КС разъяснил сроки привлечения к административной ответственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КС разъяснил сроки привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Срок давности длящегося правонарушения
Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.
Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…
Иностранные граждане и лица без гражданства
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранцах) иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства соответственно.
Статья 14. Окончание административного правонарушения
1. Административное правонарушение признается оконченным (совершенным) с момента совершения лицом противоправного действия (бездействия), образующего объективную сторону данного правонарушения.
2. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.
3. Длящееся административное правонарушение, то есть не прерывающееся во времени единое противоправное действие (бездействие) предусмотренное какой-либо статьей (частью статьи) Особенной частью настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, признается оконченным с момента прекращения совершения данным лицом указанного действия (бездействия) либо с момента наступления событий, препятствующих их совершению, в том числе с момента их выявления и пресечения должностным лицом, уполномоченным на возбуждение дела о соответствующем административном правонарушении.
4. Продолжаемое административное правонарушение, то есть совершение лицом двух или более тождественных самостоятельных противоправных действий (бездействия), как эпизодов единого продолжаемого во времени противоправного поведения, квалифицируемых по одной статье (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности, признается оконченным с момента окончания совершения последнего из указанных действий (бездействия).
Сколько длится административное расследование
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
Еще интересует такой вопрос. Сколько в среднем может длиться административное расследование и что туда входит (как это должно происходить) и если нет свейдетелей или они по разным причинам откажутся давать показания или просто не смогут каков будет результат.
▪ решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему. |
▪ решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.
Комментарий к статье 1.7 КоАП РФ
1. Лица, совершившие административное правонарушение, привлекаются к административной ответственности на основании нормативно-правовых актов двух видов. Во-первых, это акты, непосредственно устанавливающие административную ответственность, законодательство об административных правонарушениях (комментируемый Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях). Во-вторых, это нормативно-правовые акты, содержащие правила управленческого характера, за нарушение которых правовыми актами первого вида установлена административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в том случае, если на момент совершения им административного правонарушения действовали нормативно-правовые акты обоих видов.
Обнаружение, прекращение и окончание правонарушения
Мы подробно разобрали понятие длящегося административного правонарушения и соответствующий пример. Для того чтобы полноценно уяснить сущность данного термина, следует определить сроки его начала, окончания, обнаружения и прекращения. Так, началом нарушения длящегося характера считают бездействие или действие, которое имеет в своей основе неосторожность или умысел. Иными словами, это день обнаружения длящегося административного правонарушения. Целесообразно брать в учет конструкции и особенности административных составов, где закрепление большей части признаков актуально не в охранительных нормативах КоАП, а в нормативах права регулятивного типа, относящихся к разным отраслям действующего на территории РФ законодательства. По данной причине весьма аргументированной можно считать позицию, когда срок как квалифицированный признак правонарушения рассматривают в качестве установления календарной даты законодателем (не позднее двадцатого числа следующего календарного месяца, до 15 числа календарного месяца, который следует за месяцем отгрузки товарной продукции, и так далее) или промежутка времени, который позволяет выявить такую дату (не позднее сорока дней со дня осуществления операции, в течение пятидесяти дней и так далее).
Моментом обнаружения длящегося правонарушения по КоАП РФ принято считать день, начиная с которого исчисляется период давности для привлечения к ответственности административного плана. Данное положение можно подкрепить частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
Значение правильного определения места правонарушения
Выделяют теоретическое и практическое значение выделения места правонарушения и его характеристики в процессуальных документах.
Точное установление места совершения административного деликта позволяет:
- разграничить и обосновать применение к административному деликту федерального, либо регионального законодательства;
- правильно обосновать применение норм административной ответственности в том случае, если законодатель предъявляет особые требования к квалификации правонарушения в зависимости от места его совершения;
- определить территориальную подсудность.
Время совершения административного правонарушения постановление
Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6)
Цель доказывания – установление обстоятельств, являющихся предпосылкой привлечения к административной ответственности лиц, действительно виновных в совершении административного правонарушения, обстоятельств, позволяющих правильно разрешить дело об административном правонарушении, справедливо наказать виновного и освободить невиновного от административной ответственности. Определение в ПИКоАП обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, упорядочивает деятельность по его осуществлению, способствует экономии сил и средств, сокращает сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Никакие иные сведения, сколь бы убедительными они ни выглядели, не могут использоваться в доказывании для обоснования выводов об обстоятельствах совершения административного правонарушения. Предмет доказывания по делу об административном правонарушении – это круг всех юридически значимых обстоятельств, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и необходимых для обеспечения принятия правильного решения по делу об административном правонарушении. — действие закона, установившего административную ответственность (применительно к предмету доказывания данное основание привлечения к ответственности означает необходимость установления времени совершения административного правонарушения, а на этой основе будет определено, какое законодательство следует применять); — отсутствие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; Процесс доказывания – это процесс установления истины по делу об административном правонарушении.
Время Совершения Административного Правонарушения При Проверке
Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постольку инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях — представитель общественного объединения).
Бахрах выразил несогласие с позицией Верховного Суда РФ, квалифицировавшего данное правонарушение как недлящееся, и указал, что если требования уполномоченного субъекта административной власти не исполнены полностью или частично, то истечение срока его исполнения является началом длящегося; до истечения этого срока деяние не является административным правонарушением и оснований для его квалификации в соответствии с указанной статьей не имеется . ——————————— Бахрах Д.Н.
N 404-ФЗ в часть 1.2 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Юридическая консультация
Согласно п. 4 письма Ц. Б. России от 2 июля 2002 г. N 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения , совершенные кредитной организацией либо ее должностным лицом , следует рассматривать как длящиеся , если иное не будет вытекать из смысла правоотношений. Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности следует производить в соответствии с п. 2 ст. 4. 5 КоАП. При длящемся административном правонарушении сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинают исчисляться с момента обнаружения административного правонарушения , т. е. с момента представления должностному лицу Банка России , правомочному либо применять меры административной ответственности , либо в соответствии со ст. 28. 3 составлять протокол об административном правонарушении.
Время совершения административного правонарушения это
17.3. Административные правонарушения.
Административное правонарушение — это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (если она не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности). Административное правонарушение характеризуется следующими признаками: — во-первых, административное правонарушение есть акт поведения, выражающий действие или бездействие; — во-вторых, административным правонарушением признается только противоправное поведение, т.е.
Время Совершения Административного Правонарушения Время Выявления Административного Правонарушения Отличие
КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Длящееся административное правонарушение 14.
Физическими эффектами являются, например, добыча рыбы и других водных животных с помощью орудий, принципы которых основаны на использовании электромагнитного поля, звука и других физических эффектов (ст. 15.36). Место совершения правонарушения — это определенная территория, пространство, где совершается правонарушение.
Оно используется в отдельных случаях при описании объективной стороны состава правонарушения в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения.
Вопрос ответственности
Следует знать, что на протяжении существования нарушения нормативов или правил (от появления и до завершения данного нарушения) в соответствии с действующим законодательством его следует считать завершенным в юридическом плане. Так, правонарушителя можно привлечь к административной ответственности за длящееся правонарушение. Если с момента появления действия противоправного характера нарушителя можно привлечь к административной ответственности, не исключено то, что данное действие будет продолжать существовать и дальше до прекращения по факту.
Ярким примером нарушения длящегося характера является хранение оружия на незаконных условиях. Начало этого правонарушения – момент приобретение оружия по факту тем или иным лицом, нарушающим закон. Окончание рассматриваемого правонарушения административного типа – момент, когда оружие выходит из незаконной собственности. Прекращение правонарушения актуально в один из перечисленных ниже моментов:
- По причине благих деяний виновника (лицо самостоятельно решает устранить из собственного поля деятельности оружие).
- В связи с вмешательством правоохранительных органов.
- В связи с другими обстоятельствами (к примеру, по причине смерти правонарушителя).
Необходимо заметить, что в современной юридической практике наблюдаются определенные сложности, которые зависят от точности выявления периода давности привлечения к ответственности административного плана за нарушения длящегося характера. В соответствии с действующим на территории РФ законодательством по истечении данного срока в отношении такого противоправного действия разбирательство начинать нельзя. Если же его старт уже запущен, нужно немедленно прекратить операцию.