Кто такой исполнительный продюсер?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой исполнительный продюсер?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от стадии производства, размера проекта и среды роль исполнительного продюсера значительно различается. В фильме их зона ответственности начинается с финансирования на этапе разработки. Процесс финансирования инди-фильма с бюджетом в 200.000 долларов отличается от студийного фильма стоимостью 200 миллионов долларов.
Чем занимается исполнительный продюсер (Executive Producer)?
Традиционно, исполнительные продюсеры (Executive Producer) занимаются сценариями вопросами для производства. Они предлагают идеи телевизионным уполномоченным и разрабатывают юридические, финансовые и маркетинговые аспекты будущей картины. EP являются представителями кинопроизводства и имеют решающий голос. Степень их участия и работа на съемочной площадке варьируются. Иногда они играют роль в доработке сценария, кастинге и подборе актеров. В других случаях эти задачи возлагаются на продюсера, продакшн-менеджера и кастинг-директора.
Если говорить про работу в Москве исполнительным продюсером, то есть вакансии. Но надо помнить, что хороший Executive Producer должен обладать:
- Лидерством: брать на себя ответственность за решения и результаты, руководить всеми департаментами, поддерживать коммуникацию со всеми, быть фактическим руководителем.
- Знаниями киноотрасли: обширный опыт и навыки, страсть к процессу кинопроизводства, оценивать современные тенденции, предсказывать, что будет популярным.
- Креативностью: генерировать новые и захватывающие идеи, умение распознать трендовые, актуальные идеи сценариев других.
- Профессиональными коммуникативными скиллами: уметь продавать идеи, хорошая деловая хватка, высокий навык убеждения, что позволит заключать выгодные финансовые сделки.
- Пониманием основ: как составляются программы, производственные графики. Какие решения будут необходимыми и лучшими в данной ситуации.
II. Должностные обязанности
В обязанности линейного продюсера входит:
1. Организация и контроль обеспечения съемочной группы материалами, техническими и постановочными средствами:
— Контроль обеспечения съемочной группы съемочной, осветительной, записывающей и другой аппаратурой/оборудованием, необходимыми для производства съемок, иными техническими приспособлениями в объеме, предусмотренном режиссерским проектом, в сроки, установленные календарно-постановочным планом
— Организация базы съемочной группы во всех периодах производства
— Поиск и подбор монтажно-тонировочных студий в соответствии с критериями кинопроекта
— Контроль документального оформления приема и сдачи съемочно-осветительного оборудования
2. Контроль изготовления исходных материалов для кинофильма:
— Обеспечение своевременного и качественного изготовления исходных материалов, в соответствии с календарно-производственным планом
— Обеспечение взаимодействия между авторами и творческим составом съемочной группы
— Осуществление совместно с режиссером и монтажером отбора дублей
— Организация совещания по обсуждению отснятого материала
— Контроль разработки планов и графиков работ
— Организация, при необходимости, досъемки или пересъемки материала
— Организация обеспечения творческого и технического состава съемочной группы ресурсами и материалами в процессе выполнения работ
3. Контроль соблюдения привлеченным персоналом требований охраны труда, технической, пожарной безопасности:
— Контроль надлежащего выполнения уполномоченными лицами обязанностей по ведению всей необходимой разъяснительной и информационной работы
— Контроль проведения инструктажей
— Контроль правильного заполнения персоналом необходимой документации, подтверждающей факт ознакомления с правилами охраны труда
4. Обеспечение готовности объектов к съемке:
— Организация своевременной постройки и установки декораций в павильоне, интерьере и на натуре
— Организация обеспечения необходимыми декорациями, костюмами, бутафорией и реквизитом в соответствии с эскизами
— Организация выбора мест натурных съемок
— Руководство выездом съемочной группы в экспедиции
Востребованность и зарплаты продюсеров
На сайте поиска работы в данный момент открыто 1 144 вакансии, с каждым месяцем спрос на продюсеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой продюсера по всей России:
- от 55 000 руб. 375
- от 115 000 руб. 208
- от 175 000 руб. 104
- от 230 000 руб. 52
- от 290 000 руб. 26
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 55 000 руб. 207
- от 115 000 руб. 112
- от 175 000 руб. 47
- от 230 000 руб. 30
- от 290 000 руб. 14
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 40 000 руб. 63
- от 80 000 руб. 43
- от 125 000 руб. 23
- от 165 000 руб. 16
- от 205 000 руб. 9
Какой путь проделывает трек, прежде чем попасть к профессиональному продюсеру
«Здесь много вариантов. Кто-то просто пишет песню под гитару, а мы аранжируем этот трек на репетициях или в небольшой студии. Кто-то приносит почти готовый микс и хочет „то же самое, только круто“. Годится любой вариант. Иногда это партитуры, по которым музыканты играют с листа, тогда мне оказывается полезен навык чтения нот, и я просто слежу за их исполнением.
Перед студией нужна подготовка —это хорошее правило, но бывают исключения. Так, Анжей Захарищев фон Брауш из группы „Оберманекен“ однажды написал музыку и слова прямо в студии, мы тут же записали и аранжировали песню, на все ушло 4 часа. В таком подходе есть спонтанность и магия, которой порой сложно достичь, действуя по заготовленному плану».
«Песня, которая легко получилась: „Наадя“ — „Корабли“. Эта композиция была прекрасно аранжирована, у музыкантов группы отличный эстетический вкус к звукам, мы быстро все записали. Весь альбом — меньше чем за месяц. Я как раз вернулся из Лондона и привез пленочный дилей, который купил у Ника Маккейба, гитариста The Verve. Когда Надя начала писать вокал, мы сразу же писали эхо, и Надя слышала его в наушниках. В треке можно слышать, как я прямо во время записи кручу фидбэк на дилее. Было весело».
Профессия продюсера появилась в 1910-х годах в Голливуде, когда кинематограф стал серьезной индустрией, направленной на извлечение дохода. Соответственно, требовались и инвестиции, и новые технические возможности, и более массовые съемки, и многое другое. Для организации всего это и понадобились особые специалисты: коммерсанты, что-то понимающие в искусстве, или творческие люди, разбирающиеся в бизнесе.
С появлением и развитием телевидения появилась и профессия телепродюсера — такие работники выполняют те же функции, что и их коллеги из мира кино, но при создании телепрограмм.
На сегодняшний же день с развитием онлайн-индустрии подобная организационная деятельность тоже стала востребованной. Так появилась еще один вид специалистов — интернет-продюсеры.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Генерального продюсера регионального эфира/Главного редактора
- Генеральный продюсер регионального эфира/главный редактор (далее Генеральный продюсера) относится к категории руководителей.
- На должность Генерального продюсера назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на аналогичной должности не менее 1 года, прошедшее вводный и первичный инструктаж по технике безопасности.
- Назначение на должность Генерального Продюсера и освобождение от должности производится приказом Генерального директора.
- Генеральный продюсер, административно подчиняется Генеральному менеджеру станции, а функционально подчиняется Программному директору.
- Генеральный продюсер в работе руководствуется действующим законодательством, стандартами отрасли радиовещания и СМИ, приказами и распоряжениями по предприятию, настоящей должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.
- В подчинении у Генерального Продюсера директора находятся трафик-менеджер (продюсер регионального эфира), ведущий, выпускающий редактор (журналист), диктор и звукорежиссёр.
- На время отсутствия Генерального продюсера (отпуск, болезнь) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
- Генеральный продюсер обязан знать:
- Основополагающие принципы функционирования предприятий отрасли радиовещания и СМИ, законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность компании, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, регулирующих деятельность компании.
- Эфирную сетку станции.
- Формат вещания станции.
- Формат всех программ станции и основополагающие принципы их создания.
- Опыт передовых отечественных и зарубежных радиокомпаний в области создания программ, подготовки производства, организации труда и управления.
- Разговорный и письменный русский и английский языки.
- Компьютер на уровне пользователя.
- Работу программы PowerGold на уровне продвинутого пользователя.
- Требования, предъявляемые к готовым программам.
- Схему радиовещания компании.
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты на предприятиях отрасли
- II. Должностные обязанности
Генеральный продюсер обязан:
- Организовывать, координировать и осуществлять работу и непрерывный контроль работы сотрудников программного отдела.
- Осуществлять поиск, подбор и стажировку трафик-менеджера (продюсера регионального эфира), ведущего, выпускающего редактора (журналиста), диктора и звукорежиссёра.
- Организовывать, координировать и вести контроль за работой ведущих прямого эфира и авторских программ, осуществлять редактирование их деятельности, внесение своевременных корректировок.
- Организовывать и контролировать работу по написанию сценариев ежедневных новостных и информационных сводок, сценариев программ, коммерческих роликов.
- Непрерывно взаимодействовать с сетевыми партнерами, осуществлять отслеживание изменения, сетку вещания сетевых партнёров, производить информирование генерального менеджера о возможных изменениях.
- Непрерывно контролировать работу автоматического выпуска региональных вставок, осуществлять ручное резервирование выпуска.
- Участвовать в обсуждении и согласовании плана промо-мероприятий станции.
- Осуществлять постоянный контроль за информационной насыщенностью, соблюдением формата, динамичностью предоставления информации в эфире.
Генеральный продюсер имеет право:
- В пределах своей компетенции действовать от имени компании, представлять компанию в других учреждениях и организациях.
- Требовать от начальников всех служб компании необходимых материалов и информации для выполнения своей работы.
- Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию своей деятельности.
- Участвовать в подготовке проектов, приказов, инструкций, указаний и других документов, связанных со своей деятельностью.
- I Ответственность
Генеральный продюсер несет ответственность:
- За соответствие рекламных плей-листов утверждённым Медиа-планам.
- за соответствие мониторинга региональных вставок, прошедших в эфире, плей-листам компании.
- За соответствие региональных программ эфирной сетке и формату станции
- За разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации, ставшей известной в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- За сохранность вверенных ему материальных ценностей.
- За соблюдение законодательства о рекламе и СМИ.
- За результаты и эффективность производственной деятельности компании, а также вверенных ему подчиненных.
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За нарушение трудовой дисциплины.
- За невыполнение указаний вышестоящего руководства предприятия.
- За невыполнение работ в заданном объеме и в установленные руководством сроки.
- За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Исполнительный продюсер
Его можно назвать основным участником процесса производства фильма. Чаще всего именно на нем лежит большая часть финансовых проблем и правовых вопросов. Он отвечает за расходы по заработной плате, разного рода издержки. Кстати, если хотят привлечь внимание к будущей киноленте, то в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитого человека.
Говоря о расходах, можно вспомнить знаменитый фильм и одновременно мюзикл Бродвея «Продюсеры». Суть в том, что его главный герой свято верит в три главных, незыблемых правила продюсера, суть которых сводится к одному выражению: «Продюсер никогда не вкладывает в фильм собственные деньги». Главный герой пытается доказать это своему другу. Конечно, в реальной жизни часто происходит все с точностью до наоборот.
Какие варианты развития
Когда вы втроём — инвестор, предприниматель и продюсер — решили открыть бизнес, вы просто партнёры. Вы не нанимаете продюсера на субподряд, а организуете с ним совместное предприятие. Он может быть ключевым партнёром: вы, например, считаете, что без продюсера не можете, и предлагаете ему 51% — контрольный пакет. А, может быть, берёте его как младшего партнёра.
Вы можете объединиться, например, станет три сущности: продюсерский центр, ваше юрлицо и новое совместное предприятие — это оптимальная схема. Если у вас ничего нет, но продюсер в вас поверил и посчитал перспективным, тогда это юрлицо будет новым — вам придётся туда погрузиться целиком, иначе продюсер не захочет вкладываться.
Вы должны договориться: — как у вас будут распределены роли; — как назначено управление; — как вы будете привлекать новых участников; — что если инвестиций не хватит, кто-то из участников захочет выйти, а кто-нибудь зайти; — что если проект не будет окупаться, а если будет; — что если будут бешеные прибыли, а если убытки; — что если будут юридические проблемы или конфликты.
Вы должны выработать правила, которые все эти варианты покроют.
Эти договорённости — не то же самое, что договорённости, которые фиксируются в договорах. ООО или ИП, или их объединение — юридическое оформление договорённостей, оболочка. Глупо взять рыбу договора и в неё что-то забить, не понимая смысла. Понятно, что у любого нормального продюсера есть свой договор, но вы должны по-человечески договориться между собой.
И уже тогда вам нужно создать механизм, который будет обеспечивать выполнение этих решений: договоры, регистрация юрлиц. Если я у вас заняла миллион рублей и пообещала вернуть — это одно, а если написала расписку — другое. В наших отношениях появляется третья сторона — государство. Она проконтролирует, чтобы я вернула деньги.
ООО, где есть доля у продюсера и его клиента, — не единственный механизм, которым можно обеспечить выполнение договорённостей. Есть такие сферы, где не требуется тотальный контроль продюсера. Он может вообще в управлении не участвовать, а решать важные вопросы совещательным путем. При этом у него есть крючок в бизнесе, например, не юридический договор, а зарегистрированные на него торговые марки. В таком бизнесе самое главное — кому принадлежит название, а название принадлежит ему, и он спокоен. Или, если проект зарабатывает на рекламе, продюсер может через своё юрлицо пропускать все рекламные потоки за счёт связей и контрактов с рекламодателями. Или у него могут быть авторские права.
Механизм может быть любым, если он позволит всем участникам быть уверенными, что договорённости будут выполнены. Но крючок, которым продюсер удерживает проект, должен быть — иначе смысла участвовать не будет.
Оплата труда продюсера считается достаточно высокой. Уровень его заработной платы колеблется от 30 тысяч до 150 тысяч рублей. В среднем по России этот показатель составляет порядка 60 тысяч рублей. Размер зарплаты зависит, в частности, от наличия опыта и величины компании.
Приведем пару примеров. Помощник исполнительного продюсера, который работает на канале кабельного телевидения, зарабатывает от 400 до 600 долларов. А вот генеральный продюсер на крупном телеканале может получать 10 тысяч долларов – и это не предел. В шоу-бизнесе, театре и кинематографе доход продюсера прямо пропорционален успешности проекта, продвижением которого он занимается. Соответственно, чем больше денег «заработали» фильм, спектакль, музыкальная группа, тем выше заработок представителя этой профессии.
Профессиональное продюсерское образование позволяет сделать хорошую карьеру. На старте можно устроиться ассистентом продюсера или менеджером медиапроектов. Такая деятельность позволит вникнуть в практику профессии и проявить себя.
После этого специалист «получит доступ» к должностям, требующим высокой квалификации: продюсер, руководитель программы, исполнительный директор и т. д.
Имея опыт, можно работать на высокооплачиваемых должностях по найму. Это значит, что вас будут приглашать под реализацию какого-то определенного проекта. Каждый этап выполнения работы подразумевает получение гонорара.
Другой путь — открытие своего бизнеса. Это может быть продюсерский центр или своя студия.
По сфере занятости таких специалистов принято разделять на:
- кинопродюсеров;
- теле- или радио продюсеров;
- интернет-продюсеров;
- театральных продюсеров;
- музыкальных продюсеров.
Помимо принятой градации по сфере занятости разделяются специалисты и по объему выполняемых обязанностей:
-
Генеральный продюсер
– это человек, который является самым главным в проекте. Он организует всю работу и отвечает за успех всей команды. -
Исполнительный продюсер
, или один из представителей руководящего состава, занимающийся финансовыми, административными или творческими аспектами деятельности, не вникая в технические подробности. -
Ассоциированный продюсер
, или представитель генерального директора, отвечающий за определенную часть работ в проекте. -
Линейный
– следит за ежедневным прогрессом работ и техническими аспектами деятельности. -
Креативный
– отвечает за творческую составляющую проекта.
Что нужно, чтобы стать продюсером? В первую очередь, понадобится колоссальное упорство, настойчивость и целеустремленность. Освойте какой-либо музыкальный инструмент. Не важно, что вы не станете виртуозом, но вы разовьете слух, ознакомитесь с теорией музыки, и в будущем это очень пригодится. Своя звукозаписывающая студия – это идеально, но вовсе необязательно, главное – качественная запись.
Как стать продюсером группы? Осваивайте технологическую сторону процесса. Программы для обработки музыки, резонансная дека – всем этим вы должны уметь пользоваться. Если же вы ранее никогда не сталкивались с продюсированием, то начинайте с программ-секвенсеров.
Как стать продюсером певца? Возьмите несколько уроков вокала сами, чтобы быть в теме. Изучайте методику вокала, попробуйте выполнить сведение музыки, используя только вокальные партии. С певцом все ясно, а вот вопрос «Как стать продюсером певицы?» предполагает уже не только технические знания. При работе с женщинами нужно учитывать особенности их психики, важно, чтобы с подопечными были дружеские, доверительные отношения. Для этого необходимо иметь общие темы, кроме музыки.
Для того чтобы стать продюсером, можно получить высшее образование в сфере телевидения и кино и устроиться по профилю (на первом этапе подойдет любая начальная должность). Помимо образования понадобятся практические навыки, некоторые знакомства и хорошее знание внутренней «кухни» мира ТВ и кино.
Продюсированием порой начинают заниматься и состоявшиеся актеры, режиссеры и прочие участники кинопроцесса. Важно понимать, что продюсер делает бизнес, поэтому он должен понимать, за что люди готовы платить и уметь закрутить дело так, чтобы делать хорошие прибыли. Не важно, какой профиль выберет специалист — станет музыкальным продюсером (группы или певца), пойдет в кино, будет раскручивать писателей, шоу-балет или еще что-либо.
Где и как учат продюсированию?
Обучение по направлению подготовки «Продюсирование» производится в высших учебных заведениях или на специализированных курсах.
Соответствующая программа бакалавриата открыта в университете «Синергия» на факультете Театра, кино и телевидения. Срок обучения – от 3,5 до 4,5 лет. По окончании учебы выпускники получают государственный диплом и широкую практику в проектах компаний-партнеров «Синергии». Полученные знания и навыки помогут выпускнику университета вести дальнейшую профессиональную деятельность максимально успешно.
В процессе обучения студенты осваивают специализированные предметы:
- основы продюсирования;
- медиапланирование;
- технология кино и телевидения;
- инвестиционная деятельность в киноиндустрии и др.
Теоретические занятия дополняются большим количеством практических упражнений, семинаров, мастер-классов, встречами с известными личностями. Все это позволяет сформировать полный набор необходимых для работы компетенций.
Для людей, которые уже имеют высшее образование, предлагается пройти куры по направлению «Продюсирование». Они дают возможность в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями в концентрированном виде.
Так, университет «Синергия» совместно со школой МХАТ им. Горького запустил курсы продюсирования сроком 5 месяцев. За это время слушатели освоят порядок составления бюджета, работу по поиску площадок, организацию и продвижение проектов, научатся разрабатывать и реализовывать свои идеи.