Энергосервисные контракты по 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Энергосервисные контракты по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).
(рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita):
Приложение 1. Техническое задание.
Приложение 2. Сведения об Объекте и его технические характеристики.
Приложение 3. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.
Приложение 4. Приборы учета.
Приложение 5. Потребление тепловой энергии за базовый период. Показатели экономии тепловой энергии (планируемые).
Приложение 6. Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения.
Приложение 7. Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма.
Приложение 8. Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма.
Приложение 9. Акт реализации Договора. Примерная форма.
Приложение 10. Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма.
Приложение 11. Технический регламент гарантийного обслуживания оборудования.
Приложение 12. Договор теплоснабжения.
Не забывайте, в рамках исполнения энергосервисного контракта необходимо всегда быть в диалоге с РСО, начиная с запроса ТУ и разработки проекта.
Сферы энергосервисных контрактов
Сферой энергосервисного контракта могут быть любые мероприятия по энергосбережению.
Каких-либо других ограничений, касательно сфер заключения энергосервисных контрактов, нет.
Самые распространенные и популярные сферы энергосервисных контрактов в России:
- Модернизация освещения внутри зданий.
- Замена уличного освещения.
- Модернизация системы отопления.
- Замена или модернизация котельной.
- Внедрение мероприятий направленных на снижение тепловых потерь в зданиях, а именно,
- замена или утепление входных дверей,
- ремонт или замена окон,
- утепление фасадов,
- утепление крыши и чердака,
- утепление подвалов и подполий.
- Замена или модернизаций трубопроводов ХВС и ГВС.
Энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности №261-ФЗ. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании.
Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.
Договор обычно заключается на 5-10 лет, в течение которого происходят выплаты.
В соответствии с Приложением №2 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 № 859) для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. При этом стоимость единицы энергетического ресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора. Если Заказчик оплачивает энергоресурсы по нескольким различным ценам, то стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена.
РАСЧЁТ ПРОСТОГО СРОКА ОКУПАЕМОСТИ
Допустим:
Сумма инвестиции в энергосберегающие мероприятие: 100 тыс. руб.
Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.
Простой срок окупаемости: 100 / 40 = 2,5 года.
За 2,5 года компания сможет вернуть вложенные средства, а вся экономия, которая будет получена после первых двух с половиной лет, пойдет в прибыль.
Рассматривая разные энергосберегающие мероприятия, общее правило таково:
если срок окупаемости меньше 6 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять можно,
если срок окупаемости меньше 3 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять нужно.
ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ
Дисконтированный срок окупаемости похож на простой срок окупаемости, только в нем мы учитываем «стоимость денег», процентную ставку, которую мы можем получить, если вложим средства не в энергосбережение, а в банк.
Допустим:
Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.
Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.
Процентная ставка в банке: 12% в год
Продолжительность проекта: 4 года
Дисконтированный срок окупаемости = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта.
Дисконтированный срок окупаемости = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 = 121,494.
121,494 – 100 = 21,49
Результат говорит о том, что за 4 года наш энергосберегающий проект окупится и принесет 21,49 тыс. руб. прибыли. При этом срок окупаемости проекта будет достигнут через 3 года и два месяца.
Дисконтированный срок окупаемости более правильно отражает реальность и срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, ведь надо не забывать, у любой компании всегда есть возможность положить деньги в банк, а не заниматься энергосбережением.
КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Коэффициент рентабельности — очень простой и удобный метод, который дает возможность провести быстрый расчет срока окупаемости энергосберегающих мероприятий.
Допустим:
Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.
Экономия в год: 40 тыс. руб.
Коэффициент рентабельности = 40 / 100 = 40%
Другими словами, вложив в это энергосберегающие мероприятие, компания получит рентабельность в 40% годовых! Это очень хорошо, если депозит в банке приносит только 12% в год. Скажем, если рентабельность от основной деятельности компании 25% годовых, то энергосберегающие мероприятие с рентабельностью 40% точно надо делать.
ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ
Допустим:
Сумма инвестиции в энергосбережение: 100 тыс. руб.
Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.
Процентная ставка для депозита в банке: 12% в год
Продолжительность проекта: 5 лет
0 = (денежный поток в 1й год/(1+X)1 + денежный поток во 2й год /(1+X)2 + денежный поток в 3й год /(1+X)3 + . . . + денежный поток во nй год /(1+X)n ) — изначальная инвестиция
Таким образом, согласно формуле нам нужно подставить такую величину вместо X (методом подбора), чтобы действия в итоге давали значение равное нулю. В нашем случае это:
0 = (40/(1+29)1 + 40/(1+29)2 + 40/(1+29)3 + 40/(1+29)4 + 40/(1+29)5)-100
29% это внутренняя ставка рентабельности. О чем это говорит? Это говорит о том, что наш энергосберегающий проект за 5 лет принесёт по 29% прибыли в год. Если у предприятия, есть например возможность вложить средства в банк под 35% годовых, тогда энергосберегающий проект не целесообразен экономически. Если же, процент прибыли от депозита в банке (в нашем случае он 12%), или от других проектов менее 29% годовых, тогда следует вкладывать средства в энергосберегающее мероприятие, а не в банк.
ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД
Чистый дисконтированный доход очень похож на Дисконтированный срок окупаемости, только здесь мы считаем не то, за какой период окупится наш энергосберегающий проект, а какой денежный поток принесет этот проект за весь свой срок существования.
Допустим:
Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.
Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.
Процентная ставка в банке: 12% в год
Продолжительность проекта: 5 лет
Чистый дисконтированный доход = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта
В нашем случае это:
Чистый дисконтированный доход = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 = 144
144 — 100 = 44
Что означают эти цифры?
Результат расчета говорит нам о том, что вложив 100 тыс. руб. в энергосберегающий проект и получив 40 тыс. руб. прибыли в течении 5 лет ежегодно, прибыль от проекта при процентной ставке 12% годовых будет 44 тыс. руб.
АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Анализ стоимости жизненного цикла (СЖЦ) это один из самых основательных методов расчета окупаемости энергосберегающий проектов. Этот метод позволяет посчитать срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, который нужно применять для принятия решений по сложным и капиталоемким проектам — например, замена угольного котла на газовый или выработка электрической энергии на собственной котельной.
Для расчета СЖЦ необходимо собрать позитивные и негативные денежные потоки от энергосберегающего мероприятия на протяжении всего периода его существования в разбивке по годам.
Допустим:
Сумма инвестиции, например, установка нагревателя: 100 тыс. руб.
Экономия электроэнергии в год: 40 тыс. руб.
Процентная ставка в банке: 12% в год
Продолжительность проекта: 8 лет
В конце восьмого года необходимо оплатить 30 тыс. руб. за утилизацию нагревателя.
Используем туже формулу, что и при расчете чистой дисконтированной стоимости, только включаем все денежные потоки, которые можно ассоциировать с нагревателем:
СЖЦ = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта
В нашем случае это:
СЖЦ = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 + 40 / (1 + 12%)6 + 40 / (1 + 12%)7 + 40 / (1 + 12%)8 — 30 / (1 + 12%)8 = 86,6
Установка нового нагревателя, принесет компании чистый дисконтированный денежный поток за 8 лет в сумме 86,6 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо соблюдать баланс между сроком окупаемости и необходимостью проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Предлагаем ознакомиться с периодом окупаемости некоторых мероприятий рассчитанный Международной финансовой корпорацией (IFC).
На основании полученных данных выводится ориентировочная сумма экономии ресурсов за пять последующих лет действия будущего энергосервисного контракта.
Определяется финансовая эффективность контракта в целом и отдельно для каждой из сторон договора.
После согласований составляется общее заключение и сторонами подписывается соответствующий меморандум. Далее определяются детали энергосервисного контракта и сроки его действия.
Где еще можно экономить энергию
Кроме контролируемой подачи тепла в дома и/или предприятия, расход средств также можно сократить за счёт электричества.
Энергосервис в Санкт-Петербурге НПП «Новая Энергия» вплотную занимается облегчением жизни и работы населения.
Зачастую, имея во владении большое производство, работодатель просто физически не может задействовать все его помещения и коридоры. Но, предоставить освещение всех зон обязан. Как быть в этом случае, чтобы счета за потребляемую энергию не напоминали заграничный номер люкс?
Одним из выходов остаётся покупка специальных энергосберегающих ламп. Это достаточно выгодно по цене, но замена лампочек не привет к желаемому результату. Ресурсы по-прежнему будут потребляться и не контролироваться. Счет за электроэнергию будет немного меньше, но потенциал расходов останется прежним. В этом случае лучше поставить лампочки, например, с датчиком движения или полностью автоматизированную систему освещения. Собственных ресурсов и времени у большинства предприятий на это нет. Требуется привлечение специалистов с опытом замены оборудования. Для этого существуют специальные фирмы, которые готовы предоставить такие услуги.
Благодаря привлечению энергосервисной компании, предпринимателю не нужно будет думать о том, что в список расходников нужно включить еще и лампочки. Заключив договор, он не только получит освещение, регулируемое датчиками, но и человека (диспетчера), на которого он сможет делегировать обязанности по контролю энергоснабжения.
Энергосервис в Санкт-Петербурге НПП «Новая энергия» тщательно следит за соблюдением своих обязанностей, в которые также входит замена в течение 120 дней старого оборудования на новое. Надёжность работы с нашей фирмой подтверждается многочисленными довольными клиентами, которым уже удалось немало сэкономить на этой программе. Энергосервис в СПБ также может «похвастаться» предоставлением подобных услуг.
Энергосервисные контракты в бюджетной сфере
Согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ, ЭСК — соглашение, основным предметом которого является совершение сторонами действий, нацеленных на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов. Понятия энергосбережения и энергетической эффективности закрепляются ст. 2 Федерального закона № 261.
ЭСК заключается в том случае, если у заказчика возникла потребность в закупке ТРУ, которые непосредственно относятся к сфере функционирования естественных монополий: водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке газа и проч. (ч. 1 ст. 108 44-ФЗ). Стоит учесть, что ЭСК — это отдельное соглашение, контрактные отношения устанавливаются параллельно с результатами закупок в вышеуказанных сферах (ч. 2 ст. 108). В соответствии с положениями ст. 108, организация-заказчик может заключать такой договор по факту проведения конкурентных процедур — аукционов, конкурсов, запросов котировок.
Подписание энергосервисного контракта является правом организации-заказчика, но не его обязанностью (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2618 от 09.09.2015), однако учреждения государственного и муниципального уровня начиная с 2010 г. и в течение последующих 5 лет в обязательном порядке должны сокращать объем потребления водных, топливных, тепловых и газовых ресурсов. В 2011 году эта обязанность коснулась и бюджетников. Все бюджетные, казенные и автономные учреждения также должны снижать объемы потребления природных ресурсов (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).
На основании ч. 1 ст. 26 261-ФЗ, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями энергоэффективности и учитывать показатели классов энергоэффективности ТРУ и их ключевые характеристики.
Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.
В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.
Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.
При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.
Перечень предложенных энергосберегающих мероприятий
По результатам проведенного энергетического обследования был подготовлен перечень энергосберегающих мероприятий, который включил в себя типовые и характерные для подобных объектов мероприятия:
- установка индивидуального теплового пункта (ИТП) с автоматизированной системой управления теплоснабжением здания;
- регулировка системы отопления школы с установкой терморегуляторов;
- восстановление теплоизоляционных характеристик окон (наиболее холодных классов);
- ремонт и теплоизоляция подвального помещения;
- замена ламп и пускорегулирующих аппаратов (ПРА) на более энергоэффективные, создание системы управления освещением.
В рамках проекта во главу угла не ставилась задача продемонстрировать самые передовые технические решения, необходимо было сформировать пакет мероприятий, обеспечивающий обоснованную экономическую эффективность, т.е. возможность возврата инвестиций за срок действия контракта.
Проблемы и факторы успеха с точки зрения задачи масштабного развития энергосервиса для бюджетной сферы:
1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:
a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.
b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.
2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:
a) соблюдение санитарных норм;
b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.
3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.
4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:
a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;
b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.
5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:
a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;
b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;
c) распределение рисков должно быть справедливым;
d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.
ДЛЯ СПРАВКИ
СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.
При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.
Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.
Инструментальный контроль как важнейший аспект энергосервисной деятельности
Среди вышеназванных проблем развития энергосервисной отрасли в России, перечисленных выше, хотелось бы выделить отсутствие механизма выявления и доказательства экономии денежных средств после внедрения проектов. На Западе для этого существует специальный протокол верификации и измерений энергосервисных договоров (International Performance Measurement and Verification Protocol).
Чтобы выявить, каким же путем здесь можно пойти у нас в стране, мы поговорили с директором Саморегулируемой организации в области энергоэффективности и энергосбережения СРО НП «Три Э» Александром Ерастовым. СРО НП «Три Э» работает на рынке энергоэффективности с России с момента выхода в свет Федерального Закона № 261-ФЗ. Руководители и сотрудники Партнерства в сотрудничестве с техническими научными учреждениями Санкт-Петербурга и других городов являются авторами многочисленных методических материалов в сфере энергосбережения. На тему энергосервисных контрактов (в частности, как должна будет регламентироваться их эффективность и рентабельность) наши коллеги уже имеют четкое представление, которое мы приводим.
Итак, основным критерием возможности реализации энергосервисного контракта является возможность определить и измерить потенциальную экономию. Это требует:
- тщательно разработанной методологии и процедур;
- измерения и подтверждения экономии (верификация) — ключевой фактор риска проекта;
- цена контракта и выручка зависят от объема полученной экономии.
Естественно, измерить чистую экономию невозможно. Можно измерить только потребление энергоресурсов до начала реализации энергосервисного контракта и в процессе его действия и на основании этого делать выводы об объемах экономии.
То, каким образом будет определяться экономия, на основании каких критериев, какие математические модели будут использованы — все это, должно быть отражено в так называемом плане инструментального контроля (измерений) и подтверждения экономии (верификации) — неотъемлемой частью любого энергосервисного контракта.
Такой план, прежде всего, должен включать [3], [4]:
- описание энергосберегающих мероприятий, ожидаемый результат от их внедрения и процедуры приемки результатов их реализации, которые будут использоваться для подтверждения успешности реализации каждого энергосберегающего мероприятия;
- определение границ измерений и мест установки приборов учета;
- критерии, в которых формировались сопоставимые условия и ожидаемые изменения.
В свою очередь, в отношении сопоставимых условий должно быть зафиксировано множество факторов, таких как [3], [4]:
- длительность базисного периода и критерии выбора его продолжительности;
- величина базисного энергопотребления и данные об установленной мощности энергопотребляющего оборудования;
- все данные о независимых переменных, определяющих величину энергопотребления;
- все статические факторы, соответствующие данным о базисном энергопотреблении;
- тип, интенсивность и периоды работы объекта;
- условия эксплуатации для каждого базисного периода и сезона эксплуатации, отличающиеся от независимых переменных;
- описание любых условий, при которых формировалась базовая линия и которые не соответствуют нормативным условиям;
- существующие режимы эксплуатации оборудования;
- существующие проблемы с эксплуатацией оборудования, в т.ч. его простои во время базисного периода;
- цены на энергоносители, которые будут использоваться при расчете сбережений, и каким образом будут корректироваться сбережения при изменении цен на энергоносители;
- места проведения измерений и периоды измерений, если измерения не является непрерывным. Для приборов учета должно фиксироваться: характеристики прибора учета, способ снятия и заверения показаний прибора учета, процедура установки и ввода в эксплуатацию, процедура поверки прибора учета и порядок действий в случае утери данных;
- лица, ответственные за формирование отчетности и регистрацию данных об энергопотреблении, независимых переменных и статических факторах в пределах границ измерений в течение отчетного периода;
- оценка ожидаемой точности, связанной с измерениями, сбором данных, формированием выборки (при необходимости) и анализом данных. Эта оценка должна включать качественные и, насколько возможно, количественные измерения уровня неопределенности в измерениях, а также корректировки, которые планируется использовать при формировании отчета о сбережениях, акцептуемого сторонами для расчетов друг с другом.
- оценка бюджета и ресурсов, необходимых для определения величины сбережений, в т.ч. начальные затраты на создание системы измерений и верификации и текущие затраты на ее эксплуатацию в течение отчетного периода.
План инструментального контроля (измерений) и подтверждения экономии (верификации) — важная и неотъемлемая часть энергосервисного контракта. Это документ, с помощью которого энергосервисная компания сможет отстоять свои интересы с точки зрения величины определенной экономии, и, как следствие, средств, которые компания заработает по результатам энергосервиса. Таким образом, вопрос инструментального контроля реализации энергосервисной деятельности является крайне актуальным, так как напрямую связан с возвратом денежных средств в рамках реализации такого контракта. Однако, все вышеупомянутые аспекты требуют четкой методологии. На наш взгляд, в качестве такой методологии можно использовать International Performance Measurement and Verification Protocol (Международный протокол измерений и верификации).
Директор СРО НП «Три Э» Александр Ерастов: «Что касается энергосервисной деятельности в России, то на данный момент это, на мой взгляд, потенциальный высокоэффективный сегмент бизнеса. В энергосервисной деятельности, как ни странно, сходятся интересы многих представителей современной экономической системы. И речь идет далеко не о государственной власти и реализации нормативно прописанных догм. Энергосервис при должном его развитии может стать новым направлением для российской экономики и хорошим бизнес инструментом. В частности, производители энергоэффективного оборудования смогут задать новый вектор в рынке сбыта, и как следствие сформировать устойчивый спрос на свое оборудование через реализацию энергосервисных контрактов. Для энергоаудиторских компаний в свете окончания первого периода проведения обязательного энергетического обследования и неизбежного снижения спроса на услуги в сфере энергоаудита энергосервис является также перспективным развитием. Это позволит остаться на плаву энергоаудиторским компаниям и обеспечить себя работой в ближайшей перспективе, сохранить квалифицированные рабочие места на рынке и создать новые. Финансовые структуры благодаря развитию энергосервисной деятельности смогут получить дополнительный финансовый инструмент, ведь это является новым направлением инвестиционной деятельности в нашей стране.
Однако на данный момент среди перечисленных субъектов энергосервисной деятельности отсутствует взаимопонимание, все пока говорят на разных языках, не находя единого компромиссного решения существующих проблем. А проблем в этом секторе очень много, в том числе и правовых, и технических, ну и, естественно, финансовых. Однако энергосервис в нашей стране находится только на стадии зарождения, поэтому утопией это назвать нельзя. Многие проблемы постепенно решаются, система адаптируется под российские реалии, постепенно выстраиваясь, пусть и медленными темпами, в упорядоченную структуру, которая рано или поздно должна заработать».
Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.
В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.
Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.
При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.