Статья 7.1 КОАП РФ. Самовольное занятие земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7.1 КОАП РФ. Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.
Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.
Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.
Гражданско-правовые последствия самозахвата земли
Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:
- Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
- Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
- Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.
Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.
Урегулирование проблем, связанных с самозахватом
В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:
- Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
- Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
- После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
- В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.
В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.
В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.
Самовольное занятие земли
Каждый участок земли требует обязательной регистрации права собственности. Он может принадлежать юридическим, физическим лицам или государству. Если гражданин решит самостоятельно присвоить себе какую-то территорию без официального определения границ и получения документов, то его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьёй 7.1 КоАП и статьёй 76 Земельному кодекса.
Как это обычно происходит? Например, гражданин построил забор, захватив территорию соседа, или стал выбрасывать мусор в пределах границ чужого участка, нарушая требования санитарных норм. Или он посадил сад, выходя за границы своего участка. Ситуации могут быть самые разные, но суть самовольного занятия земли подтверждается в каждой из них.
Если у лица нет права собственности на определенную территорию, то его ждёт наказание в виде:
- Возмещения вреда и выплаты компенсации пострадавшему, в случае получения прибыли с присвоенного участка — ГК РФ, статья 1102.
- Сноса незаконной постройки, если он не восстановит территорию к прежнему виду или не оформит на неё разрешительные документы.
Штрафы за самовольное занятие земельного участка:
- Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не меньше 5 тысяч рублей.
- Для должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не меньше 20 тысяч рублей.
- Для юридических лиц — от 2 до 3%, но не меньше 100 тысяч рублей.
- Если кадастровая стоимость земли не определена, то юридическим — от 100 000 до 200 000, должностным — от 20 000 до 50 000 и физическим — от 5 000 до 10 000 рублей.
Примечание: если нарушитель не исправит последствия незаконного захвата и не вернёт участок к установленному сроку, то ему назначат повторный штраф: 20—50 тысяч для физических лиц, 100—200 тысяч для должностных и 200—400 тысяч рублей для юридических. Если и во второй раз не будут предпринято никаких действий, то дело передадут в суд.
В некоторых случаях административная ответственность может стать уголовной. Она накладывается за:
- Незаконную регистрацию земли — статья 170 УК РФ:
- штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода за период от 1 года до 3 лет;
- лишение рабочей должности до 3 лет;
- обязательные работы до 360 часов и лишение права заниматься рабочей деятельностью до 3 лет.
- Мошенничество — статья 159 УК РФ:
- штраф до 100 тысяч рублей;
- арест на 4 месяца;
- лишение свободы от 2 до 5 лет.
- Незаконное предпринимательство — статья 171 УК РФ:
- штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода сроком до 2 лет;
- обязательные работы до 480 часов;
- арест до 6 месяцев.
Комментарий к ст. 7.9 КоАП
1. Объект правонарушения — отношения собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом.
Право собственности на леса регулируется Лесным кодексом от 4 декабря 2006 г. (далее — ЛК РФ), согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следует отметить, что ЛК РФ впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов РФ.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ (глава 34), если иное не установлено ЛК РФ.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ (глава IV), если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Следует обратить внимание на то, что право лесопользования осуществляется на основе признания многофункционального значения лесов, то есть одновременного использования одного и того же участка леса разными лицами и в различных целях.
Под использованием участков, указанных в комментируемой статье, понимается их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ЛК РФ (ст. 25) и другими федеральными законами.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Субъекты правонарушения — лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Комментарии к статье 7.1 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Что понимается под самовольным занятием земель?
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Ответственность и штрафы за самозахват земли в 2021 году
Статей 7.1 КоАПа предусмотрена ответственность за самозахват земли в виде штрафных санкций.
В 2021 году предусмотрен административный штраф за самовольное занятие земельного участка. Размер штрафа зависит от того, на кого он будет наложен и от того, поставлен ли участок на кадастровый учёт и определена ли его кадастровая стоимости. Если да, то согласно ст. 7.1 КоАП РФ, штраф будет:
- на граждан — 1–1,5% стоимости, но при этом не меньше чем 5000 рублей
- на должностных лиц — 1,5–2%, но в любом случае более 20000 рублей;
- на организации — 2–3%, но не менее 100000 рублей.
Если же стоимость не определена, то штраф будет равен:
- для обычных граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
- для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.
Основы землепользования
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации существуют некие нормы и постулаты по использованию земельных участков:
- стоит учитывать значимость земельного участка при его использовании;
- одной из основополагающих норм является приоритетность защиты её от негативного воздействия со стороны окружающей среды и, в частности, человека;
- земельный участок обязательно должен не нести вреда для здоровья человека, а также любая деятельность на нём;
- земельные участки должны использоваться на платной основе;
- обязательно должно быть равенство законов и интересов граждан, которые претендуют на землю;
- делится земля согласно её целевому предназначению, которое прописано в законодательстве.
Основы землепользования
Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены . Их главные постулаты перечислены в ст. 1:
- значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
- приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
- главенство охраны жизни и здоровья человека;
- единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
- платность использования;
- право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
- главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
- деление по целевому назначению на категории;
- равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Наступление теплого сезона кроме известных прелестей загородной жизни имеет и обратную сторону — увеличение исков, связанных с «дачными» проблемами. Одной из самых болезненных среди них по праву считается незаконное расширение участков, которыми владеют граждане. Иногда «свою» землю увеличивают за счет соседей. Иногда за счет бесхозной муниципальной земли. Когда и в каких случаях такую землю не получится прибавить к своей по закону, объяснил Верховный суд РФ.
Разобрав и проанализировав один из споров, он дал рекомендации своим коллегам, как правильно разрешать подобные дела. Все началось с того, что двое граждан попросили суд обязать местную власть, передать им в аренду участок муниципальной земли, который расположен рядом с их домом.
Верховный суд занимался делом одной семьи. В действительности ситуация весьма распространенная. Если рядом с дачей находится, предположим, пустырь, то желание раздвинуть границы, в чем-то объяснимо. Но прежде чем сделать подобный шаг, надо обратить внимание на соответствующие статьи закона, которые говорят о правилах для граждан, оказавшихся в такой ситуации.
Ведь как таковой бесхозной земли не бывает в принципе. Каким бы запущенным ни казался пустырь, он в юридическом смысле имеет своего хозяина, который в любой момент заявит свои права.
Свою уверенность в том, что им надо отдать землю за бортом их участка, истцы аргументировали следующими доводами. Они владеют на правах собственности участком земли и домом на нем. А на соседнем бесхозном участке они построили два капитальных объекта — бассейн и солидный кирпичный забор. То, что на муниципальной земле находятся их объекты, по мнению истцов, дает им право просить землю под бассейном и забором в аренду на 49 лет. Вот только муниципалитету такое предложение не понравилось, поэтому, решили истцы, будет правильней, если это сделать обяжет суд.
И местный суд с такими доводами согласился. Суд посчитал, что на чужой земле находятся принадлежащие истцам объекты недвижимости. Причем объекты, выражаясь юридическим языком, являются «вспомогательными сооружениями домовладения» и «неразрывно с ним связаны». Именно поэтому, по Гражданскому (ст. 35) и Земельному (ст. 28 и 29) кодексам граждане могут взять спорный участок в аренду. Суд апелляционной инстанции с этим согласился. Обратите внимание на слова в решении местных судов — бассейн и забор «неразрывно связаны» с домом. Именно такая — неразрывная связь оказалась ключевым понятием. Дело дошло до Верховного суда, он заявил, что выводы судов — ошибочны.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС не только отменила разрешение на аренду, но, пересмотрев дело, сама вынесла по нему решение, что случается в практике Верховного суда крайне редко. Вот аргументы окончательного решения по «захватническому» делу.
В Гражданском кодексе (ст. 135) сказано, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней одним предназначением, следует судьбе главной вещи. А в Земельном кодексе (ст. 1) прописан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. По этому принципу, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе участков. В обоих статьях есть исключения, но эти случаи прописаны в федеральных законах и к нашему делу отношения не имеют.
Обе статьи Земельного кодекса, на которые ссылались местные суды, решая спор про соседний участок земли — 28-я и 29-я, содержат лишь общие положения о покупке гражданами или юрлицами участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем речь в них идет не только о покупке, но и об аренде. Но никаких доводов, из которых бы вытекало право граждан на соседнюю землю, в прошедших судах даже не приводилось.
Все особенности покупки или аренды участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если на них есть здания или другие сооружения, прописаны в 36-й статье Земельного кодекса. Там четко сказано, что у граждан и фирм есть реальная возможность приобрести муниципальную землю, если на ней есть их собственность — дом или другое сооружение. В нашем случае на спорном участке расположен капитальный забор и бассейн. По мнению Верховного суда, эти сооружения имеют все признаки незаконной постройки, поскольку их возвели на земле, гражданам не принадлежащей. А это уже 222-я статья Гражданского кодекса. Важно, что о праве собственности на забор и бассейн истцы у судов никогда не просили. Как теперь ясно, они это сделали зря.
Из всего сказанного Верховный суд делает вывод — нахождение на спорном участке этих объектов не может служить основанием для возникновения у истцов права на землю.
Что изменилось в «дачной амнистии» 16 сентября 2021 года?
В некоторых СМИ появилась информация о новых изменениях в «дачной амнистии» с 16.09.2019.
Да, с 16 сентября внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В основном они касаются комплексных кадастровых работ, устранения наложений земельных участков при проведении кадастровых работ и учета не учтенных ранее земельных участков и объектов капитального строительства.
В Росреестре, БТИ и ФНС разное назначение дома – что делать?
Что делать, если план межевания сделан с нарушениями?
Но с точки зрения индивидуального собственника или садовода практически никаких изменений не произошло. По-прежнему при проведении межевания (уточнения границ) земельного участка размер не должен меняться более чем на 10% от размера, указанного в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах. А если местное самоуправление утвердило минимальные размеры земельного участка, то на величину предельного минимального размера.
О правах и обязанностях собственников земли
Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:
- возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
- использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
- законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
- осуществление посевов и посадки различных растительных культур.
А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:
- на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
- на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
- на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
- на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.
Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.
Штраф за самовольный захват земли: за что грозит наказание.
Ответственность за действия в виде самовольного захвата территории предусмотрена ст. 7.1 КоАП. Подобные действия часто совершаются гражданами, индивидуальными предпринимателями и организациями при осуществлении хозяйственной деятельности.
Под самовольным захватом понимаются активные мероприятия с целью установления владения над не принадлежащей на правах собственности или аренды землей.
Они могут быть связаны со следующими манипуляциями:
- огораживание территории;
- возведение препятствий;
- размещение сооружений;
- посев и посадка растений.
Самовольным захватом признаются действия по лишению доступа к территории лиц, которые обладают правами на данный земельный участок. Наказание также грозит в случае, если гражданин организует различного рода препятствия представителям органам власти или местного самоуправления.
На практике самовольным признается следующие обстоятельства пользования участком:
- До принятия решения со стороны органа исполнительной власти решения в части предоставления, продажи или выделения земельного надела;
- До момента заключения договора по отчуждению или иных юридически значимых документов, который способны подтвердить переход права собственности;
- До завершения процедуры регистрации и получения полного комплекта правоустанавливающих документов;
- До определения границ территории, предусмотренных нормативными актами местного самоуправления или иными регламентирующими документами;
- Использование земельного надела не по назначению, то есть игнорирование правил выделения участка под сельскохозяйственные цели, индивидуальное строительство, производственной и иного вида деятельности.
Образец акта о самовольном занятии земельного участка.
Основанием для проведения органом земельного контроля проверочных мероприятий выступает заявление, в котором указываются все обстоятельства захвата чужой территории. Специалистами ведомства действуют на основании специального распоряжения.
В документе указывается следующая информация:
- сведения о нарушителе;
- адрес проживания виновного лица;
- местонахождение земельного участка;
- уникальный кадастровый номер;
- список уполномоченных лиц;
- цель и задачи контрольной проверки;
- правовые основания;
- временные сроки процедуры.
В адрес проверяемого лица должно быть направлено уведомление о предстоящем мероприятии. По результатам проверки осуществляется подготовка акта в соответствии требованиям законодательства и должностными инструкциями.
Документ содержит следующую информацию:
- дата и точное время оформления;
- название контролирующего органа;
- дату и номер распоряжения-основания;
- сведения о нарушителе;
- итоговые результаты проверки;
- меры и сроки устранения нарушения.
Если ранее предписания в отношении виновного уже были, то подобные нюансы также упоминаются в акте. К документу могут быть прикладываться приложения в виде разъяснений гражданина, в отношении которого была проведена проверка, результаты проведенных замеров территории и копии правоустанавливающих документов.
В законодательных актах рассматривается вопрос самозахвата и его наказания.
ВНИМАНИЕ! По закону самовольным захватом земельной площади считается завладение ею третьим лицом, который не имеет никаких документально подтвержденных прав.
Подтвердить права на землю позволит договор купли-продажи, договор аренды, постановление местного органа управления о выделении участка земли.
Когда при проверке у человека, использующего землю, не окажется ни одного из правоустанавливающего документа, он должен вернуть площадь настоящему владельцу – частному лицу, государству, муниципальной власти. За самозахват земельной площади предусмотрена административная ответственность.
Ее меру суд устанавливается с учетом статьи 7.1 КоАП. В основном наказание представляется в виде штрафа, сума зависит от площади участка. И от того, кто совершил правонарушение (частное лицо, юридическое), от объема нанесенного вреда земли и окружающей обстановке.
ВНИМАНИЕ! За самовольное занятие участка индивидуальный предприниматель наказывается так же, как и юридическое лицо. Это нужно учесть тем, кто задумал правонарушение.
Земля не может быть бесхозной, никогда нельзя занимать ее самовольно, не оформив в собственность или в аренду, во временное пользование. Если участок не принадлежит какому-то собственнику, значит он находится во владении муниципальной власти или государства, это соответствует статье 16 Земельного Кодекса.
Чтобы выяснить, кому принадлежит территория, заинтересовавшая своим расположением, площадью, другими преимуществами, можно обратиться в кадастровый реестр. И только потом уже можно вести разговоры с частным собственником или с органами власти о приобретении земли.
Это позволит избежать наказания за самозахват, штрафа в значительную сумму. Захваченную территорию, в конечном итоге, все равно нужно будет вернуть.