Характеристика и черты президентской и парламентской республик
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика и черты президентской и парламентской республик». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.
Вопрос 5: Характерные черты президентской республики
Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.
Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.
При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.
Парламентская республика: примеры стран. Парламентские республики: список
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). | Избирается на заседании парламента. | |
Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии. |
Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. |
Право роспуска парламента у президента | Отсутствует. | Президент имеет право роспуска парламента. | |
Наличие поста премьер- министра | Отсутствует. | Существует пост премьер-министра. | |
Объем полномочий президента | Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. | Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает. |
Современные государства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Индия, Италия, ФРГ, Швейцария |
Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.
Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.
При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.
Отличительные черты парламентской республики:
Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.
Парламентская республика возникла в 19 веке, распространение получила в 20 веке. Большинство стран западной Европы является парламентскими республиками: Италия, страны Балтики.
Президент не является главой правительства и исполнительной власти. Глава государства обладает слабыми и ограниченными полномочиями. Парламент обладает сильнейшими полномочиями – он является полновластным органов, формирует правительство и избирает президента. Правительство подчиняется Парламенту.
Главой правительства назначается глава парламентского большинства. Правительство формируется парламентом. При коалиционном правительстве ключевые места занимают политики наибольшей партии.
Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.
Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.
Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.
При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.
Понятие формы государственного устройства;
Унитарное государство. Общая характеристика;
Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;
Законодательство и рекомендованная литература:
Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.
Характерные черты парламентской республики
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.
Признаки парламентской республики:
- верховенство парламента;
- глава государства выполняет представительскую роль;
- парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
- ответственность правительства перед парламентом;
- правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
- наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.
Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.
Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.
Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:
- президент избирается путем народного голосования;
- президент не является главой исполнительной власти;
- правительство возглавляет исполнительную власть;
- правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
- основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
- должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
- решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.
Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.
В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.
Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.
Виды монархий | Основные черты |
---|---|
Абсолютная (неограниченная) монархия | Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Теократическая монархия | Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете. |
Ограниченная монархия | Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная. |
Сословно – представительная монархия | Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании. |
Конституционная монархия | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую. |
Дуалистическая монархия | Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская монархия | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Дуалистическая монархия | Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Современный мир настолько многообразен в различных своих проявлениях, что найти какую-либо «чистую» форму того или иного политического или общественного явления трудно. Данное положение в равной степени относится и к формам государственного устройства: для простоты ученые выделяют монархии и республики, однако каждая из них имеет настолько много разновидностей, что зачастую первоначальная классификация теряет смысл. Наибольший интерес среди ненаследственных форм правления в последнее время представляет парламентская республика.
Первой страной, где эта форма, пусть и с рядом оговорок, одержала верх, была Франция периода Великой революции, когда практически вся полнота власти принадлежала Конвенту. На сегодняшний день парламентская республика является одним из самых распространенных способов организации власти. В том или ином виде она представлена более чем в ста государствах мира.
Парламентская республика, признаки которой частично пересекаются с характерными чертами других разновидностей этой формы правления, отличается в первую очередь тем, что высшим органом в стране провозглашается парламент, члены которого избираются путем народного референдума. При этом высший орган исполнительной власти, коим чаще всего является правительство, несет перед депутатами полную ответственность за проводимую политику. Более того, глава кабинета министров и сами министры назначаются из числа представителей той партии, которая одержала победу на парламентских выборах.
Характеристика и черты президентской и парламентской республик
Создание смешанных форм объясняется экспериментами в работе над исправлением недостатков той или иной системы. Подобные попытки могут приводить в итоге к усилению роли парламента или президента. Наиболее плодотворно смешанная форма работает в государстве, где президент и парламент относятся к единому политическому спектру.
Очевидным достоинством системы будет то, что подобная форма управления страной позволяет менять ее тип без значительных гражданских потрясений. Причем переход будет легитимным.
К плюсам наличия смешанной формы в государстве относят «жесткое» правовое разделение: исполнительная власть реализуется правительством. Премьер-министр в этом случае обладает разнообразными полномочиями. Одновременно с этим исполнительная и законодательная власти обладают большими полномочиями по отношению друг к другу, потому что между ними выстраивается система «сдержек и противовесов», сохраняющая баланс. Подобные республики дают людям возможность чувствовать себя защищенными с точки зрения права.
К ключевым недостаткам системы, как ни странно, относится наличие «двух правительств»: официального установленного и другого — подчиненного. Если между двумя равными сторонами возникнет противоборство и конфликт, возможен «кризис власти». При балансе полномочий и равных силах противостояние может привести к гибели системы и уничтожению государства. Таким образом, по ряду признаков форма признается неустойчивой, и это главный ее минус.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.
С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.
Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.
Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.
Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.
Дополнительные нюансы
В некоторых республиках президент после избрания парламентом возглавляет правительство. В качестве примера можно привести Швейцарию, Суринам. Премьер-министр назначается формально. Иногда это может быть глава фракции, обладающей парламентским большинством.
Президентским актам требуется контрасигнатура, то есть подпись министра, несущего за них ответственность. В противном случае документ будет считаться недействительным.
Такая система отличается тенденцией принижения роли фракций, когда их члены одновременно являются депутатами и политической элитой. Законодательная власть узурпируется, и у парламентариев остается право лишь составлять постановления.
Список стран и республик с парламентской формой управления обширен и включает как европейские, так и азиатские государства. Благодаря такому варианту организации власти, в них удается обеспечить плюрализм, но наблюдается неустойчивость коалиций.
Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) — это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу — парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг — в Германии, Ландтаг — в Австрии, Сейм — в Польше и т. д.
Форма правления «парламентская республика» отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество «портфелей» в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.
Примеры стран — «чистых» парламентских республик — можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года — африканское государство Кабо-Верде.
Отличительные черты парламентской республики:
- Čeština
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
Как правило, парламентские республики — это государства, которые ранее были конституционными монархиями с парламентской системой, где должность главы государства предоставлялась монарху.
После поражения Наполеона III во франко-прусской войне Франция снова стала республикой — Французской Третьей республикой — в 1870 году. Президент Третьей республики имел значительно меньше исполнительных полномочий, чем у двух предыдущих республик. Третья республика просуществовала до вторжения нацистской Германии во Францию в 1940 году. После окончания войны Французская Четвертая республика была образована аналогичным образом в 1946 году. Четвертая республика увидела эпоху большого экономического роста во Франции и восстановления социальные институты и промышленность страны после войны, и сыграли важную роль в развитии процесса европейской интеграции, которая навсегда изменила континент. Были предприняты некоторые попытки усилить исполнительную ветвь власти, чтобы предотвратить нестабильную ситуацию, существовавшую до войны, но нестабильность оставалась, и в Четвертой республике происходили частые смены правительства — за десять лет было 20 правительств. Кроме того, правительство оказалось неспособным принимать эффективные решения относительно деколонизации. В результате распалась Четвертая республика, и то, что некоторые критики сочли де-факто государственным переворотом, впоследствии узаконенным референдумом 5 октября 1958 года, привело к созданию Пятой французской республики в 1959 году.
Чили стала первой парламентской республикой в Южной Америке после гражданской войны 1891 года. Однако после переворота в 1925 году эта система была заменена президентской .
Основная статья: Содружество Наций
После Лондонской декларации от 29 апреля 1949 года (всего через несколько недель после того, как Ирландия провозгласила себя республикой и исключила себя из Содружества), республики были приняты в члены Содружества Наций.
Что касается многих республик Содружества Наций , то суверен, ранее представленный генерал-губернатором , заменялся избранным неисполнительным главой государства. Так было в Южной Африке (которая перестала быть членом Содружества сразу после того, как стала республикой), Мальте , Тринидаде и Тобаго , Индии и Вануату . Во многих из этих примеров последний генерал-губернатор становился первым президентом. Так было со Шри-Ланкой и Пакистаном .
Остальные государства стали парламентскими республиками после обретения независимости.
- Список стран по системе правления
- Парламентская система
- Республика
- Республиканизм
- Полупрезидентская система
- Полупарламентская система
В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:
- президентская республика,
- парламентская республика,
- смешанная (полупрезидентская) республика.
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.
Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.
Признаки президентской республики:
- президент является главой государства;
- президент избирается путем всенародного голосования;
- внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
- отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
- отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
- наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
- жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.
Признаки парламентской республики:
- верховенство парламента;
- глава государства выполняет представительскую роль;
- парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
- ответственность правительства перед парламентом;
- правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
- наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.
Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.
Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.
Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:
- президент избирается путем народного голосования;
- президент не является главой исполнительной власти;
- правительство возглавляет исполнительную власть;
- правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
- основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
- должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
- решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.
Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.
В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.
Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.
Виды монархий | Основные черты |
---|---|
Абсолютная (неограниченная) монархия | Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Теократическая монархия | Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете. |
Ограниченная монархия | Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная. |
Сословно – представительная монархия | Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании. |
Конституционная монархия | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую. |
Дуалистическая монархия | Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская монархия | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Дуалистическая монархия | Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Современный мир настолько многообразен в различных своих проявлениях, что найти какую-либо «чистую» форму того или иного политического или общественного явления трудно. Данное положение в равной степени относится и к формам государственного устройства: для простоты ученые выделяют монархии и республики, однако каждая из них имеет настолько много разновидностей, что зачастую первоначальная классификация теряет смысл. Наибольший интерес среди ненаследственных форм правления в последнее время представляет парламентская республика.
Первой страной, где эта форма, пусть и с рядом оговорок, одержала верх, была Франция периода Великой революции, когда практически вся полнота власти принадлежала Конвенту. На сегодняшний день парламентская республика является одним из самых распространенных способов организации власти. В том или ином виде она представлена более чем в ста государствах мира.
Парламентская республика, признаки которой частично пересекаются с характерными чертами других разновидностей этой формы правления, отличается в первую очередь тем, что высшим органом в стране провозглашается парламент, члены которого избираются путем народного референдума. При этом высший орган исполнительной власти, коим чаще всего является правительство, несет перед депутатами полную ответственность за проводимую политику. Более того, глава кабинета министров и сами министры назначаются из числа представителей той партии, которая одержала победу на парламентских выборах.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. [источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Основные признаки республики
Современные специалисты выделяют следующие признаки республики:
- Каждый республиканский орган власти, начиная от высших государственных и заканчивая местными муниципальными, избирается гражданами на определенные в Основном Законе фиксированные сроки. Также граждане могут досрочно прекращать полномочия избранных ими должностных лиц, если те не справляются с возложенными на них обязанностями.
- Каждый из перечисленных государственных институтов (президента, правительство, парламент) берет на себя функции по управлению отдельной ветвью власти, к примеру, президент и министры руководят исполнительными органами государства, в то время как парламент возглавляет законодательную ветвь власти.
- Главы государства в республиках ответственны за все совершаемые ими на посту действия, включая нарушение законодательства. За совершение государственных преступлений глава республики может быть отрешен от занимаемой должности.
- Высшая власть в республиках (фактически, далеко не во всех) разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимоотношения между ними регулируются закрепленной в законодательстве системой сдержек и противовесов, не позволяющей никому из них узурпировать властные полномочия.
- Органы власти и должностные лица ответственны друг перед другом и перед народом за совершаемые ими действия и проводимую политику.
- Права и свободы граждан закрепляются в Конституции и законах, их нарушения пресекаются органами власти.
Парламентские республики: список стран
Распространенность этой формы правления в мире довольно велика. На сегодняшний день существует около тридцати парламентских республик, при этом следует отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Ниже приведены примеры парламентских республик (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Африке — Эфиопия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Океании — Вануату.
- в Америке — Доминика;
Как видим, в европейском регионе преобладают парламентские республики, в список которых входит более 30 стран. Еще одна особенность, которая сразу бросается в глаза, — это то, что большинство перечисленных стран (в первую очередь, если мы говорим о Европе) относятся к экономически развитым странам с высоким уровнем демократического развития.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Парламентские республики: список стран
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Африке — Эфиопия;
- в Америке — Доминика;
- в Океании — Вануату.
Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.
Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Определение парламентарной республики
Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.
Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.
К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).
Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.
По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.
Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.
В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.
После прекращения династии Тюдоров и восшествия на престол Стюартов роль парламента в стране значительно возросла.
Вначале Стюарты пытались править единолично, значительно ограничив парламентариев в правах. Король Карл I даже предпринял попытку полностью распустить законодательный орган. Но эффективно управлять страной и собирать налоги без парламента уже не получалось.
В 1640 году Карлом, которому нужны были деньги для восстановления контроля над Шотландией, поднявшей мятеж, был созван так называемый Длинный парламент. Было принято решение, которое заключалось в том, что данный орган не может быть распущен королем или другим лицом. Роспуск был возможен только с согласия самих парламентариев. Ими же была упразднена Палата лордов.
Король вступил в открытую конфронтацию с представителями парламента, которая в конце концов вылилась в Гражданскую войну. В ходе этого противостояния Карл потерпел поражение и был казнен.
В Англии провозгласили республику, а один из лидеров революции, Оливер Кромвель, который фактически стал диктатором, распустил парламент в 1653 году, но уже в следующем году был вынужден созвать новый. Впрочем, это не разрешило внутренних противоречий нового строя, и Кромвель ещё несколько раз распускал и созывал данный орган.
В 1660 году, после смерти Кромвеля, произошла Реставрация Стюартов. Тогда же была снова возобновлена работа Палаты лордов.