Порядок предоставления дополнительного земельного участка (перераспределение)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предоставления дополнительного земельного участка (перераспределение)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

об изменении (перераспределении) долей в праве общей собственности на земельный участокг. «» 2023 г.

Мы, гр. проживающий(ая) по адресу: , паспорт серии № , выдан , и гр. , проживающий(ая) по адресу: , паспорт серии № , выдан , являющиеся участниками общей долевой собственности на земельный участок общей площадью кв. м с кадастровым номером , категория земель , разрешенное использование земельного участка , с находящимся на нем общей площадью кв. м, хозяйственными постройками и сооружениями, расположенный по адресу: , вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1.Указанный земельный участок на момент подписания настоящего соглашения находится в общей долевой собственности, правами третьих лиц не обременен, не заложен, в споре и под арестом (запрещением) не состоит.

2.Гр. принадлежит доля в праве общей собственности на указанный земельный участок на основании , что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от « » 2020 г. Гр. принадлежит доля в праве общей собственности на указанный земельный участок на основании , что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от « » 2020 г.

3.В связи с тем что . Стороны договорились об изменении долей в праве общей собственности на указанный земельный участок – увеличении доли гр. и соответственно уменьшении доли гр. .

4.Руководствуясь ст. 245 ГК РФ, Стороны настоящим соглашением перераспределяют доли в праве общей собственности следующим образом:

  • гр. — доли в праве общей собственности на земельный участок;
  • гр. — доли в праве общей собственности на земельный участок.

Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.
Читайте также:  Как выписать человека из квартиры и можно ли без согласия

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Что такое перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Перераспределение земель – это изменение участка, результатом которого является присоединение к участку какой-либо иной территории для достижения определенной цели. Основными способами осуществления данной процедуры являются присоединение земли, находящейся в муниципальной собственности, и покупка части смежного участка у его собственника.

Самое распространенное основание перераспределения – выделение участка из муниципальной или же государственной собственности для передачи гражданам в целях ИЖС, ведения подсобного хозяйства, а также выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.

Под прирезкой понимается расширение установленных границ участка посредством присоединения земель, которые уже используются на протяжении определенного времени без документального оформления. Соответственно, в отношении данных земель был осуществлен самовольный захват. Как правило, собственником таких земель является государство.

Не забывайте, что все измерения на местности должен осуществлять исключительно специалист – кадастровый инженер, а перераспределение должно осуществляться фирмой, которая специализируется на геодезической деятельности и имеет на это лицензию.

Основания для перераспределения земельных участков с муниципальной землей

В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, к основаниям для процедуры перераспределения земель относятся следующие:

  • Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
  • Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
  • Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
  • Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.

Отказ в перераспределении земельного участка с муниципальной землей

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации причинами для отказа в перераспределении являются следующие:

  • Расположение на участке, который подлежит присоединению, строений, находящихся в государственной или же муниципальной собственности;
  • Нарушения в схеме расположения участка;
  • Участок заявителя имеет не уточненные границы;
  • Участок, который подлежит присоединению, относится к зарезервированным для государственных нужд землям;
  • Площадь вновь образованного участка превышает максимально допустимую величину;
  • Новый участок выходит за красные линии границ;
  • Отсутствует согласие лиц, которые обладают правами на земельные участки, подлежащие перераспределению;
  • Наличие достигнутого ранее соглашения о том, что подлежащий присоединению участок из муниципальной собственности предоставляется в собственность физическому или же юридическому лицу;
  • Если участок, подлежащий присоединению, изъят из гражданского оборота или в обороте ограничен.

Требования к перераспределению

Перераспределение границ земельного участка – процедура, которая проводится с учетом некоторых регламентированных на законодательном уровне требований.

  • объекты должны находится в непосредственной близости, соприкасаться друг с другом, в идеале, иметь хотя бы одну смежную границу;
  • в отношении обоих земельных участков отсутствуют ограничения, обременения;
  • собственники нескольких земель, участвующих в процедуре, согласны на сделку;
  • объекты относятся к одной и той же категории, имеют одинаковый ВРИ;
  • в результате перераспределения права третьих лиц не нарушаются.
Читайте также:  Как изменятся страховые взносы и пособия по договорам ГПХ в 2023 году

Перераспределение земли, принадлежащей частникам

Если земельные участки, которые будут участвовать в процедуре, принадлежат частникам (физическим и/или юридическим лицам), то действовать нужно следующим образом:

Этапы

Находим владельца зу.

Обговариваем с собственником смежного надела условия перераспределения.

Заключаем соглашение.

Организуем проведение кадастровых работ.

Регистрируем новые наделы, образованные в результате процедуры.

Требования к соглашению

Перед оформлением соглашения, сторонам необходимо удостовериться в дееспособности друг друга. Кроме того, важно помнить, что запрещено уменьшать долю, принадлежащую недееспособному или несовершеннолетнему собственнику. Даже, если их интересы представляют законные представители.

Закон не устанавливает точный бланк для соглашения. Однако на него распространяются общие требования к договорам.

Документ должен включать следующие пункты:

  • наименование;
  • место оформления;
  • дату заключения;
  • данные сторон, включая пол, реквизиты паспорта и адрес;
  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, общую площадь, данные всех собственников);
  • реквизиты правоустанавливающих документов;
  • реквизиты выписки из ЕГРН;
  • причины изменения величины долей;
  • возмездность/безвозмездность перехода прав;
  • новые варианты долей;
  • отметка об отсутствии обременения прав одного из долевых собственников;
  • права и обязанности сторон;
  • количество экземпляров;
  • подписи совладельцев.

Важно! Отсутствие в соглашении данных о возможности оспорить контракт в судебном поряке не является запретом на обращение в суд. Любая из сторон имеет право защищать свои имущественные интересы, в случае нарушения прав, вне зависимости от условий контракта.

Государственная регистрация прав на образованные земельные участки

Земельные участки образуются путем преобразования существующих участков или посредством формирования участков из государственных или муниципальных земель.

Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение сведений об участке в кадастр свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.

Во втором случае образование осуществляется не из конкретного участка, поэтому образование участка осуществляется впервые.

Исходя из способа образования участка, будет зависеть порядок государственной регистрации прав на него. Тем не менее, в обоих случаях регистрируются права в одном и том же органе – Росреестре и по одному принципу. Различается по большому счету только список документов, необходимых для регистрации.

Перед регистрацией права на участок надо учесть, что земля предварительно обязательно должна состоять на кадастровом учете. Если информации об исходном участке или участках, из которых образуются земли, нет в государственном кадастре недвижимости, то и права на новые участки зарегистрировать не получится.

Кадастровый учет — внесение Росреестром сведений о здании, помещении или земельном участке и их уникальных характеристиках (площади, месте нахождения, этажности и т.п.) в ГКН и присвоение строению уникального номера.

Каждому объекту в процессе кадастрового учета присваивается свой собственный, не изменяемый и не повторяющийся более нигде в России кадастровый номер, позволяющий однозначно выделить его из другого недвижимого имущества. Информация об учтенных объектах вносится в ГКН.

Участок или участки будут поставлены на учет в течение 10 дней после получения документов Росреестром. Заявление об учете могут подать собственники, владельцы имущества, их представители и другие лица. Кадастровый учет осуществляется Росреестром бесплатно.

Перечень бумаг для постановки образованных участков на кадастровый учет:

  • Заявление по форме.
  • Документ, подтверждающий личность или правоспособность заявителя. Для гражданина это паспорт, военный билет, загранпаспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя.
  • Заверенная нотариально доверенность представителя заявителя, если документы подает он.
  • Межевой план, заказанный у кадастрового инженера.
  • Копия документа, удостоверяющего согласование границ нового участка.
  • Копия бумаги, обосновывающей право заявителя на землю либо наличие обременения прав на нее в пользу заявителя.
  • Копия бумаги, удостоверяющей принадлежность исходных участков к установленной категории земель.
  • Копия документа, удостоверяющего санкционированное использование участков.

Форма заявки утверждена приказом Минюста № 34 от 2008 года. Скачать заявление об объединении участков можно здесь.

Этот список не является исчерпывающим, уточнять его, в зависимости от ваших целей и характеристик участков, рекомендуем у наших специалистов.

Новый участок или участки будут поставлены на учет в течение 20 рабочих дней с момента вручения пакета документов сотруднику Росреестра. Старые (исходные) участки при этом с учета будут сняты.

После этого Росреестр зарегистрирует права на образованный новый участок или участки, поставленные на учет. Одновременно с этим он зарегистрирует прекращение прав на исходный участок или участки. Таким образом, право собственности или владения перейдет со старого участка к новым, образованным.

Для регистрации прав на образованные участки надо оплатить государственную пошлину. Для граждан она составляет 2000 рублей, а для организаций — 22 000 рублей. Права будут зарегистрированы по истечению десяти рабочих дней с момента подачи заявки в Росреестр.

Документы для регистрации права на образованные участки:

  • Документ, подтверждающий личность или правоспособность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность руководителя.
  • Заверенная нотариусом доверенность представителя, если бумаги подает он.
  • Заявка о прекращении права собственности на исходные участки.
  • Заявка о регистрации права на созданный участок или участки.
  • Решение об образовании участков, принадлежащих государству или муниципалитету, либо Соглашение об образовании участков, либо другой документ, на основании которого объединяются участки.
  • Документы о праве на исходные земельные участки или участок. Они не нужны в случае, если право на земли уже было зарегистрировано.
  • Письменное согласие на образование участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена законом.
  • Бумага, подтверждающая согласие КГИОП, если оно требуется по закону.
  • Копия брачного свидетельства, если образуемые участки находятся в общей собственности мужа и жены.
  • Согласие залогодержателя на образование заложенных участков или дополнительное соглашение к договору об ипотеке земли.
  • Документ об оплате госпошлины.
Читайте также:  Как продать автомобиль: пошаговая инструкция

Форма заявления для регистрации прав граждан на участок утверждена Приложением № 1 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Гражданам скачать заявление можно здесь.

Процедура перераспределения

Гражданин, который владеет земельным наделом, предназначенным для ИМС, ЛПХ, огородничества, садоводства, может ходатайствовать о дополнительной площади. Но это происходит только на платной основе, согласно постановлению российского Правительства N1308 от 2014 г. Размер выплат, которые требуются обычно с землепользователя, составляет 15% от общего показателя кадастровой цены на земельный надел. Региональные правовые акты могут устанавливать не только доплаты за лишние сотки, но и максимально допустимый размер площади. Из этого следует, что показатели цены и площади могут меняться в разных регионах. Но это происходит только в том случае, если земельный надел выкупается у местных органов власти и присоединяется к существующему у собственника участку. Заявление на перераспределение в этом случае можно подать через Госуслуги.ру.

Перераспределение может быть осуществлено добровольно, по заявлению от заинтересованного лица и принудительно. Первая ситуация заключается в том, что стороны между собой подписывают соглашение. Вторая – это обращение с иском в суд для защиты своего права и интересов. Обычно этот порядок используется, когда соседи не могут между собой найти компромисса по поводу принадлежавшей им земли. Перераспределение в этом случае производится в принудительном порядке, по решению, которое выносится судебной инстанцией.

Перераспределение земельного надела добровольно происходит при помощи составления соглашения. Оно оформляется письменно, ратифицируется двумя сторонами. Но перед заключением договора собственник земли должен выразить свое желание на прирезку к его участку дополнительных соток. Он пишет заявление, в котором просит разрешить ему перераспределение участка земли. К заявлению он прикладывает правоустанавливающие документы на собственность и выписку из ЕГРН. Заявление обычно рассматривается 30 дней. Местный орган власти, куда передается заявление, принимает решение.

в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

Соглашение, решение или согласие?

Часто на слуху три вариации этого документа: соглашение, согласие или решение о перераспределении.

  • Соглашение о перераспределении — это некий договор между собственниками, который закрепляет желание изменить границы смежных участков и указывает на условия, когда и как это должно происходить. Даже в случае, если соседние участки находятся в долевой собственности требуется оформить соглашение.
  • Согласие — не совсем правильный вариант, так как согласие апеллирует к одному человеку и выражает его согласие на что- либо. Юридически это определение не подходит для межевого плана
  • Решение о перераспределении может принимать один человек. Соответственно, решение должно быть принято и оформлено, если перераспределяемые участки принадлежат одному лицу.

Многие юристы советуют прибегать к их услугам, чтобы не произошла какая путаница. Но на наш взгляд этот документ (если речь идет о частных земельных участках) можно подготовить по обычному образцу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *