лица. Они могут заявлять самостоятельные требования и обращать их как к истцу, так и к ответчику. Однако статус их от этого не изменяется – они остаются третьими лицами, имеющими личный интерес. Эти субъекты также вправе использовать законные средства доказывания. Еще одна категория – заинтересованные лица. Они вступают в разбирательство в силу своей профессиональной деятельности. Этим они отличаются от третьих лиц. Их желания могут совпадать с требованиями истца или ответчика. Однако в любом случае их интерес является публичным. У всех участников разбирательства есть право обжаловать вынесенное решение. Оспаривание акта осуществляется в порядке, предусмотренном в ГПК. На практике возникают случаи, когда у субъекта возникает фактическая заинтересованность в деле. Своевременное ее выявление позволит избежать необоснованности решения.
Стороны в делах административного судопроизводства
1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.
Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:
1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.
Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».
Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.
Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.
Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).
Представительство в делах административного судопроизводства
1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.
При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.
Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.
2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.
Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.
При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.
Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.
Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Кто именно является заинтересованным лицом в сделке?
Однако существуют понятия заинтересованного лица, проскальзывающие в судебной практике: лица, принимающие управленческие решения в обществе либо способные оказывать на их принятие существенное влияние, признаются заинтересованными в совершении сделки.
Сделка с заинтересованностью совершается самим обществом, с одной стороны, и иным лицом — с другой. Это «иное» лицо имеет некую личную связь с единоличным исполнительным органом, членами коллегиального исполнительного органа или с крупным участником (обладающим 20 % и более акций общества), которая препятствует нормальному формированию воли общества.
Здравый смысл и жизненный опыт подсказывают, что при столкновении личного и общественного интереса управляющий, действующий от имени общества, будет руководствоваться личным в ущерб общественному.
Необходимость обеспечения баланса интересов участников корпоративных правоотношений предусматривает установление защиты «незаинтересованных» в совершенной сделке лиц, которыми могут оказаться все остальные акционеры (участники) и само общество.
Определение заинтересованных лиц
С юридической точки зрения заинтересованным лицом является тот, чей правовой статус (или совокупность прав и обязанностей) может быть затронут при судебном разбирательстве. В целом на них распространяются полномочия одной из сторон, однако обычно им не разрешается:
- изменять основание или предмет иска;
- отказываться от иска;
- подавать встречный иск.
Статья 19 закона «О банкротстве» посвящена определению того, кто относится к заинтересованным лицам по отношению как к должнику, который является гражданином, так и к должнику, представленном организацией. Правовой статус каждого из них отличается особыми характеристиками.
В соответствии с упомянутой ст. 19 профильного закона о несостоятельности заинтересованным лицом по отношению к любому из должников является:
- его аффилированное лицо;
- лицо, входящее в одну с ним группу (на основании ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года).
Если говорить о юридическом лице, то его заинтересованными лицами в банкротстве будут в том числе:
- руководство компании;
- люди, входящие в состав совета директоров, то есть наблюдательного органа, либо в состав коллегиального исполнительного органа;
- главный бухгалтер организации.
Важно отметить, что перечисленные лица продолжают считаться имеющими интерес, даже если они перестали исполнять свои обязанности. Однако это должно произойти не ранее одного года до начала производства по делу о несостоятельности. Иногда за точку отсчета берется день назначения временной администрации компании. Это зависит от того, какая дата наступила раньше. Кроме того, подобные лица считаются заинтересованными, если они имеют объективную возможность влиять на действия должника.
В ходе своей деятельности компании постоянно заключают сделки гражданско-правового характера. Поэтому ГК РФ также влияет на определение заинтересованных лиц в арбитражном процессе. Так, если человек или компания связаны с одной или несколькими заключенными соглашениями должника, они могут быть признаны заинтересованными.
Объяснения сторон и третьих лиц в гражданском процессе
Сведения, сообщаемые заинтересованными участниками процесса об обстоятельствах дела, закон признает самостоятельным средством доказывания (ст. 68 ГПК РФ, ст. 81 АПК РФ).
Объяснения сторон и третьих лиц являются одним из средств доказывания в гражданском процессе. В ч. 1 ст.
55 ГПК определены средства доказывания, посредством которых можно установить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
К ним также относятся объяснения заявителей и заинтересованных лиц по делам особого производства, а также лиц, подавших жалобу по делам, вытекающим из административно-правовых отношений.
Объяснения сторон могут предоставляться в письменном или устном виде.
Устные объяснения могут являться средствами доказывания только в случае, если участник гражданского процесса лично дал их непосредственно в судебном заседании, и занесены в протокол судебного заседания.
Письменные объяснения сторон, пояснения, отзывы могут быть предоставлены в суд лично или представителем непосредственно в ходе процесса, а также через экспедицию суда.
Объяснения сторон являются доказательствами в той части, в которой содержат какую-либо информацию об обстоятельствах дела. Другие заявления лица, содержащие разного рода ходатайства, соображения, предположения, рассуждения эмоционального характера, доказательствами не являются, хотя косвенно могут отражать те или иные обстоятельства дела и быть приняты судьей к сведению.
На основании ч. 1 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
Объяснения сторон требуют тщательной проверки и сопоставления с другими доказательствами, поскольку стороны заинтересованы в разрешении дела в свою пользу и могут дать не вполне достоверные либо искаженные объяснения.
Если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд имеет право обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Заинтересованные лица при банкротстве
Закон о банкротстве определяет субъектов, которые для целей конкурсного права считаются заинтересованными лицами, и, следовательно, сделки с которыми означают обязательность соблюдения особых требований.
Закон называет категории заинтересованных лиц по отношению к должнику, однако те же параметры применяются при определении заинтересованных лиц по отношению к арбитражному управляющему и любому из кредиторов, но только в случаях, когда это предусмотрено Законом о банкротстве.
Заинтересованными лицами могут быть признаны:
— основное (материнское) либо дочернее юридическое лицо, являющееся таковым в соответствии с гражданским законодательством (в силу ст.105 ГК РФ основным по отношению к дочернему является общество, которое имеет возможность определять решения дочернего; эта возможность появляется в силу преобладающего участия в уставном капитале, в силу договора о подчинении либо в результате действия иных причин);
— руководитель юридического лица (представляется, что имеется в виду любой субъект, действующий от имени юридического лица без доверенности, в том числе если это установлено учредительными документами для лица, руководителем (единоличным исполнительным органом) не являющегося), входящий в состав Совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица, коллегиальный исполнительный орган, а также главный бухгалтер юридического лица; заинтересованными будут признаваться названные лица, освобожденные от исполнения обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), т.е. до принятия соответствующего заявления судом;
— лица, находящиеся с физическими лицами, названными выше, в родстве, а именно: супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры, братья супруга.
Соответственно, указанные физические лица рассматриваются как заинтересованные по отношению к должникам — гражданину, арбитражному управляющему, кредиторам — физическим лицам.
Особый режим для сделок с заинтересованностью либо с заинтересованными лицами установлен, в частности, ст.101, 103, 206 Закона; он предполагает наличие определенного согласия на совершение сделки либо особый порядок признания такой сделки недействительной.
Рассмотрение жалоб на действия участника организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего, — любое заинтересованное лицо может обращаться с жалобами на действия управляющего, связанные с исполнением им своих обязанностей, в саморегулируемую организацию, членом которой он является. Саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего — при этом не уточняется, по каким критериям определять заинтересованность каких-либо лиц и какая именно процедура отбора имеется в виду.
Арбитражный управляющий по Закону не может быть заинтересованным лицом по отношению к должнику.
>Заинтересованное лицо в суде. Чем заинтересованное лицо отличается от третьего лица?(2018г)
Третьи лица с самостоятельными требованиями – это лица, участвующие в деле, которые вступают в уже возникший процесс путём предъявления иска для защиты самостоятельных прав на предмет спора, если решение по делу может нарушить их права.
Например, прокурор подал иск о лишении родительских прав, а второй родитель проживает отдельно, то суд обязан известить второго родителя и разъяснить ему право о вступлении в процесс в качестве 3го лица, имеющего право на самостоятельное требование о передаче ему ребёнка на воспитание.
Особенности участия третьих лиц с самостоятельными требованиями в гражданском процессе, ст.42 ГПК.
1) эти субъекты могут вступить в процесс после возбуждения дела и до постановления решения по делу.
2) они вступают в процесс добровольно, т.е. суд обязан уведомить их о возникшем процессе, а они сами решают, вступить в этот процесс или защиту судебных прав осуществить в другом процессе, где они будут выступать в качестве истца.
3) третьи лица вступают в процесс путём подачи искового заявления. В гражданском процессе они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца, в том числе и общие и специальные.
4) третьи лица могут заявить требования как на весь предмет спора, так и на его часть. Как правило, ответчиками по иску третьего лица с самостоятельными требованиями могут выступать и истец и ответчик либо только истец либо только ответчик.
5) поскольку 3и лица вступают в процесс путём подачи искового заявления, все требования для иска должны быть соблюдены, в том числе и оплата государственной пошлины.
Права 3х лиц с самостоятельными требованиями– такие же как у истца.
3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третьи лица без самостоятельных требований — это лица, участвующие в деле, которые вступают в уже начавшийся процесс, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Характеристика.
1) они не субъекты спорного материального правоотношения, существующего между истцом и ответчиком – главное отличие от предыдущей категории.
2) основанием для участия третьего лица без самостоятельных требований является юридическая заинтересованность в том, чтобы с ответчика было взыскано меньше средств, иначе третьему лицу потом будет меньшее регрессное требование. Т.е. задача 3го лица – помочь ответчику.
3) отличие 3х лиц без самостоятельного требования от предыдущей категории в том, что они могут быть привлечены по ходатайству лиц, участвующих в деле, по инициативе суда и по собственной инициативе. Т.е. они могут быть принуждены к участию в процессе.
4) третьи лица без самостоятельных требований чаще всего выступают на стороне ответчика, в исключительных случаях – на стороне истца.
5) права третьих лиц без самостоятельных требований уже, чем объём прав лиц с самостоятельными требованиями. Отличия вытекают из того, что они не субъекты спорного отношения, а значит, они не могут изменять основание и предмет иска, увеличивать или уменьшать размер исковых требований, не могут заключать мировое соглашение, предъявлять встречный иск и требовать принудительного исполнения решения суда.
Порядок вступления в процесс – по инициативе своей, суда сторон.
Вопрос о допуске 3х лиц без самостоятельных требований в процесс решается с учётом мнения всех лиц, участвующих в деле. О вступлении в процесс выносится определение, и после этого дело не продолжается дальше, а начинается с самого начало – возобновляется, а это определение не может быть обжаловано.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, — лицо, участвующее в деле на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон (ст. 43 ГПК РФ).
Основанием вступления в процесс третьего лица без самостоятельных требований может быть и иная юридическая заинтересованность в исходе дела, указанная в законе (см., например, ст. 462, 399 ГК РФ).
Так, если при обращении в суд с требованием о взыскании алиментов на детей будет установлено, что с ответчика уже взыскиваются алименты на детей от другого брака, то заинтересованные лица, в пользу которых взыскиваются алименты, должны быть привлечены к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Наиболее распространенным основанием разрешения споров с участием третьих лиц является возможность предъявления регрессного иска к третьему лицу (ст. 461, 462, 1068, 1080 ГК РФ).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, — лицо, участвующее в деле на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон (ст. 43 ГПК РФ).
Основанием вступления в процесс третьего лица без самостоятельных требований может быть и иная юридическая заинтересованность в исходе дела, указанная в законе (см., например, ст. 462, 399 ГК РФ).
Пример
Так, если при обращении в суд с требованием о взыскании алиментов на детей будет установлено, что с ответчика уже взыскиваются алименты на детей от другого брака, то заинтересованные лица, в пользу которых взыскиваются алименты, должны быть привлечены к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Наиболее распространенным основанием разрешения споров с участием третьих лиц является возможность предъявления регрессного иска к третьему лицу (ст. 461, 462, 1068, 1080 ГК РФ).
Аффилированная организация компании
Данный статус выдается гражданину или сообществу, чья доля уставного капитала или пакет акций больше, чем у остальных участников, кто обладает голосом в совете директоров и принимает те или иные решения, касающиеся ведения предпринимательства.
Отечественный современный бизнес предполагает такое слияние для получения большей прибыли и для того, чтобы компания в условиях жесткой конкуренции осталась «на плаву».
Но организация АЛ происходит под строгим наблюдением контролирующих органов. Необходимо составлять и вести реестр, в котором указывается количество подобных граждан, численность ценных бумаг и их передвижение в экономике. Кроме того, такие сведения должны регулярно выноситься на общее обозрение через публикацию в соответствующих газетах или через интернет-портал.
Кому и для чего нужна информация об аффилированных лицах
Сведения об аффилированности фирм и физлиц должны находиться в доступе (см. п.3 следующей главы), чтобы участники сделок могли проверять контрагентов. Список аффилированных компаний необходим для того, чтобы контролировать и отчитываться перед госорганами по сделкам с зависимыми лицами, не нарушать антимонопольное и антикоррупционное законодательство.
Он упрощает процедуру одобрения сделок с заинтересованностью (не требуется получать выписки из госреестров для доказательства взаимозависимости лиц). Также эти данные предоставляются собственным акционерам/участникам ООО. Еще один адресат – налоговые и другие контролирующие органы в ходе проверок (подробнее о них – в главе об ответственности аффилированных лиц).
Другое важное предназначение данной информации – внутренний контроль и защита от недружественных поглощений. Самый простой пример – сделки по покупке пакетов акций компаний-конкурентов. Допустим, ЗАО “Первый”, имеющее 30% акций ОАО “Второй”, решило приобрести еще 21% и получить контрольный пакет этой компании. Менеджмент “Второго” не горит желанием продавать ценные бумаги “Первому” и попадать в полную зависимость.
Тогда “Первый” применяет следующую схему: на сына генерального директора ЗАО “Первый” регистрируется ООО “Третий”, которое и выходит с предложением купить пакет акций компании “Второй”. Поскольку у физлица аффилированных лиц быть не может, а ООО имеет право не публиковать сведения о своих аффилированных лицах, заинтересованность ЗАО “Первый” в действиях ООО “Третий” можно проследить только через отчетность компании “Первый”.
Поэтому для менеджмента ОАО “Второй” при поступлении предложения о покупке акций важно проследить возможную аффилированность потенциального покупателя, оценив его вероятную связь со своими основными рыночными конкурентами. А если этого сделано не будет, акции купит ООО “Третий”, а затем продаст их своему аффилированному лицу – ЗАО “Первый”, произойдет недружественное поглощение.
Какую ответственность несут аффилированные лица
За нарушения в информировании об аффилированности лицо может понести несколько видов ответственности.
1 Ответственность за непредоставление информации (в том числе непредоставление в требуемый срок). Если фирме нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода.
2 Ответственность за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение. Санкции предусмотрены по статье 13.25 КоАП РФ: штраф на должностных лиц от 2500 до 5000 рублей, на юрлицо – от 200 000 до 300 000 рублей.
3 Ответственность за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения.
4 Ответственность за нарушение ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была резко снижена или наоборот, повышена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам.
Проверяются взаимозависимые лица несколькими методами:
- цены, использованные в сделке, сравниваются с рыночными;
- цена закупки у аффилированного лица сравнивается с ценой последующей продажи сторонним потребителям;
- сравнивается обычная для подобных сделок рентабельность с рентабельностью сделки между взаимозависимыми лицами;
- изучается, не пошла ли часть доходов, полученных от сделки, аффилированному лицу;
- оценивается отчетность обеих фирм по расходам: не получаются ли у одной из них расходы чрезмерными или, напротив, минимальными.
Опротестовать решение налоговиков о взыскании можно, но нужны веские доказательства. К примеру, в арбитражном суде Поволжского округа в 2021 году рассматривалось дело о предположительно заниженных ценах, по которым предприятие продавало членам своего совета директоров жилье, ранее купленное по рыночной цене. Решение о продаже принимали те же члены коллективного исполнительного органа. Однако компания представила внутреннее положение, по которому цена квартиры устанавливалась в твердой сумме более 15 лет назад и с тех пор не менялась. Суд принял решение в пользу ответчика, доводы налоговой инспекции сочтены вмешательством в законную коммерческую деятельность фирмы.
5 Ответственность за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения налоговые органы. Признаками вывода активов из аффилированных лиц считаются такие:
- новое юрлицо зарегистрировано во время проведения налоговой проверки аффилированной компании;
- у новой и старой компаний совпадают фактические адреса, телефоны, сайты, виды деятельности;
- активы аффилированной компании уменьшаются, а новой фирмы – растут примерно в той же пропорции;
- сотрудники аффилированной фирмы переходят работать в новую компанию;
- договоры, оформленные на прежнюю фирму, переоформляются на новую;
- использование новой компании как посредника при операциях с аффилированной фирмой;
- передача новой фирме брендов, логотипов и других средств индивидуализации от аффилированной компании.
6 При наличии одного или нескольких подобных признаков, подпадающих под п.2 статьи 45 НК РФ, налоговые органы получают право взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.
Кто именно является заинтересованным лицом в сделке?
Однако существуют понятия заинтересованного лица, проскальзывающие в судебной практике: лица, принимающие управленческие решения в обществе либо способные оказывать на их принятие существенное влияние, признаются заинтересованными в совершении сделки.
Сделка с заинтересованностью совершается самим обществом, с одной стороны, и иным лицом — с другой. Это «иное» лицо имеет некую личную связь с единоличным исполнительным органом, членами коллегиального исполнительного органа или с крупным участником (обладающим 20 % и более акций общества), которая препятствует нормальному формированию воли общества.
Здравый смысл и жизненный опыт подсказывают, что при столкновении личного и общественного интереса управляющий, действующий от имени общества, будет руководствоваться личным в ущерб общественному.
Необходимость обеспечения баланса интересов участников корпоративных правоотношений предусматривает установление защиты «незаинтересованных» в совершенной сделке лиц, которыми могут оказаться все остальные акционеры (участники) и само общество.
Права заинтересованных лиц
Статья 41 АПК РФ определяет права всех лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве. Таким образом, заинтересованным лицам позволяется:
- изучать материалы дела, выписывать или копировать информацию из них;
- заявлять отвод судьи;
- представлять доказательства и знакомиться с теми, что были предложены другими сторонами процесса;
- задавать вопросы иным лицам, участвующим в арбитражном судопроизводстве;
- ходатайствовать или делать заявления о чем-либо, возражать против ходатайств других;
- давать разъяснения в рамках своих знаний и компетенции;
- представлять всю документацию в электронном виде;
- обжаловать в установленном порядке акты, вынесенные судебным органом.