Как вести учёт основных средств в 2023 году: ФСБУ 6/2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести учёт основных средств в 2023 году: ФСБУ 6/2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

Учет запасов в соответствии с их целевым назначением: разъяснения Минфина

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Начиная с 2020 года при учете запасов следует применять положения ФСБУ «Запасы» и Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, в котором доведены Методические рекомендации по применению указанного стандарта (далее – Методические рекомендации). В данном документе разъяснены правила учета материальных запасов в соответствии с их целевым назначением. Подробнее об этом расскажем в публикации.

Cогласно п. 118 Инструкции № 157н материальные запасы учитываются по соответствующим аналитическим счетам:

  • 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

  • 105 02 000 «Продукты питания»;

  • 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

  • 105 04 000 «Строительные материалы»;

  • 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

  • 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

  • 105 07 000 «Готовая продукция»;

  • 105 08 000 «Товары»;

  • 105 09 000 «Наценка на товары».

Минфин пояснил, что если бухгалтеру не удается отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). К примеру, учреждение приобрело шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору они относятся к изделиям текстильным готовым (кроме одежды), то есть являются мягким инвентарем и учитываются на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».

Однако если невозможно точно определить счета аналитического учета, то их целесообразно учитывать в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Регистры аналитического учета

ОБЪЕКТ РЕГИСТРЫ УЧЕТА ОСОБЕННОСТИ
Виды МЗ Карточки количественно-суммового учета Ведут ЦМО по наименованию, сорту и количеству
Продукты питания Накопительная ведомость по приходу и расходу, оборотная ведомость Оборотная ведомость заполняется на основании накопительной ведомости. В конце месяца выводятся остатки
Разбитая посуда Книга регистрации Ведут ЦМО
Молодняк животных, животные на откорме Книга учета По видам и возрастным группам(только молодняк)

Данный стандарт можно не применять в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. К примеру, если канцелярские принадлежности покупаются и сразу используются офисными работниками, их можно не учитывать на сч. 10, а сразу списывать проводкой:

Дт 26 (44) Кт 60

Однако при этом мелкий инструментарий или приспособления, не расходуемые сразу (например, калькулятор), надо учитывать и после списания их стоимости.

По запасам добавили новый вид инвентаризации — оценка резерва под обесценение материальных ценностей. Она проводится аналогично, как и иные виды инвентаризации — в конце года, при смене материально ответственных лиц и т.д.

При этом требуется выделять материальные ценности, которые:

  • морально устарели;
  • полностью или частично утратили первоначальные качества;
  • стали стоить дешевле на рынке или их стало труднее продать.

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:

  • срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
  • предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
  • арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
  • арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.
Читайте также:  Фиксированные страховые взносы ип 2023

ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:

  • срок договора меньше 12 месяцев;
  • рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
  • компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).

В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.

Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
  4. ПБУ 6/01.
  5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
  6. Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Как оценивать матзапасы

Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:

Читайте также:  Как сделать временную регистрацию ребенку для школы

Способ

Порядок формирования стоимости

Покупка, приобретение за плату

По фактической стоимости, уплаченной продавцу, либо по фактически понесенным затратам предприятия на покупку МЗ

Безвозмездная передача

По фактической, балансовой стоимости, при получении МЗ по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным передачам.

По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам

Изготовление МЗ хозяйственным способом

По фактической стоимости понесенных затрат или по плановой себестоимости при изготовлении готовой продукции

Неучтенные активы, выявленные при инвентаризации

Примите на учет по справедливой стоимости

Разукомплектованные ценности

МЗ, полученные в результате списания основных средств

Полученные в счет возмещения ущерба

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Учреждение либо приобретает ветошь у специализированных организаций, либо получает ее от списания объектов мягкого инвентаря.На самом деле, говорить про невозможность списания, не попробовав направить документы в порядке.Так списываются материальные запасы и продукты питания в бюджетных учреждениях на основании таких.Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря в учреждениях бюджетного учета образец типового бланка.

Бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.Бюджетные учреждения здравоохранения бухгалтерский учет и налогообложение, 2022, N 7 УЧЕТ ВЕТОШИ, ПОЛУЧЕННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СПИСАНИЯ МЯГКОГО ИНВЕНТАРЯ. Статья Учет ветоши, полученной в результате списания мягкого инвентаря Васильев Ю.Структур например Росимущество, контроллирующих учет и движение основных фондов в бюджетных организациях.

Последовательность списания основных средств

Приказ – это основа для дальнейшей работы уполномоченных членов комиссии, и при этом предусматривается, что данная комиссия будет заниматься проведением специальных проверок и оценкой состояния имущества, а также определением возможности и целесообразности проведения восстановительных работ по отношению к этому объекту. Только после этого уже определяются причины, по которым может проводиться дальнейшая ликвидация данного имущества.

Для проведения любых запланированных мероприятий нужно будет собрать комиссию для выполнения поставленных задач. Только уполномоченные лица имеют право вынести решение о невозможности дальнейшей эксплуатации имущества по причине его неудовлетворительных характеристик, в связи с чем его можно будет передать другой организации или продать в соответствии с составленным договором.

Составление акта на списание малоценного имущества

Для того чтобы списать МБП, срок службы которых до года, используется стандартная форма МБ-8. Его целесообразно составить, когда недорогое имущество полностью износилось и стало непригодным для того, чтобы использовать его по назначение и дальше.

Форма БМ-8 сегодня не является обязательной. Но ее можно взять за основу для разработки на предприятии своей формы акта.

Решение о списании малоценки принимает ликвидационная комиссия. Она назначается руководителем и сотрудничает с работниками бухгалтерии. Малоценное имущество нужно отражать при списании по фактической себестоимости. Документ подписывается каждым членом комиссии, утверждается руководителем и отправляется в бухгалтерию. На его основании учетный работник списывает малоценку с учета.

Применение КОСГУ и КВР в бухучете

Коды классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) применяются в целях бухгалтерского (бюджетного) учета в порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н.

Выбор, какие КВР и коды КОСГУ применяются, зависит от условий покупки топлива.

В соответствии с приказом № 209н увеличение стоимости ГСМ отражается по КОСГУ 343. В соответствии с таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году (начало действия — 11.03.2022), допускается использование этой подстатьи с КВР:

  • 220 — закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны;
  • 221 — обеспечение топливом и ГСМ в рамках гособоронзаказа;
  • 244 — прочая закупка товаров, работ и услуг.

Как распределяются расходы на бензин по КОСГУ и КВР по таблице соответствия:

Вид расходов КОСГУ
Код Наименование Код Наименование
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
221 Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа 222 Транспортные услуги
224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
226 Прочие работы, услуги
229 Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
310 Увеличение стоимости основных средств
343 Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов
224 Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа 226 Прочие работы, услуги

Новые правила учета запасов с 2021 года. Применение ФСБУ 5/2019

Аргументы, чтобы отнести таблички и вывески к материальным запасам, такие. Информационная табличка крепится на дверь или стену. Самостоятельно отдельно от поверхности табличку использовать не получится. Поэтому нет оснований учитывать ее как основное средство. Таблички отнесите к материальным запасам и отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В аптечку входят перевязочные средства и медицинские материалы. По ОКПД2 аптечка – самостоятельная категория медицинской продукции и не относится к перевязочным средствам или медикаментам (код 21.20.24.170). Поэтому в бухучете автомобильные по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

• в случае приобретения за плату — это расходы, связанные с их покупкой, заготовкой и доставкой;
• в случае изготовления самим учреждением — это затраты, связанные с изготовлением;
• в случае получения по договору дарения, а также оприходования от выбытия основных средств и другого имущества — это текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, включая суммы, уплачиваемые учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

• списание материальных запасов при их реализации и выявленных недостачах отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»;
• вложение объектов материальных запасов в уставной капитал организаций отражается в размере их балансовой стоимости по дебету счета 020402530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и кредиту счета 010500000 «Материальные запасы» (010501440,010502440, 010503440, 010504440,010505440, 010506440, 010507440); • списание потерь материальных запасов при чрезвычайных обстоятельствах отражается по дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Приказом Минфина России №184н от 30.11.2021 внесены изменения в Приказ Минфина России от 06.12.2021 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». А именно, внесены изменения в п.2 Инструкции: «По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» при формировании остатков на начало текущего финансового года, за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», в 5 — 17 разрядах номера счета указываются нули».

Ранее, до 2021 г., остатки, сложившиеся на начало года по утратившим актуальность КПС, вы переносили на определенные КПС, актуальные в текущем году, также на определенные КПС относили затраты при списании материалов и начислении амортизации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *