Как продать автомобиль: пошаговая инструкция
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как продать автомобиль: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2018 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Когда изменений в конструкции нет
Представим, что в ТС установлен новый контрактный двигатель аналогичной мощности. Конструктивных изменений не произошло, а значит подаваться в ГИБДД специально не нужно. Что в реальности было установлено под капот автомобиля или бензобак мотоцикла, выяснится лишь при перепродаже или иных регистрационных процедурах, когда автомобиль будет представлен к осмотру на площадке в автоинспекции.
Если замена двигателя не связана с изменением конструкции ТС, внесение сведений в госреестр ТС о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра (п. 52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019).
Раньше замену двигателя без документов инспектор бы точно не пропустил: будь добр представь целый комплект бумаг, включая договор купли-продажи мотора в сборе как отдельного силового агрегата. Сегодня все гораздо проще: никакие документы на замененный двигатель при перерегистрации ТС ни новому, ни старому владельцу не нужны. Прямо на площадке осмотра инспектор проверит, ни изменялась ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, предназначен ли агрегат для этой модели ТС и т.д.
Если все это в порядке, оформление замены двигателя на мотоцикле или авто пройдет «без сучка и задоринки»: инспектор внесет новые данные в государственный реестр и выдаст новый ПТС. Всё! Каких-либо других манипуляций проводить не нужно. Цена вопроса – госпошлина в размере 350 рублей (275 рублей при оплате через Госуслуги) за замену ПТС.
Как передать и получить деньги
К моменту обращения в ГИБДД деньги должны быть уже переданы продавцу. Но если сделка не прошла регистрацию, она считается незаключенной. И здесь есть вариант столкнуться с мошенническими действиями. Поэтому в договоре купли-продажи можно указать задаток, который покупатель вносит продавцу, а остальная часть суммы передается уже по факту регистрации сделки.
Можно обойтись без задатка и передать деньги в присутствии сотрудника ГИБДД. Но в любом случае стороны должны составить и подписать расписку, в которой должно быть обязательно указано, за что были переданы деньги и в каком размере.
Каким способом передаются деньги, оговаривается на усмотрение сторон. Можно:
-
воспользоваться безналичным платежом и перевести деньги на карту,
-
рассчитаться тет-а-тет без участия посторонних,
-
воспользоваться услугами финансовых организаций (в этом случае их придется оплачивать дополнительно).
Необходимые документы для оформления замены двигателя в ГИБДД
При смене автомотора на аналогичныйв 2023 году потребуется небольшой перечень документов:
- Квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины.
- Оригинал и ксерокопия паспорта владельца ТС.
- Оригинал и ксерокопия ПТС.
- Документы, полученные при покупке мотора.
- Свидетельство о факте регистрации транспортного средства.
- Заявление на изменение конфигурации ТС, подписанное инспектором ГИБДД.
- Сертификаты на материалы, а также запчасти, которые понадобились при переоборудовании ТС.
В той ситуации, когда новая автозапчасть обладает отличными от предыдущего характеристиками, в дополнение к вышеуказанным понадобятся еще такие свидетельства:
- Заключение экспертов.
- Заявление-декларация, полученная в автосервисе или заполненная самостоятельно, о выполненных работах.
- Протокол проведенной технической экспертизы.
- Свежая диагностическая карта.
Запомните: нет контрактных моторов, нет двигателей с секретного хранения в Англии, нет тайных троп на восстановленные в заводских условиях моторы. В большинстве своем представленные двигатели на рынке откровенный хлам с мусорных помоек. Более того, при замене в сервисе продавца, вы оставите свой мотор с вероятностью в 99%. Как думаете, куда денется ваш неисправный двигатель? Правильно, после минимальных ремонтных работ он может оказаться у следующего клиента. Конечно, при полном «тотале» его сдадут в пункт приёма цветного металла или он станет «донором» для дальнейших «трупов».
Не спорим, есть отличные б/у моторы на рынке агрегатов, но в мизерном количестве. Цена будет в два, три раза выше средней. Поиском должен заниматься человек, который разбирается в этом. Не дядя Женя, который в 1983 году перебирал двигатель от Жигулей, а именно профессиональный мастер по ремонту современных ДВС.
И даже купив «живой» мотор, не забывайте про необходимый минимум, который потребуется для его замены: прокладки, сальники, фильтра, комплекты для замены ГРМ, свечи, технические жидкости. Работы по электронной части: адаптация исполнительных элементов. Время на поиски такого мотора увеличивается в разы.
Это наиболее распространенные варианты, которые встречаются у владельцев. Бывают очень сложные случаи, но мы не будем на них останавливаться. Все вышеописанное затрагивает только самые простые ремонты.
- совершая продажу крупных или же дорогостоящих узлов желательно составлятьрасписку и акт о приеме и передаче, где будут зафиксированы условия сделки;
- в случае продажи автомобильного двигателя в сборе, желательно составлять простойдоговор купли-продажи;
- при продаже узлов и составлении соответствующей документации следует не забыть уплачивать государственные налоги. Их размер нужно уточнять в налоговой;
- в случае наличия КАСКО, данного возмещения будет вполне достаточно, учитывая выручку от самостоятельно продажи машины, для покупки нового транспортного средства;
- не забудьте, что нужно полное снятие с регистрационного учета ГИБДД
Как показал проведенный нами мониторинг сетевых форумов, отношение автовладельцев к контрактным двигателям весьма неоднозначное. Многие считают такую покупку «котом в мешке», с вероятностью поменять «шило на мыло». Нередки случаи сугубо отрицательного опыта, когда контрактный мотор работал с проблемами и вскоре выходил из строя. Однако и, напротив, немало тех, кто остался очень доволен приобретением, получив жизнеспособный агрегат с хорошим запасом остаточного ресурса.
Как и для любой детали «секонд-хенд», в случае приобретения контрактного мотора всегда есть доля риска, особенно ввиду сложности самого агрегата и большого количества деталей, из которых он состоит. Но в любом случае двигатель с пробегом из Японии или Европы внушает больше доверия, чем старый мотор, «ходивший» на российском топливе.
Решаем брать «контрактник» — что надо знать
Рынок контрактных моторов оказывается широким и вольным пастбищем для мошенников. Здесь кормятся многочисленные фирмочки, предлагающие по привлекательной цене двигатели в хорошем состоянии с доставкой прямо с европейской или японской разборки. Потенциальной жертве рисуют картину того, как искомый агрегат завтра же загрузят где-нибудь в Англии на паром, и уже через неделю двигатель окажется у покупателя . Покупатель приезжает и вносит предоплату — от 10 до 50%, в зависимости от «аппетита» фирмы. Когда срок подходит, клиенту сообщают, что этого мотора уже нет, но есть другой, он значительно лучше, только дороже. В итоге покупателю либо продают долгожданный двигатель по цене заметно выше среднерыночной, либо снимают часть внесенной предоплаты в качестве «комиссионных за услуги». Такие фирмы составляют договора столь юридически хитро, что даже при обращении в суд доказать свою правоту будет крайне сложно. К тому же когда придет время разбирательства, может оказаться так, что и спросить уже будет не с кого — у подобных фирм меняются названия и адреса быстрее чем на море погода.
Таким образом уже при поиске мотора и выбора продавца, необходимость внесения предоплаты должна сильно насторожить. Не зря существует мнение (подтверждаемое практикой), что предоплата — это инструмент перекупщиков и мошенников. Тем более, что на рынке есть компании, поставляющие «контрактники» без всякой предоплаты, которые могут позволить себе нести такие риски как «отказ покупателя». Нужно только поискать и не бросаться на заманчивые предложения.
Для первичного поиска в Интернете достаточно ввести марку-модель автомобиля, знать характеристики: объем, тип и мощность мотора, желательно знать его маркировку. В полном же соответствии двигатель подбирается по VIN-номеру автомобиля. Моторы многих моделей, которые выпускаются давно, в процессе производства подвергаются модификации, отчего одни и те же по названию двигатели, но разных годов выпуска могут отличаться.
Как правильно купить контрактный двигатель, чтобы не «вляпаться»
Важнейшей задачей здесь является выбор проверенного поставщика, который предоставляет гарантию, послепродажное обслуживание. Идеальным вариантом будет возможность установки силового агрегата в фирменной сертифицированной мастерской. Заслуживающий доверия продавец должен официально оформлять документы, все оплаты производятся только через кассу, в комплектацию должно входить полное навесное оборудование.
Поставщик обязан обеспечить правильный подбор агрегата, ориентируясь на марку, модель, год выпуска конкретного авто.
Потенциальный покупатель должен иметь возможность получить фотографии мотора с разных сторон. Это поможет предварительно определить техническое состояние двигателя. В норме силовой агрегат с навесным оборудованием поставляется внутри упаковки. Покупателям не стоит гнаться за низкой ценой. Важно требовать полный набор документов, гарантию, чеки, поскольку все это пригодится для оформления в ГИБДД.
Продавая автомобиль, Вы рискуете меньше, чем когда покупаете его с рук. Однако примите к сведению следующие предостережения:
- Просьба скинуть сведения о банковской карте, паспортные данные под предлогом перечисления залога. Каким бы заманчивым ни казалось предложение, на такой риск лучше не идти. Особенно когда информацию пытаются узнать не при личной встрече, а по телефону.
- Заявление, что у Вашей машины неправильно оформлены документы, она в плохом состоянии, так Вы ее никогда не продадите и т.д. Это обычное запугивание, далее обычно предлагают снизить цену до минимальной. Такой хитростью пользуются перекупщики. Любой товар найдет своего покупателя, поэтому чтобы не проиграть в стоимости, не нужно вестись на «разводы».
- Просьба передать на руки покупателя дубликат ключей или оригинал ПТС еще до подписания договора купли/продажи и получения полной суммы за машину (обычно дают только небольшой залог). Здесь все понятно, авто просто будет угнанным, если вы согласитесь.
- С показом автомобиля нужно быть очень осторожными. Желательно брать кого-то с собой на встречу, не пускать потенциальных покупателей за руль, следить, чтобы в салоне не было третьих лиц сзади и т.д.
- Опасность получения фальшивых денег вместо настоящих. Поэтому все операции рекомендуется проводить в банке.
Когда требуется регистрировать замену
В 2018 году вступил в силу Приказ МВД от 26.06.2018 № 399. Документ утвердил новые правила регистрации автомобилей. Была затронута и замена двигателя на авто. Нужно ли регистрировать в 2019-2020 годах? Ответ на этот вопрос зависит от причины замены. Здесь возможны 2 варианта:
- смена производится на ту же модель (по объёму и по мощности и модификации). Как правило, такая замена является вынужденной мерой, так как ресурс прежнего агрегата может быть исчерпан. Можно сразу внести изменения в ПТС, либо пойти по простому пути: ничего не регистрировать до продажи. Новый хозяин это сделает при постановке на учёт.
- смена на мотор другой модели, модификации, мощности или объема. Если хоть один символ в маркировке модели двигателя различается от штатной – это уже изменение конструкции. Ответ на вопрос: нужно ли регистрировать в ГИБДД замену – да.
Рассмотрим оба вышеуказанных случая.
Если владелец авто не пользуется услугами специализированных фирм, которые осуществляют процедуру под ключ, то ему придется осуществить ряд последовательных действий. Они необходимы для избежания неприятных последствий после разборки авто на запчасти. Рекомендуется проводить эту процедуру официально, и в первую очередь необходимо снять с ТС государственный регистрационный номер. Это платная процедура, но обойти ее невозможно. Срок рассмотрения документов минимальный. Затем требуется выполнить ряд действий:
- Обратиться в местное отделение МРЭО. Туда необходимо написать заявление о снятии автомобиля с учета по причине сдачи или продажи его на запчасти. При этом важно иметь все документы, подтверждающие права собственности на машину.
- Получить от органов ГИБДД документ, который свидетельствует о снятии машины с учета. Пакет бумаг можно получить на руки в тот же день, когда владелец совершает обращение в МРЭО. Перед получением документов требуется уплатить госпошлину на процедуру. Также стоит знать, что номерной знак сохраняется в органах ГИБДД в течение 180 дней, поэтому при покупке машины в этот срок, владельцу могут выдать его старые номера.
- Сдать автомобиль в ближайший пункт приема металлолома. Если есть желание, можно подать объявление в местную газету и на интернет-досках объявлений с предложениями продажи машины на запчасти. За тонну металлолома можно получить от 6 до 8 тысяч рублей в зависимости от политики пункта приема. При продаже запчастей собственноручно, можно получить в два раза больше средств.
Можно пойти сложным путем и продать детали авто самостоятельно. Это трудоемкий процесс, позволяющий увеличить прибыль в несколько раз. Если владелец авто не является специалистом по деталям, то может потребоваться помощь со стороны автомастера и оценщика элементов. Для собственноручной продажи деталей автомобиля требуется выполнить ряд действий, а именно самостоятельно или с помощью мастера разобрать ТС на детали; оценить и классифицировать детали по пригодности и их техническому состоянию; написать каталог с классификацией и занести туда все детали в имеющемся количестве; подготовить те детали и запчасти, которые нуждаются в предварительной очистке перед реализацией; оценить все имеющиеся детали с помощью специалиста или самостоятельно. Затем следует дать объявления в местные газеты, на авторынки, а также оставить объявления на интернет-порталах для автомобилистов.
Что нужно, чтобы продать двигатель автомобиля на запчасти
Просто снять двигатель с машины и продать его нельзя, т. к. это противозаконно.
Для того чтобы продать эту запчасть машины, необходимо обратиться в ГИБДД за получением свидетельства о снятии этой детали с автомобиля.
Для получения свидетельства необходимо оплатить госпошлину и предоставить двигатель для осмотра специалистам, которые сверят его номер и пр. После этого автовладельцу выдадут справку, которая является документом, подтверждающим право собственности на узел авто и позволяющим его законно продать.
Только после получения справки можно снимать ДВС и заниматься его продажей. Если в дальнейшем автовладелец решит поставить новый мотор и продолжить эксплуатировать авто, то придется его законно купить, установить на ТС, зарегистрировать в ГИБДД и внести соответствующие данные в ПТС, сверив номера двигателя.
Каким может быть бизнес по авторазборке? Существуют две основные разновидности, которые требуют наличия разных стартовых капиталов и отличаются способами ведения бизнеса.
Первая – это гаражная разборка. Принцип максимально прост: покупается неисправный или битый автомобиль по цене металлолома и разбирается на запчасти, которые можно продать по отдельности. Рентабельность бизнеса при этом может достигать 300 процентов. К примеру, купив автомобиль в неисправном состоянии за 50 тысяч рублей, его можно распродать по запчастям за 100-150 тысяч. Преимуществом такого вида бизнеса является также минимальный начальный капитал. Достаточно иметь гараж и 45-50 тысяч рублей. Начинать лучше всего с дешевого сегмента: японские и немецкие автомобили 90-х годов. Выгодно также скупать отечественные авто, такие как «ГАЗель». Бизнес авторазбор постепенно может переходить на другие категории автомобилей. Если вы собираетесь заниматься таким видом деятельности официально, не забудьте при оформлении указать код ОКВЭД.
Гаражная разборка имеет и свои недостатки. Сложно предсказать срок окупаемости одного автомобиля. Запчасти годами могут лежать в гараже. Также в будущем одного помещения может быть недостаточно. На рынок желательно выходить в том случае, если у вас есть возможность арендовать склад или сразу несколько гаражей. К тому же все равно будут оставаться запчасти, которые невозможно продать.
Второй вариант – это поставка автозапчастей на заказ. Данное направление во все времена считалось элитным. Рентабельность бизнеса может доходить до 1500 %. Смысл заключается в следующем: вы получаете заказ на поставку детали из Японии или Европы, покупаете ее по низкой цене на «кладбище автомобилей» и продаете с наценкой. Такой бизнес раньше был очень прибыльным. Многие европейцы отправляли на металлолом автомобили в очень хорошем состоянии. В приграничных районах возникли даже так называемые «перевалочные» пункты для российских покупателей запчастей.
Сегодня же такой бизнес постепенно угасает. Причина главным образом связана с появлением на рынке широкого ассортимента новых запчастей из Китая по низкой стоимости. К тому же автопроизводители сильно изменили принципы ведения бизнеса. Если в 80-90-х машины были рассчитаны на миллионные пробеги, то для авто 2000-х 400-500 тысяч пробега будет пределом. В ближайшие годы ожидается падение этого ресурса до 250 тысяч. Скоро просто не на что будет разбирать автомобили. У транспортных средств, выпущенных после 2005 года, амортизация к 15 годам будет приближаться к 100 %.
На деятельности заграничных авторазборок серьезно сказался экономический кризис. После резкого падения рубля в 2014-2015 годах средние цены в рублях на двигатели и другие детали на автомобили из Европы и Японии подскочили чуть ли не в два раза.
Закон о замене мотора
Законодательная база содержит целый ряд нормативных документов, которые в той или иной степени касаются вопроса о регистрации двигателя в ГИБДД, подвергшегося замене в 2020 году:
- Приказ МВД №399, который был издан 26.06.2018 и отменил целый ряд других документов.
- Приказ МВД России №605, изданный 7.08.2013. Последняя редакция осуществлена 06. 07.2017г «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств и прицепов к ним».
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);
- Решение №877 Комиссии Таможенного союза, под названием «О принятии технического регламента Таможенного союза».
- УК РФ ФЗ-63 от 13.06.1996.