Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.
Комментарий к ст. 11 ТК РФ
1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.
Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.1992 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ». Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.
Гладких, Кузнецова и др. обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).
К сфере действия ТК, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.
Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.
Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) не только к трудовым и иным, непосредственно связанным с трудовыми отношениями, но и к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.
Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку
Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).
В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.
Комментарий к Статье 11 ТК РФ
В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:
работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;
отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);
служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.
Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:
военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.
Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.
Комментарий к статье 11 ТК РФ
В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.
В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).
Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.
В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.
Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.
——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596. СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.
Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм — на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).
В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Получение трудовой книжки при увольнении в запас военнослужащего
1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
военнослужащим и членам их семей;
гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Права военнослужащих по контракту
То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.
Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.
Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.
Но есть и другая точка зрения
Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.
Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.
О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.
Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.
Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор.
Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору.
Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.
Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны.
Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями.
Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы.
Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.
То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.
Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности.
Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях.
И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.
Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.
Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности.
Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А.
Медведева Федеральному Собранию Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.
Но есть и другая точка зрения
Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.
Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение.
На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.
Современный Трудовой Кодекс в ст. 21 и 22 четко отражает позицию закона по отношению к правам и обязанностям сторон трудовых договоров. В этих статьях приведен открытый перечень конкретных прав и обязанностей каждой стороны, который может дополняться в рамках трудовых контрактов, если эти дополнения не противоречат действующему законодательству РФ.
Такая законодательная позиция значительно облегчает практику по правовой охране труда: в случае возникновения трудовых споров, связанных с этими вопросами, можно однозначно прояснить проблему с точки зрения закона, поскольку все основные полномочия сторон представлены в тексте ТК РФ.
В рамках действий своего индивидуального трудового контракта сотрудник обязан соблюдать следующие обязательства.
- Трудовые функции, возлагаемые договором на нанимаемого сотрудника, подлежат неукоснительному исполнению в указанном в договоре объеме.
- Правила внутреннего распорядка, принятые локальным актом предприятия, становятся для сотрудника нормой, которой он обязан придерживаться.
- Любой сотрудник подчиняется требованиям трудовой дисциплины.
- Безопасность труда и его охрана, выраженная в принятых в организации правилах, также является неукоснительным руководством к соблюдению.
- В процессе труда работник должен достигать выполнения принятых трудовых норм.
- Имущественный фонд предприятия, материальные ценности, принадлежащие работодателю или принятые им на сохранение от иных лиц, требуют рачительного отношения и обеспечения безопасности со стороны персонала.
- Если возникают обстоятельства, могущие грозить жизни, здоровью или безопасности имущества персонала, работодателя или третьих лиц, находящихся на предприятии, долг работника – как можно скорее проинформировать об этом непосредственного руководителя.
- Признавать значимость понятия «коммерческая тайна» и вообще любых информационных данных, касающихся работы:
- если работодатель установил тот или иной режим секретности, соблюдать его;
- не использовать информацию о фирме в личных целях и не передавать ее без согласия работодателя;
- если сотрудничество прекращается, нужно вернуть все информационные носители, если на них есть коммерческая тайна, либо уничтожить такую информацию на глазах у работодателя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти обязанности, приведенные в Трудовом Кодексе в общем виде, конкретизируются или распространяются в конкретных договорах о сотрудничестве, допсоглашениях к ним, положениях, инструкциях.
Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.
- Заключаемый договор о трудоустройстве является обоюдным документом, поэтому сотрудник может, со своей стороны, инициировать его подписание, внесение модификаций и расторжение в рамках федерального законодательства.
- Посредством своих представителей персонал имеет право влиять на колдоговор: вести переговоры, заключать коллективные соглашения, контролировать выполнение положений договора.
- Заключенный договор о труде гарантирует непременное предоставление соответствующего трудоустройства.
- Пришедший на работу сотрудник может рассчитывать на оборудованное по принятым стандартам рабочее место, наличие необходимых для выполнения оговоренных в договоре функций материалов, инструментов, оборудования, документов и пр.
- Одна из основных целей трудовой занятости для работника – финансовое обеспечение – должна обеспечиваться регулярно и полностью (в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, ее количества).
- Представитель персонала может беспрепятственно отдыхать в отведенное для этого время: в обеденный перерыв, оставляя работу с сокращенным рабочим днем, в выходные и праздники, в период ежегодного отпуска или других видов предоставляемого ему свободного времени.
- Сотрудник должен быть вовремя и полностью информирован обо всех необходимых ему вопросах, касающихся условий работы, ее организации, обеспечения безопасности, в том числе и законодательных изменениях.
- Если работа требует дополнительной подготовки или образования, оно должно быть предоставлено работодателем (в рамках, установленных ТК и другими нормами закона).
- Для обеспечения и защиты своих интересов сотрудник может становиться членом любых профессиональных объединений, союзов, организаций.
- Работник имеет право на участие в управлении организацией, ограниченное определенными формами, предусмотренными ТК и другими нормативными актами.
- Если возникает индивидуальный или групповой конфликт, связанный с трудовыми разногласиями, он должен быть разрешен установленными в ТК способами. Свои ущемленные интересы работнику разрешается защищать любыми дозволенными законом методами.
- Если работнику в процессе труда был причинен вред по вине работодателя, он вправе рассчитывать на возмещение ущерба и компенсацию.
- Всем сотрудникам должно быть обеспечено обязательное социальное страхование.
К СВЕДЕНИЮ! Сокращать перечень прав персонала работодатель не уполномочен, но в рамках заключенных трудовых договоров и/или допсоглашений его разрешено расширять.
Особенностью существующего ТК РФ выступает то, что в нем представлен вниманию сотрудников организации и работодателей полный список их полномочий. Присутствие полного перечня полномочий облегчает правоприменительную практику. Об основных полномочиях сотрудников и работодателей говорят статьи 21, 22 ТК РФ.
В пределах трудовых контрактов работник имеет право:
- на действия с трудовым договором, порождающие новые юридические факты;
- участие в коллективных соглашениях;
- рабочее место, отвечающее условиям заключенного контракта;
- оплату труда вовремя и полностью;
- отпуска, оплачиваемые и за каждый год, и дополнительное время на отдых;
- достоверные данные об условиях трудовой деятельности, соблюдение условий по охране труда;
- повышение квалификации, переподготовку;
- вступление в профессиональные союзы;
- защиту трудовых прав;
- страхование в ПФР.
Работник в пределах рабочего времени обязан:
- выполнять обязанности, прописанные в договоре;
- исполнять правила внутреннего трудового распорядка в компании;
- соблюдать нормы труда, следовать трудовой дисциплине;
- беречь собственность работодателя;
- сообщать работодателю о ситуации, которая ведет к угрозе жизни людей, утрате имущества работодателя.
Права военнослужащих по контракту
Главным и основным приоритетом для всех защитников Отечества является сохранение целостности страны в территориальном плане при соблюдении суверенитета. Поэтому ясно, что воины обязаны в первую очередь на максимальном уровне заботиться о безопасности своей страны.
В случае возможного вооруженного нападения приложить все усилия к его отражению. Все солдаты Российской Федерации обязаны исполнять свой долг.
Именно этот долг и предписывает общие права и ответственность военнослужащих в таком порядке:
- следует быть верными данной присяге;
- служить народу России с доблестью;
- защищать свою страну максимально преданно и мужественно;
- соблюдать законы, Конституционные требования и принципы общевоинских Уставов;
- безусловно исполнять приказы военачальников;
- быть предельно собранными по части личной боевой готовности и исправности доверенной военной техники;
- бережливо относиться к военной собственности;
- придерживаться стандартов международного права и условий договорённостей, заключённых государством.
На армейца возлагается и определённая моральная ответственность, которая заключается в честности, храбрости при выполнении возложенного воинского долга. Ему предоставляется право проявлять полезную инициативу, оберегать сослуживцев в бою.
Непосредственной обязанностью армейца является проявление патриотизма, он должен способствовать мирным отношениям и дружбе между народами, работать над недопущением конфликтов, возникших на межнациональной и конфессиональной почве.
Защитник страны призван уважать своих сослуживцев. Прилагать все усилия по вызволению товарищей из существующей опасности. По возможности оказывать помощь словом и делом своим товарищам, стараться удерживать окружающих солдат от неблаговидных дел.
Помещения, предоставляемые военнослужащим для проживания, должны соответствовать установленным требованиям:
- Наличие всех коммуникаций, необходимых для комфортного проживания;
- В общежитиях военным семьям предоставляется только отдельная комната;
- Служебное жилье выделяется по месту службы или в ближайшем населенном пункте.
Каждый контрактник при выполнении установленных условий получает право на государственное субсидирование при покупке или строительстве собственного жилья.
Основания для получения жилищной субсидии:
- Военнослужащий заключал свой первый контракт с МО РФ до 1998 г. и был признан жилищной комиссией остро нуждающимся в жилой площади;
- Военный стаж гражданина составляет больше 20 лет, и он пользуется служебным жильем;
- Сокращение с военной службы по состоянию здоровья или на пенсию по возрасту. При этом военный стаж должен быть не меньше 10 лет. Но, у претендента на государственное жилье не должно быть в собственности другой жилой недвижимости или он должен быть признан комиссией остро нуждающимся в улучшении условий проживания.
Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.
Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.
Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.
Права и обязанности военнослужащих
Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.
Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.
То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.
Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.
Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.
Но есть и другая точка зрения
Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.
Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.
О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.
Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.
1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.
Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.
4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ТК для военнослужащих
Каков основной смысл ст. 11 ТК?
Она устанавливает, что сотрудники и их наниматели в действиях по трудовым взаимоотношениям по умолчанию попадают под нормы ТК и профильных нормативных актов. Т.е. их согласия в этом плане не требуется. Другое её важное положение – перечисление категорий, в отношении которых допускаются исключения в воздействии положений трудового права. К ним относятся военные, участники наблюдательных советов и т.д.
Каковы ограничения ст. 11 ТК, которые необходимо учитывать нанимателю?
В первую очередь её положения по отношению к мигрантам. Хотя она и устанавливает применимость на всей территории РФ положения трудового права, но оговаривает, что эта применимость ограничена специальными положениями ТК и ФЗ. Так, Соглашение между странами СНГ (ст. 5), введённое в действие в 1995 году с помощью ФЗ-47, указывает, что в ряде случаев с работниками-мигрантами могут быть прерваны трудовые отношения, и их можно выслать с территории страны. Об этом же говорит и принятый в 2002 году 115-ФЗ. Поэтому нанимающим мигрантов работодателям необходимо учитывать это обстоятельство.
Другое её ограничение – это оговорка о применимости трудового права, когда договора ГПХ по трудовым взаимодействиям утрачивают свою силу. Этот момент специально исследован в ст. 19.1 ТК.
Третье ограничение дано в её заключительной части, и касается военнослужащих и других отдельных категорий граждан. Их перечень носит открытый характер, устанавливая потенциальные ограничения трудового права по мере принятия специальных ФЗ.
Может ли применять трудовое законодательство к лицам, которые выведены из сферы действия трудового права (военнослужащие и другие подобные категории)?
Эта статья предусматривает два таких случая, когда эти лица попадают под трудовое законодательство:
- если они являются нанимателями рабочей силы;
- если они официально выступают представителями этих нанимателей.
Причём они должны выступать в таком качестве в порядке, предусмотренном в ТК.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Распространяется ли действие ТК РФ на военнослужащих.
1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).
2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Компенсация вреда здоровью по военной травме
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:
На кого нормы ТК РФ не распространяются?
При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).
В каком случае нормы ТК РФ распространияются на лиц, работающих по гражданско-правовому договору?
Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:
На госслужащих муниципальных служащих, правоохранителей распространяется действие норм права о труде женщин
В силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:
- на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;
- на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе;
- на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы.
ТК для военнослужащих
1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
военнослужащим и членам их семей;
гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Трудовой кодекс российской федерации 2020-2021
Одним из важных разделов общего расписания является повседневный распорядок. Распределение времени должно происходить с учетом следующих гарантий:
- Продолжительность недели должна быть не больше 40-ка рабочих часов. Исключением являются мероприятия, которые временными рамками не могут быть ограничены.
- По норме, выходных в неделю должно быть не меньше двух, а в обязательном порядке хотя бы один свободный день.
- Круглосуточные дежурства могут быть назначены лишь по приказу руководства, да и то, в исключительных случаях.
- В свободные дни (суббота, воскресенье и праздники) распорядок дня действует особый и более мягкий.
- По регламенту, военным должны быть выделены часы на обед и на физическую подготовку. Непременно, контрактник должен заниматься еще и самообразованием.
- Если во время отдыха военный был вызван на службу, то он вправе получить отгул в любые другие дни недели.
По общим правилам, контрактник начинает работать с 8:00 и заканчивает трудовой день в 17:00. Сюда не входит часовой перерыв. Все остальное время пребывания на службе можно считать наднормативной работой.
Такие правила не распространяются на гос.охрану, поскольку за работу сверх нормы ежегодно контрактникам полагается 10 суток отпуска дополнительно.
Работа сверх установленной нормы может иметь место, но только в особых условиях. Привлечь контрактников вправе руководство компании.
Речь идет о таких моментах:
- наряд на сутки – до 24 часов;
- боевое дежурство – лимит не устанавливается;
- поход – ограничений по времени нет;
- учения – проводятся по плану занятий.
Несмотря на наличие исключений, сама возможность привлечения контрактников к сверхурочной службе не дает права командованию обращаться к ней регулярной. Кроме того, лицам, работающим лишнее время должны все компенсировать. Каждый вызов на службу сверх нормы должен сопровождаться официальным приказом.
Довести информацию до сведений военных следует заранее, в противном случае это будет нарушением. Исключением считается боевая или учебная тревога.
За переработку предусмотрены два вида компенсации — отгул или денежная выплата. Чтобы получить деньги или день отдыха, необходимо, чтобы отработанное время было правильно зафиксировано.
Для этого потребуется:
- подготовить приказ на сверхурочную работу и ознакомить с ним контрактника;
- факт отработанного времени правильно зафиксирован в табеле;
- военный своевременно обратился за компенсацией, оформив рапорт.
Деньги в дальнейшем выплачиваются на основе рапорта. Таким образом, следить за ситуацией военнослужащему стоит самостоятельно, чтобы в дальнейшем получить возмещение. Кроме того, так у руководства меньше шансов нарушить права контрактника.
На кого не распространяется трудовое законодательство
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Важно Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей : военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров наблюдательных советов организаций за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор ; лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом. Информация актуальна на год.
Трудовое законодательство и сфера его действия Основным актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря года N ФЗ , вступивший в действие с 1 февраля года далее — ТК РФ На федеральном уровне трудовое законодательство включает в себя также федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права ст. Кроме того, ряд вопросов трудового законодательства решаются на уровне субъектов РФ и регулируются законодательством субъектов РФ, а ряд вопросов — на уровне местного самоуправления и регулируются актами органов местного самоуправления. Наконец, многие вопросы решаются на уровне работодателя и регулируются так называемыми локальными нормативными актами актами работодателя — как организации, так и индивидуального предпринимателя см. По общему правилу, в случае противоречий между актами более низшего звена и актами более высшего звена, применяются акты высшего звена ст.
В частности, локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права ст.
Нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.
В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.
Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).
На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно. Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).
Можно ли уволиться по НУК при несоблюдении регламента со стороны командиров
На практике нередко встречаются ситуации, когда командование в/ч заставляет подчиненных работать сверх положенного им времени, при этом дополнительные сутки отдыха им не предоставляются, не выплачиваются денежные компенсации, нарушаются правила ведения Журнала учета служебного времени и т. д.
Столкнувшихся с такой ситуацией военнослужащих интересует вопрос: могут ли они уволиться из армии по несоблюдению условий контракта (НУК), но не со своей стороны, а со стороны Минобороны? (Так как при увольнении по подобному основанию им полагаются максимальные выплаты и льготы.)
Ответ на этот вопрос таков. Да, теоретически сделать это можно, подав рапорт на имя командира в/ч (военного подразделения), но на практике такой рапорт недобросовестное командование, скорее всего, что называется, «завернет». Поэтому при желании уволиться из ВС РФ по НУК при несоблюдении РСВ со стороны командования в/ч, военнослужащему лучше всего обращаться в суд, при этом на руках необходимо иметь документы, твердо доказывающие нарушение регламента со стороны командования.
В заключение можно сказать следующее. Да, в современной Российской армии все еще встречаются недобросовестные командиры, заставляющие своих подчиненных перерабатывать «за бесплатно». Тем не менее, принятие РСВ в целом оказалось полезным введением, т. к. в масштабах всей страны позволило привести к единым стандартам порядок учета служебного времени военнослужащих самых разных военных подразделений/организаций, а также позволило самим контрактникам контролировать продолжительность их рабочего времени, и в случае переработок — требовать положенную им компенсацию.