Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Расчет утраты товарной стоимости (УТС)
Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно.
Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.
УТС может быть рассчитана для автомобилей: Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.
- При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
- устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов.
(УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски)); - ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
- полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.
Как составить заявление на компенсацию УТС
При подаче иска на возмещение УТС необходимо правильно подать заявление. Оно должно содержать:
- Наименование судебного органа
- Данные истца (человека, который обращается за выплатой
- Данные ответчика (страховой организации)
- Данные третьего лица (виновника ДТП)
- Размер цены иска (невыплаченной суммы УТС) и государственного сбора
- Описание ДТП и повреждений машины
- Информация о полисе ОСАГО
- Данные об обращении к страховой компании
- Законодательные основания для получения выплат
- Информация о результатах оценки
- Требование истца к ответчику
- Перечисление приложенных к заявлению документов
- Дата составления и подпись истца
Методики расчёта УТС по ОСАГО
На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:
- Метод Хальбгевакса
- Метод Минюста
- Метод руководящего документа.
Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.
Метод Хальбгевакса
Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.
При расчёте принимаются во внимание такие параметры:
- Возраст автотранспорта
- Совокупная стоимость ремонта (СО)
- Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
- Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)
Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:
Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%
Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.
А= СО/ЦР×100%
В=СР/СМ×100%
Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.
Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.
Таблица коэффициента К представлена ниже:
Параметр А |
Параметр В |
До 2 месяцев |
До 6 месяцев |
До 12 месяцев |
До 24 месяцев |
До 36 месяцев |
До 48 месяцев |
До 60 месяцев |
||
I |
10-20% |
a |
>130 |
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
b |
|
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
||
c |
|
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
||
d |
|
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
0,5 |
||
e |
|
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
0,5 |
— |
||
II |
21-33% |
a |
>130 |
5,25 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
b |
|
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
||
c |
|
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
||
d |
|
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
0,75 |
||
e |
|
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
0,75 |
0,25 |
||
III |
34-45% |
a |
>130 |
5,5 |
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
b |
|
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
||
c |
|
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
||
d |
|
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
||
e |
|
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
0,5 |
||
IV |
45-65% |
a |
>130 |
5,75 |
5,25 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
b |
|
5,25 |
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
||
c |
|
4,75 |
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
||
d |
|
4,25 |
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
||
e |
|
3,75 |
3,25 |
2,75 |
2,25 |
1,75 |
1,25 |
0,75 |
||
V |
66-90% |
a |
>130 |
6 |
5,5 |
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
b |
|
5,5 |
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
||
c |
|
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
||
d |
|
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
||
e |
|
4 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
Примеры судебной практики
Нередко возникают конфликты по выплатам у Росгосстраха, ВСК и Ингосстраха. Если утерян товарный вид, то автострахование должно покрыть ущерб владельца. В ином случае, страховой компании придется оплатить неустойку при отказе в выплате в оговоренные сроки. Штраф для юридических лиц превышает в несколько раз неуплаченную сумму. Также у гражданина имеется возможность затребовать сумму и за моральный вред.
Практика показывает, что утрата трудоспособности, влечет за собой судебные разбирательства. И дополнительно можно подать иск на взыскание ущерба за УТС.
Страховка Тотал также позволяет взыскать необходимую сумму от страховщика. Особенно, если автомобиль находится в кредите, а человек корректно погашает ссуду.
В 2015 году Арбитражный суд в Свердловской области постановил оплатить компенсацию клиенту страховщика. Дело А60–6977/2015 закрыли с положительным решением по спору для автолюбителя. Компания выплатила УТС по КАСКО реального ущерба.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
На сегодня законодательство определяет размеры выплат. В большинстве случаев они зависят не только от обстоятельств страхового случая, но и от степени повреждения транспортного средства, участия пассажира и серьезности последствий. Последствия могут быть с летальным исходом пассажиров и с материальным ущербом.
Минимальная выплата по ОСАГО при аварии зависит от степени повреждения автомобиля и количества участников и потерпевших в ДТП. Она может составлять от 35 тыс. рублей. На сегодня возмещение ущерба автомобиля составляет 400 тысяч рублей. А если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, сумма достигает 500 тыс. рублей.
Если в ДТП погибли люди, то выплата осуществляется всем семьям, потерявшим своих близких. Компенсационные выплаты РСА по ОСАГО со смертельным исходом имеют фиксированные суммы. Они составляют 475 тыс. рублей на финансовые выплаты и 25 тыс. рублей на погребение погибшего. В случае, когда ДТП происходит по вине пешехода, проводится специальное расследование, выясняются все обстоятельства дела.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
Преимущества для пользователей клиентов
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
Где Купить Новую Методику Минюста Для Судебных Экспертов 2021
Утрата товарной стоимости будет рассчитываться для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость ремонта отдельных элементов кузова, полная или частичная окраска его поверхности, замена рамы, полная разборка салона автомобиля или его части, говорится в документе. Для легковых автомобилей, износ которых превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации, УТС возмещаться не будет. Величина УТС будет определяться для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов УТС.
Для большей части элементов автомобилей коэффициенты находятся в диапазоне 0,1–0,5%. Эти коэффициенты складываются, а итоговая величина УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость автомобиля.
Верховный суд утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В нем есть ряд положений по вопросам применения Единой методики расчета ущерба в ОСАГО.
Если в правилах КАСКО нет указания на порядок расчета износа, как сформулировать задачу независимым экспертам, чтобы они правильно (для суда) посчитали размер ущерба? Вкратце ситуация: СК настаивает на том что имеет место конструктивная гибель (т.е. согласно полиса, считают что размер ущерба превысил 750 т.р.), Апекс (эксперты) посчитали по нормативам ОСАГО на 400 т.р. а автосервис вообще готов отремонтировать за 250 т.
37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
И еще небольшое лирическое отступление. Мне кажется это важным, хоть и немного не по теме поста.
Различия в методиках не только в том, какие цифры ставить в графу «стоимость» — указанную Общаком или реальную. Различий много и в технологии, в интепретации тех или иных повреждений и даже в осмотре автомобиля. Пример: По Единой методике вам могут вроде как законно отказать в окраске элемента, если на нем были повреждения и элемент до ДТП требовал окраски более 25% своей площади. По Минюсту же можно исключать окраску элемента только в случае, если размер более раннего повреждения превышает 25% от площади элемента. Разницу кто-то сразу заметил? А она есть 🙂
Методика Министерства юстиции
Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:
УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100
Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:
- если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
- если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
- цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
- если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.
Как подать заявление?
Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.
Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2022 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.
Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.
Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.
Что такое УТС и кому платят?
Само это понятие в законодательстве не содержится, но методика его расчёта есть.
Верховный суд даёт такую трактовку утере товарной стоимости:
Уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №58 (далее – ППВС РФ №58 по ОСАГО), пункт 37).
Простым языком УТС — это разница между стоимостью целого, но не битого и не крашеного автомобиля, и стоимостью такого же целого, но битого, а потом восстановленного и крашеного автомобиля после ДТП.
Поскольку утрата стоимости относится к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, то владелец поврежденного транспортного средства (потерпевший) имеет право на получение данной выплаты.
Условия получения УТС
Получить УТС можно при соблюдении следующий условий:
- вы являетесь потерпевшим в ДТП, по которому наступил страховой случай по полису ОСАГО;
- страховая выплата без учета УТС не превышает выплату по полису ОСАГО. Следует учитывать требования закона в части оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. В этом случае сумма может быть уменьшена, это прямо следует из закона об ОСАГО;
- УТС рассчитан в соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов, утвержденных Минюстом;
- были выполнены или необходимо выполнить конкретные ремонтные работы, к которым относятся:
- устранение перекоса кузова или рамы;
- замена кузовных несъемных элементов, которая может быть как полной, так и частичной;
- ремонт элементов кузова (к ним относятся капот, крылья, двери, крышка багажника);
- окраска наружных поверхностей кузова и бамперов;
- полная разборка салона, которая нарушила качество сборки машины.
Учтите, что в соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов, для расчета и выплаты УТС по ОСАГО необходимы некоторые дополнительные условия:
- износ автомобиля был не более 35% (п. 7.1.4);
- возраст транспортного средства в момент ДТП был не больше:
- 5 лет — для легковых автомобилей (п. 7.1.4. 1);
- 1 года — для отечественных грузовых автомашин (п. 7.1.4. 2);
- 2 лет — для иностранных грузовых автомашин, предназначенных для перевозки коммерческих грузов.
Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году
- паспорт заявителя;
- права на управление транспортным средством;
- страховой полис ОСАГО;
- свидетельство о регистрации (СТС);
- документ, подтверждающий факт оплаты услуг эксперта;
- акт, подтверждающий размер утраченной стоимости машины;
- протокол о ДТП;
- заявление на возмещение УТС автомоибля по ОСАГО.
Большинство исков с требованием о возмещении УТС машины по ОСАГО удовлетворяются. Однако присутствуют и отрицательные результаты. Решение может быть принято, если гражданин неверно составил пакет документации или затребовал слишком большую сумму, пренебрегая обращением к экспертам для проведения расчета. Суд может счесть требования заявителя неправомерными и по ряду других причин.
Чтобы произвести расчёт значения показателя УТС машины в 2022 году, потребуется обратиться к экспертам. Применяемые методы могут различаться. Однако суды считают более достоверным расчёт, произведенный на основании методических рекомендаций. Они утверждены Минюстом РФ. Величина утраты товарной стоимости автомобиля зависит от цены машины на момент происшествия и характеристика повреждений. Во внимание принимается их:
- Выплата утраты товарной стоимости ТС по ОСАГО предоставляется только лицу, которое не является виновником происшествия.
- Размер компенсации не может быть больше 400000 рублей.
- Транспортное средство эксплуатируется меньше установленного срока. Для автомобилей отечественного производства показатель не должен быть выше 3 лет. Если автомобиль является иностранным, значение показателя повышается до 5 лет.
- Детали, рассматриваемые в рамках определения УТС, не должны быть повреждены в других авариях. Компенсация предусматривается только для новых деталей.
- Назначение выплаты по УТС осуществляется на основании решения суда.
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.