Как таксопарку с «подключенцами» выбрать систему налогообложения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как таксопарку с «подключенцами» выбрать систему налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок
«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.
Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.
«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор. Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.
Требования к водителям и автомобилям
Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.
С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.
Как работают кассовые аппараты для такси
Касса для такси выдает фискальные чеки и отправляет данные в налоговую. Работает так: клиент оплачивает поездку, водитель выбирает услугу «перевозка груза или пассажиров», принимает оплату и отдает пассажиру чек, который напечатала ККТ.
Водитель может считать стоимость поездки по таксометру и вводить в кассу готовую сумму, или выбирает нужные услуги в меню кассового аппарата. В Модулькассе можно добавлять в чек несколько услуг: посадку, поездку в километрах, ожидание и детское кресло.
Модулькасса подключается к интернету и передает информацию оператору фискальных данных, ОФД. Налоговая может запросить сведения у ОФД и сверить их с теми, которые таксист пишет в декларации. Так государство контролирует оборот денег в малом бизнесе.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
Есть ли другие налоговые системы?
Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.
В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.
В регионах создадут по 3 информационных ресурса:
- Реестр перевозчиков, в котором будут указаны сведения об электронном разрешении на перевозку;
- Реестр такси, который объединит данные о ТС, их владельцах и тд;
- Реестр служб заказа такси, в который включат адреса по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
От службы заказа такси потребуют ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ разрешат передать перевозчику или его работнику — водителю если:
- информация о разрешении есть в реестре перевозчиков. При этом документ не приостановили и не аннулировали;
- сведения о ТС есть в реестре такси.
Изменения, которые вступят позже
Следующие пункты вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
- Службы заказа такси должны открывать свои филиалы в тех регионах, где в течение пяти дней подряд они обслужили более 4 тысяч заказов. Этот филиал должен быть создан в срок не более 30 дней со дня установления факта превышения этого количества таких легковых такси в течение 5 рабочих дней подряд.
- В случае, если прошло уже более года со дня установления последнего факта превышения, то это требование не нужно выполнять.
- Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси действует бессрочно. Исключение, в случае если установлен срок, на который предоставляется такое право. В этом случае деятельность не может составлять менее 5 лет.
- Служба заказа такси обязана предоставить федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальному органу доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Особенности сферы такси
Перед тем, как оформить ИП для такси, стоит проанализировать плюсы и минусы этого бизнеса.
Преимущества такси:
- У сферы такси нет территориальных ограничений. Вы можете предлагать услуги дальних перевозок, выезжать за пределы региона и дополнительно зарабатывать.
- Совокупная чистая прибыль от перевозок в такси — около 70%.
- Услуги такси требуются постоянно, а спрос не зависит от сезона и метеорологической обстановки. Более того, при плохих погодных условиях количество заказов только растет.
- Спрос на такси круглосуточный.
Недостатки сферы:
- Поездка на такси обходится клиентам дороже, чем на общественном транспорте. Это так или иначе может влиять на спрос.
- Как и во многих других сферах, работать с людьми не всегда просто. Например, если машина задержится из-за проблем на дороге, недовольные клиенты могут оставить жалобы и негативные отзывы. Подобных случаев в такси много. ИП должен сохранять клиентоориентированность даже в ситуациях, когда водитель объективно не виноват.
- В сфере перевозок высокая конкуренция. Чтобы выделиться среди крупных и популярных сервисов и нелегальных перевозчиков, нужен хороший маркетинговый план.
Какие налоги платить при ОСНО?
Сколько придется заплатить при переходе на ОСНО с 2023 года:
ЮЛ |
ИП |
Налог на прибыль организаций – 20 %. | НДС – 20 %. |
НДС – 20 %. | НДФЛ – 13–15 %. |
Имущественные налоги (при наличии собственности). |
Как перейти на ОСНО с ПСН и УСН в 2023 году?
С УСН | С ПСН | |
Не позднее 15 января 2023 года | Не позднее 15 апреля 2023 года | |
Организация уведомляет ИФНС о переходе. | Компания обязана отправить в налоговую сообщение об утрате права на применение УСН, если не успела подать уведомление в первый срок – в январе. | ИП на патенте автоматически перейдет на ОСНО после окончания срока действия патента. |
Форма уведомления № 26.2-3 (приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 @, ред. 23.09.2022) |
Форма сообщения № 26.2-2 (приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 @, ред. 23.09.2022) |
|
Способы подачи уведомления (сообщения): | ||
|
Налоги для самозанятых таксистов: сколько и как нужно отдать государству
С 1 июля 2020 года еще больше водителей такси по всей стране получили возможность стать самозанятыми. Если раньше налог на профессиональный доход был доступен в тестовом режиме только для жителей некоторых регионов страны, то с начала июля его разрешили вводить и в других частях России.
Сейчас зарегистрироваться в качестве самозанятого водитель такси может сразу в 76 регионах страны. Разберем, какие условия для этого должны выполняться, какие налоги придется платить самозанятому таксисту и где это сделать.
Кто может зарегистрироваться в качестве самозанятого
Чтобы получить право использовать налоговый режим для самозанятых, таксисту нужно подходить под эти критерии:
- не быть официально трудоустроен в другом месте;
- не иметь наемных сотрудников;
- зарабатывать менее 2,4 миллиона рублей в год или менее 200 тысяч рублей в месяц;
- быть гражданином РФ, Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии.
Чтобы начать работать с агрегатором в качестве самозанятого, водителю такси нужно открыть ИП, а потом перейти на самозанятость. Дело в том, что получить разрешение на работу в такси могут только ИП или юрлица, а без него таксист работать не может.
Налоги самозанятого водителя такси: 4% и 6%
В качестве самозанятого водитель такси платит два вида налога:
- 4%, когда выполняет заказ от физического лица;
- 6%, когда выполняет заказ от юридического лица, например, корпоративного клиента агрегатора.
Налог платится со всех доходов, которые таксист получает, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров. Так как все эти виды переводов водитель получает от агрегатора, который представляет собой юрлицо, то с них таксист отдает 6% налогов.
Какой тип налогообложения можно выбрать?
Предприниматель, который занимается перевозкой пассажиров на службе такси, для налоговой является таким же ИП, как и все другие, но только с определенным кодом ОКВЭД (ОК 029-2014. ред 2), а именно 49.32 с расшифровкой «Деятельность такси». Именно поэтому таксисты, чтобы открыть бизнес, могут выбирать себе тип налогообложения.
Согласно налоговому законодательству ИП имеют право платить налоги согласно таким системам:
- ОСНО — основная, которая предполагает внесение в бюджет страны 13% от своих доходов НДФЛ плюс 18 % от НДС. Это базовый метод начисления и оплаты, но он считается самым трудоемким в процессе начисления, а также при нем платить придется больше.
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Сумма к оплате при выборе такой системы налогообложения зависит от количества посадочных мест в транспорте, используемом для перевозки, который зарегистрирован на данного ИП. В то же время ЕНВД может платить предприниматель на такси не во всех регионах. Важно: в 2018 г. ЕНВД продлен до 2021 года.
- ПСН – система оплаты налогов, которая действует на основе купленного патента. Она может стать выгодной альтернативой ЕНВД в тех регионах, где для перевозки пассажиров он недоступен. Сумма этого налога, а именно стоимости патента, также зависит от количества машин у ИП на такси.
- УСН – упрощенная система оплаты налогов. Расчет суммы может происходить по двум схемам на выбор предпринимателя и составлять либо 6% от суммы дохода, либо 15% от разницы прибыли и расходов.
В случае расширения оказываемых услуг по перевозке пассажиров возможно вписать дополнительные коды. Дополнительный код может быть не один.
Лицензия на такси без ИП на собственном автомобиле — возможно ли сделать
По закону ИП не обязано осуществлять деятельность по всем обозначенным в заявлении кодам. Главную роль здесь выполняет основной.
Важно! При необходимости предприниматель имеет возможность внести дополнительные коды ОКВЭД в свои регистрационные данные.
Возможны такие дополнительные коды:
- 42 — оказание услуг по перевозкам при переезде;
- 11 — легковые автомобили передаются в лизинг и аренду;
- 20 — деятельность, которая связана с обработкой телефонных вызовов.
До 2011 года заниматься пассажирскими перевозками такси разрешалось без оформления лицензии. Но сейчас обязательно нужно получить такое разрешение, чтобы работать в данной сфере. Частникам лицензия не выдается, обязательное условие ее предоставления — оформление ИП либо юрлица.
Лицензию выдают на 5-летний срок, действует она для одного региона. Для ведения деятельности в другой местности требуется допсоглашение. Существует ряд лицензионных требований, соблюдение которых необходимо для получения разрешения:
- Наличие в собственности либо в аренде нескольких машин (количество зависит от региона).
- Прохождение транспортом проверки на предмет соблюдения норм по перевозке людей и багажа.
- Наличие спецобозначений на автомобилях, указывающих на принадлежность к службе такси.
Выдачей лицензий занимается Федеральная служба по надзору в транспортной сфере. Для выдачи лицензии нужно подать заявление, приложив к нему копии паспорта бизнесмена и регистрационных свидетельств на транспорт, договора с лизинговыми компаниями и документы на машины, находящиеся в банковском залоге. Документы с заявлением подаются отдельно на каждое авто.