Вынужденная миграция в России. Причины и последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вынужденная миграция в России. Причины и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграция — естественный процесс, регулирующий экономическую, социальную и демографическую системы общества. Однако возникают ситуации, когда человеку приходится покидать родные места из-за стихийных бедствий или военных событий. Чтобы эффективно управлять процессом, нужно учитывать причины, обусловливающие движение миграционных потоков.
Истории известны примеры вынужденных миграций, когда перемещение носило принудительный характер в результате насилия, репрессий, депортаций.
Например, вывоз в XVI-XIX веках миллионов коренных жителей Африки в Америку.
По некоторым данным, в 1918–1922 годы около 3 млн россиян разбрелись по миру, ища пристанища. После Второй мировой войны власти Германии принудительно перевезли почти 10 млн человек из захваченных ею стран. Когда в 1970-х годах Чили возглавил генерал Пиночет, страну покинуло более 1 млн человек. Большого размаха достигла политическая эмиграция в СССР, во Вьетнаме, на Кубе, в Камбодже.
Иван Кривушин: «Проблема добровольной миграции сейчас более актуальна, чем в прежние времена»
Г.: Вот это как раз вопрос, который тоже очень меня волнует. Мне кажется , что в той или иной степени ассимиляция возможна, во-первых, только для мигрантов не первой волны, то есть уже если мигрант второго или третьего поколения и, во-вторых, ассимиляция все-таки мне представляется контрпродуктивной на уровне политики, но в то же время мне представляется, что ассимиляция возможна на основе инициативы, исходящей от самого человека. Вот если он хочет полноправно войти в то общество, в котором он существует, даже если его происхождение не такое, как у других, то его внутренний импульс все равно так или иначе приведет к тому, что он будет формироваться уже как представитель вот этого, так сказать, нового общества. И в данном случае, наверное, политика должна предусматривать какие-то, может быть, институты для этого. Но тем не менее вот изначально, особенно по отношению к эмигрантам первой волны, не должна нацеливаться на процессы, связанные с ассимиляцией, то есть получается, что в зависимости от жизненного цикла самого человека, наверное, он должен подпадать под ту или иную политику, то есть если я приехал уже в зрелом возрасте, измениться не могу, соответственно и я сам должен быть настроен на сосуществование; значит, если я уже во втором или третьем поколении, хорошо знаю язык, без акцента говорю, получил соответствующее образование, то я уже должен сам интегрироваться как бы в это общество. Собственно для этого, может быть, и не нужны какие-то особые механизмы.
Причины и проблемы миграции беженцев и вынужденных переселенцев
Миграция населения – одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социальной, медицинской, нравственной, психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.
Вынужденная миграция –это недобровольное перемещение людей за пределы территориального образования. Как любая миграция, она может быть: внешней (эмиграция граждан России в другие государства, иммиграция подданных других стран в РФ); внутренней (перемещение населения по территории РФ).[10]
Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы.Основное отличие заключается в гражданском статусе: беженцы – это выходцы из других стран, а вынужденные переселенцы – граждане Российской Федерации.
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:
1) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, целью которой являетсяудержание власти;
2) межнациональные,межэтнические и религиозные конфликты;
3) военные действия;
4) экологические итехногенные катастрофы;
5) отсутствие стабильности в личных правах и свободах.
6) политические и другие преследования;
7) стихийные бедствия.[11]
Если миграцию вызывают военные события или экологические бедствия, перемещаются большие массы людей. Это имеет положительные аспекты:
1) рост новых городов;
2) увеличение численности городского населения;
3) большое количество рабочих рук;
4) обогащение местных традиций новыми культурными ценностями.
Изменение структуры населения не всегда сказывается положительно на регионе-доноре, ведь выезжают чаще всего трудоспособные граждане в эффективном возрасте. В этих районах увеличивается процент пожилых людей.
Проблемы вынужденных миграций состоят в сложностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания мигрантов. Непросто осуществлять учет и контролировать большие человеческие потоки.
Перенаселенность принимающих районов может вызвать и другие социальные последствия вынужденной миграции:
1) снижение уровня жизни,
2) рост безработицы,
3) возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями.[12]
Таким образом большое количество беженцев и вынужденных переселенцев может отрицательно влиять на обстановку в стране, в которую они вынуждены мигрировать.
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИИ
Правовые аспекты условий принятия беженцев и вынужденных переселенцев на работу
Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой стороны беженцы – мигранты с особым статусом и они по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации.[13]
Статус беженца дает полное право работнику устраиваться на рабочем месте, на уровне любого гражданина РФ. Однако беженцы не могут получить работу на стратегических военных предприятиях, устроиться на военную, государственную или муниципальную службу, а также получить должности в организациях, которые связаны с безопасностью и гостайной.
Мигранты с временным или политическим убежищем обладают теми же правами на трудоустройство, что и со статусом беженца. Для такой категории людей также не нужно разрешение на оформление трудового контракта с частным или юридическим лицом. Работодатель при этом, не должен уведомлять миграционную службу и центр занятости населения о поступлении на предприятие работника подобного уровня.
Все эти обоснования и права предоставляются переселенцу с официальным статусом беженца. Для того чтобы как можно скорее получить этот статус, достаточно при пересечении границы в миграционной карте поставить отметку в графу «цель визита» – беженец. А по прибытии обратиться в органы миграционной службы в отдел по гражданству с оформлением статуса.
При себе важно иметь полный перечень документов, который состоит из паспорта, свидетельства о рождении детей, дополнительных документов, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно чтобы документация была переведена на русский язык. Для ходатайства также необходимы фотографии и сдача отпечатков пальцев. Миграционные службы переполнены переселенцами, но если учитывать, что человек получит множество преимуществ, эту процедуру важно пройти.
Получение статуса беженца открывает огромные возможности:
1) предоставляется временное жилье,
2) каждый имеет право на получение медицинской помощи в пределах медицинского страхования.
3) каждый получает возможность работать по найму или самозанятости,
4) полное содействие в трудоустройстве и даже переобучении,
5) социальная защищенность как у граждан РФ.
В дальнейшем у мигрантов появляется право в упрощенном порядке получить вид на жительство и российское гражданство.[14]
Таким образом, официальное устройство на работу является огромной проблемой, которую сам беженец и вынужденный переселенец не может решить без помощи миграционных служб, центров занятости, социальных организаций.
Порядок трудоустройства
Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть без дела на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, важно знать, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.
Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?
В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:
1. Организации, предприятия не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:
2) проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
3) данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
4) копии регистрационных и учредительных документов организации.
Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.
2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает вУправлении Федеральной миграционной службы, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.
Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.
Миграция населения в разных ее проявлениях существовала испокон веков, ведь недаром в исторической науке существует даже условное название «Великое переселение народов» – период с IV по VII веков, когда народы с периферии Римской империи перемещались в метрополию. А вот поводом для возникновения данного процесса всегда выступали совершенно разные явления в обществе и природе. На заре человечества таковыми служили в большинстве случаев природные катаклизмы и стремление найти иной регион с лучшим возможностями для пропитания и обустройства, в настоящее время к этому стоит добавить политические катаклизмы и желание человека реализовать себя в профессиональном плане.
Желающих переехать в Россию сегодня немало и процессы миграции не обошли ее стороной. В настоящее время трудно найти россиянина, который не знал, кто такие иммигранты в России, так огромная часть экономики развивается с их помощью. Необходимость в приросте населения заставляет государство предпринимать меры по привлечению иностранных граждан. Потеря собственного населения компенсируется за счет мигрантов, чем и обеспечивается развитие экономики и предотвращение демографического кризиса.
Международные эксперты признают, что российские иммиграционные законы довольно совершенны. Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.
Миграция — естественный процесс, регулирующий экономическую, социальную и демографическую системы общества. Однако возникают ситуации, когда человеку приходится покидать родные места из-за стихийных бедствий или военных событий. Чтобы эффективно управлять процессом, нужно учитывать причины, обусловливающие движение миграционных потоков.
Истории известны примеры вынужденных миграций, когда перемещение носило принудительный характер в результате насилия, репрессий, депортаций.
Например, вывоз в XVI-XIX веках миллионов коренных жителей Африки в Америку.
По некоторым данным, в 1918–1922 годы около 3 млн россиян разбрелись по миру, ища пристанища. После Второй мировой войны власти Германии принудительно перевезли почти 10 млн человек из захваченных ею стран. Когда в 1970-х годах Чили возглавил генерал Пиночет, страну покинуло более 1 млн человек. Большого размаха достигла политическая эмиграция в СССР, во Вьетнаме, на Кубе, в Камбодже.
Виды миграций населения: классификация, причины
Миграционные процессы могут осуществляться как между странами, так и внутри самого государства. Если речь идет о пересечении границы, то выделяют понятия эмигрантов и иммигрантов. Эмигранты покидают свою страну, а иммигранты, наоборот, приезжают. Соотношение двух категорий мигрантов может коллосально влиять на численность отдельных областей и всего государства в целом.
Виды миграции населения могут быть разными. Поэтому причиной смены места жительства может быть нестабильная ситуация в стране, в том числе войны или очередной кризис. Также мигранты покидают свою страну из-за непригодных для них климатических условий, стихийных бедствий и других природных аномалий.
Исследования миграции
Исторически доминировали исследования миграции на макроуровне – анализ объемов, интенсивности, направлений миграционных потоков, их результативности. Первыми заинтересовались проблемами миграций экономисты – начиная с меркантилистов (Т. Манн, Ж.-Б. Кольбер) и представителей классической школы (А. Смита, Д. Рикардо), а также демографы (Т. Мальтус), для которых определяющей являлась роль миграции в изменении численности населения и рабочей силы. Не могли пройти мимо проблем миграции и столпы социологии К.Маркс и М.Вебер.
Углубленные научные исследования в области миграции ведут отсчет со второй половины XIX в., когда выходят первые работы, специально посвященные вопросам миграции. Е. Равенштейн одним из первых попытался сформулировать закономерности миграции, которые он назвал «законами миграции». Работы Е. Равенштейна были обобщены Э.Ли в 1960-х гг., предложившим общую схему анализа потоков и характеристик мигрантов (pull-push).
В XX в. к вопросам миграции обращаются представители неоклассической школы (Дж. Харрис, М. Тодоро, О. Старк), географы и экономисты, исследовавшие пространственные закономерности переселений, разрабатывавшие гравитационные модели миграционных потоков (К. Кэри, У. Изард). Закономерности интенсивности миграций от социально-демографических характеристик рассматривались с помощью моделей миграционной структуры (А. Роджерс, Л. Кастро, А. Плейн и др.); миграционные процессы, традиционно являющиеся предметом интереса демографов, анализируются последними в рамках теории демографического перехода (А. Ландри, Ф. Ноутстайн, Н. Кейфиц). В последние десятилетия выделились два направления моделирования миграций на микроуровне. В основе первого направления – теория человеческого капитала, базирующаяся на неоклассическом подходе, значительный вклад в разработку этой теории внесли представители чикагской школы (Г. Беккер, Т. Шульц, А. Хансен). Другим направлением микроуровневого анализа является теория пространственной диффузии новаций, разработанная Т. Хегерстрандом.
В связи с ограниченной объяснительной возможностью классических моделей применительно к развивающимся странам, широкое распространение получили исследования в рамках теории новой экономики миграции (О. Старк, Д. Левари, Г. Хьюго и др.). В конце 20-го века получили распространение исследования в рамках концепции «глобального города». Если оценивать различные теоретические конструкции на предмет их адекватности развитию миграционных процессов на постсоветском пространстве, представляется, что наибольшего внимания заслуживает теория сегментированного рынка труда (М. Пиор, Э. Тейлор, О. Старк).
Начиная с 1920-х, с работ У. Томаса и Ф. Знанецкого, социологи признавали важность мигрантских сетей. Теория социального капитала исходит из предположения, что социальные связи «мигрантского сообщества» играют большую роль и значимы как в процессе переезда, так и в адаптации мигрантов к принимающему обществу.
Несмотря на попытки разработки всеобъемлющей концепции миграции (концепции «мобильного перехода» («миграционного перехода») В.Зелинского, попытки разработки синтетической теории международной миграции (Д.Массей), в настоящее время нет общепринятой теории, объясняющей возникновение и эволюцию миграции. Есть лишь разрозненный набор теорий, разработанных, по большей части, независимо друг от друга. Специалисты насчитывают свыше шести десятков научных направлений, теорий и концепций миграции, среди которых с большим отрывом преобладают экономические подходы.
Классические подходы в период глобализации вступили в противоречие с новыми детерминантами перемещений, специалисты стали подвергать сомнению парадигму экономического детерминизма миграций, которая являлась исходной точкой большинства теорий миграции. Потребовались новые теоретические подходы, способные объяснить причины и факторы миграций в мире, в которых особое значение приобрели изменения направлений миграции и состава мигрантов. Резко возрос интерес к миграциям социологов, культурологов, антропологов, психологов.
К исследованиям подключаются известные экономисты и политологи, рассматривающие проблемы иммиграционной политики в контексте долгосрочных целей развития государства и/или цивилизационного развития — Зб. Бжезинский, Г. Беккер, С. Хантингтон. (Проблемы миграции всегда были в зоне пристального внимания политиков и общественных деятелей. В дореволюционной России миграция привлекала внимание таких авторитетных в российском обществе фигур, как С.Н. Булгаков, А.И. Воейков, В.И. Ленин, В.П. Семенов (Тян-Шанский), М.И. Туган-Барановский. публиковались обстоятельные исследования А.А. Исаева, А.А. Кауфмана, И.Л. Ямзина. Большинство исследований проводились в рамках парадигмы доминирующей роли экономических факторов, а значительная их часть находится под явным влиянием марксизма — С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, В.И. Ленин, или народничества — А.А. Исаев).
Российская наука, в советское время лишенная нормальных контактов с зарубежной, тем не менее, развивалась в тех же направлениях. Большой вклад в отечественные исследования миграций внесли специалисты, преимущественно эконом-географы, рассматривавшие в советское время пространственные особенности миграций в контексте развития и размещения производительных сил и трудовых ресурсов, процесса урбанизации (Н.Н. Баранский, В.Г. Давидович, Г.М. Лаппо, Ф.М. Листенгурт, В.И. Покшишевский, О.Н. Яницкий). В последующие годы к исследованиям миграции присоединяются экономисты, демографы, социологи, этнологи и этносоциологи, историки, специалисты в области моделирования.
В советский период сформировалось несколько авторитетных школ: в Новосибирске под руководством Т.И. Заславской (Ф.М. Бородкин, Л.В. Корель, Р.В. Рывкина, С.В. Соболева, Л.А. Хахулина), в ИСИ АН СССР (Л.Л. Рыбаковский), в Центре народонаселения МГУ им. М.В.Ломоносова (Д.И. Валентей, Б.С. Хорев, В.М. Моисеенко), в СОПСе (Ж.А.Зайончковская), ЦЭМИ (Б.Д. Бреев, В.И.Староверов), ИЭМСС АН СССР (В.И.Переведенцев), ЦНИЛТРе. В 1990-х гг. основное внимание российских исследователей привлекали вынужденные миграции, к исследованиям в данной области подключились экономисты и демографы (Г.С. Витковская, Т.Д. Иванова), психологи (Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева), сотрудники Института этнологии и антропологии РАН (В.А. Тишков, М.Н.Губогло, А.Г. Осипов, Е.И. Филиппова), этносоциологи (коллектив, возглавляемый Л.М.Дробижевой, Э.А.Паин), правоведы (В.А. Волох, Н.А. Воронина, С.Б. Ягодин, А.Ю. Ястребова), востоковеды (В.Г. Гельбрас, С.А. Панарин).
Активно развиваются исследования в области эмиграции и «утечки умов» (А.Н.Каменский, И.А. Малаха, В.А. Тихонов, И.Г. Ушкалов,), социокультурной динамики (А.С. Ахиезер), социальных трансформаций (Л.Д. Гудков), появляются исследования формирующихся диаспор (И.Дятлов, В.Д.Попков), чисто социологические работы (Т.Н. Юдина), исследования на стыке этнологии и социологии – как московских специалистов (Н.Р. Маликова), так и региональных (М.В. Савва, Н.С. Мухаметшина, Г.А. Пядухов). Интенсивно работают российские специалисты, осевшие за рубежом (М. Алексеев, А. Коробков, М. Тольц).
Какой будет Россия в 2020 году, или Нужен ли нам демографический взрыв
В «штабе экономических реформ» — Центре стратегических разработок — впервые смоделировали будущее России до 2020 года. Оказалось, что мы вполне можем войти в число развитых постиндустриальных стран. Но только если преодолеем демографические проблемы.
Рождаемость в период до 2020 года не поможет, она, наоборот, будет помехой росту. Но есть другие способы — снижение смертности, труд инвалидов, реформа бюджетников и т.п.
В пятницу на страницах «Известий» глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представляет новый и неожиданный взгляд на будущее нашей страны.
Какой должна стать страна
Быстрый экономический рост последних 6 лет впервые позволил Центру стратегических разработок сформулировать долгосрочную цель развития России. У нашей страны появляется возможность выйти из категории среднеразвитых, в которой мы находились на протяжении всего прошлого века, и присоединиться к группе развитых.
Если в ближайшие полтора десятилетия успешное развитие российской экономики будет продолжаться, то к 2020 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в ценах 2005 года приблизится к уровню 20 тыс. долларов на человека, что соответствует показателям многих развитых постиндустриальных стран.
Вот главные ориентиры самого оптимистического сценария развития России к 2020 году:
- — доля услуг в ВВП и занятости приблизится к 70%;
- — доля среднего класса с образом жизни и стандартами потребления, характерными для среднего класса развитых стран, может достигнуть 50% всего населения;
- — доля лиц с высшим образованием среди экономически активного населения составит порядка 50%.
Достижение этой цели к 2020 году будет возможно только в случае, если среднегодовые темпы экономического роста сохранятся на уровне 7% в год.
Но надо признать, что в мировой истории нет ни одного примера страны, которая бы развивалась темпом 7% в год на протяжении свыше 15 лет подряд — при ежегодном снижении трудоспособного населения на 1%. А именно это будет происходить в России до 2020 года согласно имеющимся прогнозным оценкам.
В такой неблагоприятной демографической ситуации выполнить оптимистический сценарий невероятно сложно. Но стремиться к этому надо, и ЦСР предложил собственный взгляд на то, как смягчить негативное воздействие демографических проблем.
Последствия нелегальной миграции
Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:
- ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
- невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
- социальная незащищённость и бесправность;
- риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
- разрушение семей из-за удалённости;
- невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
- депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.
Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:
- неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
- недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
- увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
- увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
- перенаселение некоторых районов;
- увеличение преступности и терроризма;
- рост недовольства коренного населения.
Проблема мигрантов в современном мире (стр. 1 из 3)
1. ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ
2. НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ
3. РАСИЗМ И МИГРАЦИЯ
4. ПОЛОЖЕНИЕ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Сутью этих процессов является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут быть локальные или региональные военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, политические процессы и многие другие. Являясь глобальным вызовом, миграция всегда несет в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная безработица, отсутствие денег, занятости и какого-либо социального статуса толкает мигрантов на добывание денег и материальных благ. Подобная схема миграции одинакова на всех континентах. Исходя из социальной сущности проблемы миграции, можно утверждать, что все известные негативные социальные явления постоянно сопутствуют миграции.
1. ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ
С начала ХХ века произошло значительное усиление такого процесса как миграция. К началу ХХ1 века в мире насчитывалось 36-42 млн. только трудовых мигрантов, с членами их семей –80-97 млн. чел, а по некоторым оценкам – даже 120 млн. чел.
Какие же причины вызывают миграцию, и какие опасности она несёт в себе?
Миграция населения – перемещения населения, связанные с переменой мест жительства. Это сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека.
Историческая роль миграции населения связана с процессами заселения земли, образования и смешения рас и народов; экономическая – с хозяйственным освоением земли, развитием производительных сил, соединением территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой; социальная – связана с более полной реализацией потребностей населения в жилье, работе, социально-профессиональном продвижении и т. д.
Миграции населения могут быть постоянными (перемещение на постоянное или длительное местожительство) и временными, сезонными (переезд на относительно короткий срок). По методике ООН мигрантами признаются лица, проживающие на новом месте более 6 месяцев.
Основные причины миграции это:
1. Перемещение людей в поисках лучшей жизни;
2. Бегство от мест ведения боевых действий;
3. Бегство от правосудия.
Среди причин миграции преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам. Однако в отдельные периоды в разных странах выдвигаются на первое место политические, национальные, религиозные факторы. Во время войн (мировых и локальных) основными контингентами мигрантов становятся беженцы и перемещенные лица.
Самой популярной причиной миграции, конечно, является миграция по причине поиска лучшей жизни. Миллионы людей ежегодно переезжают на постоянное место жительство в другие страны. Самые большие потоки мигрантов направляются в Соединённые штаты и в Западную Европу. Какие же причины побуждают эти страны принимать мигрантов? Основная наиглавнейшая причина состоит в том, что в этих богатых странах не престижно заниматься грязной и низкооплачиваемой работой, нет потенциальных работников на такие должности и выход остаётся в одном – привлечении иностранной рабочей силы. Европейцам нужны “рабы”, но не в первоначальном понятии слова “раб”, а рабы, которые будут, за небольшие деньги и за возможность остаться жить в данной стране, работать, работать много и тяжело на не престижных работах. Разве может Европеец быть уборщиком, мусорщиком, посудомойкой. Нет. Поэтому выход – в привлечении мигрантов – дешёвой рабочей силы. Мало кто из иммигрантов в первом или во втором поколении имеет хорошую заработную плату, собственную квартиру или дом, дорогой автомобиль.
Бегство от мест ведения боевых действий и бегство от правосудия объяснения не требует. Беженцы снимаются с мест постоянного жительства в поисках мирного, безопасносного места. Также многие лица бегут от преследования правосудия за совершённые преступления.
В настоящее время специалисты различают три вида миграции:
1) Внутренняя миграция, в пределах одной страны или региона;
2) Межгосударственная, когда миграция предполагает перемещение людей в соседние страны;
3) Транснациональная, наблюдающаяся в случае, когда мигранты пересекают территорию нескольких стран, возможно различными путями, но в определенную конечную страну.
В странах с обширной территорией, разнообразными географическими и экономическими условиями особенно распространена внутренняя миграция населения, в основе которой лежат те же причины, что и у внешней: поиск работы и жилья, различия в оплате труда и уровне жизни, возможность профессионального роста, национальная и социальная безопасность и др.
Особенностью мирового миграционного процесса являются и качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Сегодня этому процессу присущи некоторые новые черты (См. там же.).
Во-первых. На смену “утечке мозгов” пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.
Во-вторых. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только “к капиталу”, но и “одновременно с капиталом или вслед за ним”. Прежде всего это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.
В-третьих. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации “охотников за головами”.
В-четвертых. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.
Следует также отметить, что страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран.
Если в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) в XIX в. и первой половине ХХ в. выезжали исключительно европейцы, то в 80-90-х годах они составляли незначительную часть мигрантов. В иммиграционных потоках в эти страны преобладают выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна.
Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда мигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.
2. НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ
Общий бич – нелегальная миграция. Чуть ли не каждый день, скажем, из Испании или Италии приходят сообщения о том, что задержано судно, на котором мигранты в обход закона пытались пробраться на “землю обетованную”, туда, где они смогут достойно жить. Актуальность нелегальной миграции приобретает важность в связи с активизацией международных экстремистских и террористических организаций, а также расширением масштабов контрабанды наркотиков.
Руководители многих стран мира озабочены тем, что нелегальные мигранты оказывают негативное влияние на социально-экономическую и криминальную обстановку.
Миграция, как яркий пример стремления людей к поиску любых форм дохода и получения материальной выгоды, сопровождается преступной активностью. Организованная преступность во всем мире находит огромное количество «новобранцев» среди нелегальных мигрантов. Это происходит независимо от расовой принадлежности или вероисповедания. Зачастую человек, вынужденный стать нелегальным мигрантом, недоволен своим положением и статусом, не имеет средств к существованию.
Россия в международных миграциях
Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4/5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, — 124 тыс. человек. Более 2/3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).
Таблица 4
Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья
Страны выбытия | Доля иммигрантов, % |
---|---|
Казахстан | 35 |
Украина | 20 |
Узбекистан | 14 |
Другие государства Средней Азии (Киргизия, Таджикистан, Туркмения) |
12 |
Государства Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) |
11 |
Молдавия | 4 |
Белоруссия | 3 |
Страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония) |
1 |
Впервые с 2013 года в России отмечен прирост миграции :: Политика :: РБК
Анализируя абсолютные показатели, авторы доклада отмечают, что за последние три года, начиная с максимального по объемам миграции 2014 года, численность граждан из основных стран — доноров трудовой миграции снизилась. Из Узбекистана — более чем на 30% в сравнении с 2014 годом, Таджикистана — на 13%. За три года сократилась численность мигрантов из Азербайджана и Молдавии.
По словам директора программ международного альянса «Трудовая миграция» Сергея Болдырева, количество мигрантов из СНГ в России снизилось в январе 2017 года на 5% по сравнению с тем же периодом 2016 года (с 8,2 млн человек до 8,1 млн).
Тем не менее доля граждан СНГ среди всех пребывающих иностранцев держится на отметке 85%, отмечается в докладе. По-прежнему не происходит восстановление докризисного уровня численности иностранцев из развитых стран Запада, отмечают эксперты.
Снижение нетто-миграции со странами дальнего зарубежья особенно заметно после всплеска в 2011–2013 годах. Если в 2012 и 2013 годах нетто-миграция с этими странами превышала 20 тыс. человек, то с 2014 года она составляла 10 и менее тыс. человек.
Смена места жительства с нарушением миграционного законодательства принимающей страны считается нелегальной миграцией. Причины миграции населения в этом случае заключаются в желании срочно покинуть место военных действий, избежать голода и нищеты, скрыться от наказания за преступление или спастись от репрессий. В первую очередь от нелегального переселения страдают приграничные регионы соседних стран.
При этом нелегальными мигрантами считаются такие категории граждан:
- люди, попавшие в страну по фальшивым документам или без паспорта;
- подделавшие право на посещение страны;
- имеющие просроченную визу;
- не покинувшие страну после завершения учебы;
- находящиеся в стране по недействительному трудовому договору.
Некоторые страны не дают гражданства детям, рожденным иностранцами. Законодательство Российской Федерации дает ВНЖ детям иностранцев, если ребенок не может получить гражданство страны, из которой приехали его родители.
Сегодня центральную Европу заполнили нелегальные мигранты, покинувшие зону боевых действий в Странах Азии, Африки и Ближнего Востока.
Что такое экзистенциальная миграция
Исследования жизни множества добровольных мигрантов, которые оставили свои дома ради того, чтобы жить за границей, привели к созданию такого концепта, как экзистенциальная миграция. Суть этого явления заключается в том, что люди, благодаря миграции, пытались познать определенные аспекты бытия, которые нельзя познать другим способом. Анализ ответов мигрантов на вопросы тестов позволил определить главные мотивы смены места жительства:
- желание реализовать свои способности в полной мере;
- обрести свободу и стать независимыми от правил общества, в котором они жили;
- получить новый опыт;
- принять свои отличия и сделать их стимулами к расширению самосознания.
Люди, решившиеся на экзистенциальную миграцию, не скрывали того, что отдают предпочтение всему необычному и чужеродному, отодвигая на второй план все традиционное и знакомое, препятствующее их личному развитию.
Процессы миграции обусловлены множеством причин, среди которых доминируют социально-экономические факторы. Люди ищут более выгодные предложения работы, надеются найти в других регионах и странах экономическую стабильность и безопасность. Это приводит к оттоку трудовой силы и спаду экономики стран с высоким процентом эмигрантов.
В свою очередь, большой наплыв иммигрантов из зон военных конфликтов требует от принимающих стран много дополнительных ресурсов. Они должны обеспечить приезжих рабочими местами, жильем, гарантировать им социальную защиту и преодолеть трудности, связанные с интеграцией переселенцев в общество. Поэтому страны стараются защитить свои границы от нелегальных мигрантов. Этим объясняется жесткая миграционная политика многих государств. С другой стороны, эти страны получают дополнительную низкооплачиваемую рабочую силу, что положительно отражается на их экономике.