Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.

Переоформление права бессрочного пользования на право аренды

Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды нужно сначала подать заявление в орган местного самоуправления. Вместе с заявлением потребуется предоставить комплект документов, перечисленных выше.

Куда обращаться – зависит от того, в чьей собственности находится участок.

Собственник

Ведомство

Государство

Территориальное управление Росимущества субъекта РФ

Регион (край, республика)

региональное Министерство по управлению госимуществом

Муниципальное образование

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации

Процедура оформления ЗУ из постоянного пользования в собственность

Для переоформления надела в собственность необходимо обратиться в администрацию по месту жительства. Физическое лицо должно предоставить единый номер и выписку из ЕГРН. Эти документы можно получить в региональном отделе Федерального управления кадастра и картографии.

Кадастровый специалист выполняет техническую составляющую – оформляет землю на учет, создает схему и паспорт земельного участка.

Рамки территории должны быть согласованы с владельцами смежных территорий. В случае договоренности сторон оформляется специальный документ. В противном случае, придется начать судебный процесс.

Регистрация права обеспечит наличие выписки из ЕГРН и бумаги о бессрочной аренде. Пакет документов предъявляется в муниципалитет, где решается вопрос о предоставлении земли.

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

Что можно делать и что нельзя на участке на праве постоянного (бессрочного) пользования

Юридические возможности на таком участка описаны в статье 269 Гражданского Кодекса РФ: “Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком.”

То есть у такого участка, который был предоставлен именно на таком виде права существуют только эти 2 элемента права. Пункт 3 выше названной статьи так и гласит: “Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации».

Физические и юридические лица до переоформления на настоящее право собственности НЕ имеют права(!):

  • продавать участок;
  • подарить или обменять участок;
  • сдать его в аренду;
  • И самое неприятное: не могут включить его в завещание, то есть в наследство он не достанется.

А вот государственные учреждения, входящие в структуру Российской академии наук и являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, ещё больше ограничены в своих возможностях владения участком на таком виде права. Они не вправе:

  • сдавать такие земельные участки в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков третьим лицам;
  • отдавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

Это давнее право весьма ограничено, и хорошо, что его можно и нужно переоформить на настоящее и полное право СОБСТВЕННОСТИ.

А юридические лица вообще обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на землю на собственность (путем выкупа за % от кадастровой стоимости), или оформить этот земельный участок себе в аренду. А иначе они могут быть привлечены к административной ответственности.

Это не касается юридических лиц из закрытого списка, которым и сегодня можно приобрести землю у государства на таком виде права.

Всем остальным юридическим лицам переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ДОЛЖНО быть осуществлено до 1 января 2024 года в порядке, установленном выше указанным Федеральным законом.

А это:

  • некоммерческие организации, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;
  • организации, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками.
Читайте также:  Как можно восстановить военный билет через МФЦ?

Исковое заявление о признании права постоянного бессрочного пользования земельным участком (образец)

В Федеральный суд Октябрьского района

г. Екатеринбурга

ИСТЕЦ:

М.

Ответчик:

Администрация города Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24 а.

Исковое заявление

о признании права пользования земельным участком и права собственности на жилой дом

В августе 1969 году я, М. совместно с моим мужем М., приобрели жилой дом с постройками, расположенный по адресу г. Екатеринбург, пер. Вязовый, у гражданина А. На тот момент А. проживал в доме, был зарегистрирован в нем и фактически распоряжался им. После передачи денег за жилой дом с постройками, передал нам ключи от дома и построек и домовую книгу. Договор купли-продажи не сохранился. Определить место жительства продавца не представляется возможным из-за истечения сроков давности сделки.

В своё время гражданин А. приобрел дом у гражданина К., который, предположительно, и построил дом в 1955 году. Данный дом находится на территории старого района ЖБИ. В 50-е годы ХХ века, на строительстве завода ЖБИ г. Свердловска, в большинстве своем, работали иногородние граждане, (лимитчики), которые нуждались в жилье. Поэтому, для улучшения бытовых условий этих граждан, властями города Свердловска было разрешено строительство индивидуальных домов. Впоследствии, так как, в основе, проживающие во вновь построенных домах были иногородние граждане, и для облегчения поступления корреспонденции, была проведена нумерация домов, и обозначены улицы в данном жилом поселке.

Для обустройства поселка граждане, проживающие в нем, строили дороги, проводили электричество и освещение. Для этого устраивали субботники.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.92г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», от 04.09.95г. № 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю», Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.93г. № 188-п «Об инвентаризации земель населенных пунктов» с целью организации учета, рационального планирования и использования земель городов и других населенных пунктов области, установления территорий, в границах, которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с «Программой инвентаризации земель городов и иных населённых пунктов на территории Свердловской области», утверждённой Постановлением правительства от 21.02.1996г. № 119-п, и п.2.2 Постановления главы города от 06.05.2000г. № 456 «Об утверждении программы расходования средств, поступающих от взимания земельных платежей, на 2000г. проведена инвентаризация земель Октябрьского района.

Постановлением главы города Екатеринбурга № 336 от 30.03.2001 года «Об утверждении материалов инвентаризации земель Октябрьского района г. Екатеринбурга» на Главное Управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений города Екатеринбурга (Вяткин М.Б.) была возложена обязанность выдать правоустанавливающие документы фактическим землепользователям, список фактических землепользователей к этому постановлению прилагается, в список фактических землевладельцев был включен и М. На тот момент мы находились в браке, следовательно, и я приобрела право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Какие документы нужны, чтобы стать полноправным владельцем

Регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком начинается с подготовки такого пакета документов:

  • Паспорт претендента. Если его интересы представляет доверенное лицо – нотариально заверенная доверенность;
  • Для юридических лиц потребуется выписка из ЕГРЮЛ и учредительные документы;
  • Выписка о постановке участка на учёт кадастровой службы;
  • Подписанное решение от административных органов о передаче участка;
  • Свидетельство, что объект числится в Госреестре.

Все копии документов следует заверить у нотариуса и предоставлять вместе с подлинниками. Гражданам страны сегодня дано право перевести такой участок в частную собственность при условии соблюдения алгоритма действий.
Для начала необходимо уточнить границы территории, проведя межевание. Для этого следует обратиться в лицензированное кадастровое бюро, инженер которого выполнит все необходимые работы. Затем участок ставится на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера и получением паспорта. Совершать любые сделки без этого документа попросту не получится. Далее человеку нужно посетить отделение Росреестра по месту расположения участка или пойти в ближайший МФЦ, куда передать документы для регистрации права собственности. Процесс отнимает около 3 недель.

По итогам рассмотрения документов гражданину может быть отказано в регистрации. Такое случается по ряду причин:

  1. Обращение (заявление) составлено ненадлежащим образом;
  2. Акт, полученный от местных органов самоуправления, недействителен;
  3. Поданные документы не соответствуют нормам закона, пакет неполный, в нём обнаружены неточности;
  4. У заявителя нет прав распоряжаться этим объектом;
  5. Информация об участке не была внесена в реестр, т.е. территория неучтённая.

Полученные после 2001 года земли можно использовать только на основании договора аренды и лишь потом переоформить как свою собственность.

Основания для прекращения пользования земли

Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.

Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.

Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.

Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.

Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.

К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.

Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.

Срок истечения права бессрочного земельного пользования

Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года

Читайте также:  Какие налоги начисляются на больничный лист в 2021 году

. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.

По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.

Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.

После проведения процедуры размежевания и оценки земельных участков всем обратившимся гражданам выдается документ с кадастровым номером. Такая процедура означает оформление полного перехода имущественных прав и отчуждение участка в пользу заявителя.

Категории пользователей

Основанием деления выступает принцип происхождения права:

  1. Лица, которые получили это право до 2001 года, то есть до введения в действие ЗК РФ.
  2. Лица, получившие право после 2001– года принятия ЗК РФ.

Первая категория – это граждане, организации, предприятия, которые не оформили собственность и использовали участки еще в советское время. Не только участки из СНТ существовали в таком режиме. Например, это могла быть земля, на которой стоят промышленные здания. Ее необходимо оформлять в собственность, чему активно содействует государство.

Законодатель ввел в действие процедуру упрощенного оформления, в народе она была названа «дачной амнистией». Парламент регулярно пролонгирует ее во времени с тем, чтобы каждый сумел законно оформить земельные наделы.

Вторая категория – это субъекты, получившие земли по ст. 39.9 ЗК РФ. Среди них выделяют:

  • власти, как в регионах, так и на местах;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия президентов РФ.

Для них нет необходимости оформлять собственность, так как по закону они вправе бессрочно пользоваться землей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: право бессрочного пользования устанавливается исключительно в отношении собственности (государственной, муниципальной). Если гражданин распоряжается участком в режиме бессрочного пользования, который возник до принятия ЗК РФ, то существуют основания для переоформления. Гражданам закон предлагает оформить собственность, либо аренду.

Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.

Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.

Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.

Читайте также:  С какого года рождения будет увеличение пенсионного возраста в России

Регистрация права собственности

В Законе о регистрации прав собственности на недвижимость (ст. 16−17) указан перечень документов, которые требуется подавать заявителю.

Это:

  • заявление;
  • договор купли-продажи, заключенный между муниципалитетом или государством и землепользователем;
  • документ, подтверждающий переход права бессрочного пользования на участок – свидетельство, которое ранее было выдано Росреестром, или акт, оформленный органом местного самоуправления или госвласти;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • гражданский паспорт для заявителя-физлица;
  • учредительные документы или их нотариально заверенные копии, − для заявителя-юрлица;
  • нотариально оформленная доверенность, если от имени заявителя будет действовать представитель, в соответствие с этим понадобится документ, удостоверяющий его личность.

За госрегистрацию граждане уплачивают 1 тыс. руб., а юридические лица – 15 тыс. руб. С марта 2010 г. законодатель отменил кадастровый паспорт, как обязательный документ для прохождения процедуры госрегистрации земельных участков, тем не менее, рекомендуется его включать в пакет подаваемых бумаг.

Эксплуатация земли юридическим лицом

Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года. Для этого необходимо было подать заявления на оформление аренды или с правом выкупа в земельные отделы исполкомов.

Иначе организации получают штрафы, а также уведомления, что вверенная им ранее земля изымается и для них могут быть завершены привилегии на применение земельных участков.

Важно! Перечисленные выше штрафные санкции проводятся согласно статье 7.24 КоАП РФ в административном порядке. Этот документ регламентирует ответственность за невыполнение предписаний и сроков оформления наделов, которыми юр. лица пользуются на правах постоянного использования.

Величина штрафа составляет 20-100 тысяч рублей. Ответственность, отраженная в КоАП, распространяется не только на юр. лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

Оформление права на земельный участок

Практически всегда юридическое лицо может переоформить земельный участок из бессрочного пользования на себя. Для этого оно подает заявление о передаче ему земельного участка на право полноценного владения или временной аренды.

Исполнительный орган принимает решение, этим занимается исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, в некоторых случаях возможен отказ в требовании юридического лица. В случае положительного ответа, происходит оформление и регистрация права в соответствии с законом о госрегистрации.

Процесс переоформления земельных или лесных участков достаточно сложный и длительный, каждый орган местного или государственного самоуправления подходит к нему по-разному. Сложности возникают, если организация, которая не имела права на предоставление земли в постоянное бессрочное пользование получила его на основании постановления государственного органа, которое было издано до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но организация не успела провести его регистрацию

.
В этом случае, сначала должна пройти регистрация права постоянного пользования участком, полученным до появления ЗК РФ
. Отказ в регистрации не возможен.

Что дает передача в собственность или аренду земельного участка

Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, выходом из котором является перевод на арендные отношения или оформление в собственность.

После переоформления такого надела в собственность в бюджет будут поступать средства в виде земельного налога с собственника. Если земля переоформляется в аренду, государству будут отчислять арендную плату. Такие варианты оформления выгоднее, чем продолжать предоставлять надели в безвозмездное использование. Единственная плата, на которую может претендовать собственник земли – это компенсация за подведенные к используемому наделу коммунальные ресурсы.

После получения права собственности пользователь участка на законных основаниях сможет проводить сделки с отчуждением (возмездным и безвозмездным), получит возможность делить доли, переводить землю в другие категории, передавать по наследству, получать прибыль с аренды и иных манипуляций с имуществом.

Нужна юридическая консультация

Во время использования земельного участка на безвозмездных основаниях нужно понимать, что права пользователя жестко ограничены, и ни о каком праве распоряжения говорить не приходится.

Если потребовалось зафиксировать свое право пользования и распоряжения имуществом, могут возникнуть сложности с согласованием условий передачи в собственность, либо подготовки необходимой документации. Чтобы исключить риск потери прав на участок или выявит оптимальный вариант переоформления земли, настоятельно рекомендуется обращаться к специалистам по земельному праву в юридическую организацию.

Безвозмездное пользование земельными участками

Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;

б) в виде служебного надела гражданам;

в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.

Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.

По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.

Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *