Как рассчитать земельный налог в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать земельный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Упомянутое выше Постановление Президиума ВАС РФ № 11642/11, на которое часто ссылаются Минфин, ФНС и суды, касается спора не о расчете земельного налога, а о начислении арендной платы. Поэтому позиция Президиума ВАС актуальна для застройщиков-арендаторов.
Обратите внимание: с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в общую долевую собственность, а мэрия и застройщик утрачивают права на него (Постановление Президиума ВАС РФ № 11642/11).
Несмотря на то, что эта позиция была сформулирована еще в 2012 году, арендодатели до сих пор начисляют застройщикам задолженность по арендной плате и пени. Правда, суды встают на сторону организаций, указывая, что с момента первой регистрации права собственности на помещение в жилом доме у арендатора прекратилась обязанность по внесению арендной платы за пользование земельным участком под жилым домом.
Важно, что к такому выводу приходят арбитры и в случаях, когда на одном земельном участке строится несколько жилых домов. В этих ситуациях застройщик обязан вносить арендную плату только за ту часть земельного участка, которая не перешла в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения в пользу застройщиков имеются во всех округах. Назовем реквизиты некоторых постановлений:
-
АС МО от 04.09.2019 № Ф05-11869/2019 по делу № А40-302392/2018;
-
АС ЦО от 08.02.2018 № Ф10-153/2018 по делу № А23-8333/2016;
-
АС УО от 14.02.2019 № Ф09-9359/18 по делу № А60-14838/2018 (Определением ВС РФ от 14.06.2019 № 309-ЭС19-7780 отказано в передаче дела на пересмотр);
-
АС СЗО от 28.12.2015 № Ф07-3371/2015 по делу № А56-51801/2014;
-
АС ПО от 25.09.2017 № Ф06-24488/2017 по делу № А55-21396/2016.
Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты
B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:
- Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
- Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
- Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
- Peлигиoзныe opгaнизaции;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
- Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
- Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
- Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
- Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Должны ли собственники квартир в МКД платить земельный налог?
огласно части 3 ст. 401 новой главы 32 НК РФ, …
3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Земельный участок является общим имуществом МКД, но ФНС решило взимать налог за землю при МКД и своим письмом отменило статью 401 НК РФ…
СОБСТВЕННИКИ ЖИЛЬЯ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ ТАКЖЕ ОПЛАЧИВАЮТ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
03 Июля 2015 : TIA
Налогоплательщики региона начали получать единые налоговые уведомления на оплату имущественных налогов.
Не исключением стали и собственники помещений в многоквартирных домах, которые, помимо налога на имущество, уплачивают земельный налог за участок, расположенный под многоквартирным домом.
Это связано с тем, что собственники имущества в многоквартирном доме одновременно признаются и собственниками земельного участка, на котором расположен данный дом, на праве общей долевой собственности (на основании Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом владельцы квартир уплачивают земельный налог в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и данному земельному участку органами Росреестра присвоен кадастровый номер. То есть в случае возникновения объекта налогообложения земельным налогом.
Правоустанавливающими документом на право собственности в отношении доли земельного участка будет являться правоустанавливающий документ о праве собственности на помещение. Учитывая это, налоговые органы могут направить налоговое уведомление на уплату земельного налога не более чем за три предшествующих года.
Исчисление земельного налога осуществляется налоговым органом в отношении доли земельного участка, пропорциональной площади помещения собственника. Ставки земельного налога устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Управления ФНС России по Тверской области
Если вы думаете, что самостийность ФНС на этом закончатся, то ошибаетесь, т.к. основы самостийности кроются в болотности законов РФ принимаемых мешками, сразу в двух чтениях, как это имеет место перед каждым новым годом и перед каждыми летними каникулами.
Принимая и утверждая главу 32 НК РФ, законотворцы забыли, что в России миллионы домовладений, в составе которых миллионы домов на две-три квартиры. Как известно, дом считается многоквартирным, если в его составе две и более квартир.
Собственники этих МКД, с двумя квартирами и более, всегда платили земельный налог.
А начиная с 1992 г. дело дошло до того, что под каждые полдома выделили свой земельный участок, и выдали свидетельства о праве собственности на половину участка как на участок.
В таких условиях освобождение граждан от уплаты земельного налога, с точки зрения ФНС, просто кощунство: коль граждане привыкли платить налог- то зачем лишать их такой приятной привычки?
Нелепости законов, принимаемых мешками, на вес, веселят граждан и вносят приятное разнообразие в однообразие жизни. Вносят до тех пор, пока плата за такие увеселения не очень высока.
- Однако самая справедливая в мире кадастровая стоимость, определяемая по проектам Всемирного банка утверждаемым МЭР РФ, скачет как неподкованная левшами блоха.
- Какие зрелищные ситуации могут возникнуть при таких скачках кадастровой стоимости, приближенной к рыночной на несколько световых лет?
- Трудно предвидеть: многое будет зависеть от цен на водку и от антисанкционных мероприятий по дорожным картам, весьма близким к кадастровым рисункам на песке межевых планов.
Налоговые льготы. Налоговая декларация
Перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога, определен ст. 395 НК РФ. Вместе с тем нормы гл. 31 НК РФ не исключают возможности предоставления отдельным категориям налогоплательщиков льгот по уплате земельного налога (включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [1, п. 2 ст. 387]. По вопросам, связанным с освобождением отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты земельного налога, следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого находится участок, занимаемый многоквартирным домом.
Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, на основании п. 1 ст. 398 НК РФ по истечении налогового периода обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Форма налоговой декларации по земельному налогу и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.
В заключение отметим, что действующая система кадастрового учета находится в стадии становления и не позволяет в полной мере обеспечить налоговые органы сведениями, необходимыми для исчисления земельного налога по земельным участкам, на которых расположены многоквартирные дома. По мнению Минэкономразвития России (Письмо от 01.04.2010 N Д23-1105), в действующее законодательство необходимо внести соответствующие изменения, предусматривающие в том числе установление для органов местного самоуправления возможности обращаться за регистрацией прав на земельные участки под многоквартирными домами в рамках мер, направленных на создание условий для введения местного налога на недвижимость.
Налог На Землю В Многоквартирном Доме В 2021 Году
Как отмечают участники рынка, такая ситуация может происходить из-за неправильной оценки объектов, которые являются налогооблагаемой базой. Их кадастровая стоимость не оптимизирована — зачастую застройщик не размежевывает территорию корректным образом, в итоге под придомовую территорию уходит значительно большая часть.
Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога. Где уплатить? Налоги уплатить можно любым доступным способом: через ЕРИП, отделения и филиалы банков, интернет-банкинг и инфокиоски, почтовые отделения, сельские или поселковые Советы, в самой налоговой инспекции. В садоводческих товариществах и гаражных кооперативах можно заплатить сборы соответствующим уполномоченным лицам.
Речь зашла об уплате земельного налога застройщиком многоквартирного дома. Он возводит дом в соответствии с требованиями Федерального закона от 30. Возведение дома производится на земельном участке, принадлежащем застройщику на праве собственности. Согласно п. На основании п. В силу п. Общим имуществом, на основании ЖК РФ, признаётся, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Согласно пп. Ну и, собственно говоря, вопрос: после указанной выше регистрации права собственности первого участника долевого строительства на имущество в доме может ли застройщик не платить налог на имущество за земельный участок под домом?
В правительстве, министерствах и на уровне экспертов тема земельного налога с владельцев помещений в многоквартирных домах обсуждалась давно, и 2014 год стал переломным.
Поскольку в указанном году значительно увеличилась кадастровая стоимость участков, от которой зависит величина платежей, это привело к возрастанию налогового бремени на покупателей жилья.
А так как им приходится уплачивать ещё и налог на имущество, сумма становится слишком большой.
В связи с указанной и рядом других причин первоначально рассматривалось решение ввести единый налог на любую недвижимость, но законотворцы предпочли остановиться на отмене земельного налога для владельцев квартир.
С 1 января 2015 года в силу вступил ФЗ №284 от 4.10.2014 «О внесении изменений» в некоторые условия Налогового кодекса. В частности, п.6 ст.
398 НК отныне утверждает, что участки под многоквартирными домами не считаются объектом для налогообложения.
Согласно ст. 37 ЖК, доли в праве собственности на общий участок пропорциональны площади квартиры.
При этом судьба общедомового имущества связана с судьбой указанного помещения, так что выделить долю в натуре и продать её собственник не сможет.
Казалось бы, всё на первый взгляд просто: есть квартира, её владелец и часть земельного надела под домом, который нетрудно вычислить, зная площадь помещения.
Сложности начинаются с момента прохождения регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК, право на землю должно быть зарегистрировано. Участок под многоквартирным домом отдельно не оформляется, достаточно зарегистрировать в ЕГРП помещение. Но подтвердить право общей долевой собственности всё-таки нужно.
С момента появления налога не был определён исполнительный орган, который бы занимался установкой долей, приходящихся на каждого участника долевой собственности и отправлял бы информацию в налоговую. Кроме того, владельцы квартир меняются, и эти сведения также кто-то должен своевременно сообщать.
Следовательно, в связи с невозможностью получать объективную и актуальную информацию о налоговой базе и плательщиках, отмена земельного налога для владельцев жилья в многоквартирных зданиях была правильным решением. Отныне им придётся вносить только установленные платежи на имущество, но стоимость земельного участка при этом будет входить в стоимость квартиры.
Изменения 2021 по земельному налогу
В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.
Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.
Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.
А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.
После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
- не позднее 1 марта — годовой платеж;
- до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.
Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.
Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:
- чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
- досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.
Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.
Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.
Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.
Коды бюджетной классификации на 2021 год. Земельный налог
С момента появления налога не был определён исполнительный орган, который бы занимался установкой долей, приходящихся на каждого участника долевой собственности и отправлял бы информацию в налоговую. Кроме того, владельцы квартир меняются, и эти сведения также кто-то должен своевременно сообщать.
Следовательно, в связи с невозможностью получать объективную и актуальную информацию о налоговой базе и плательщиках, отмена земельного налога для владельцев жилья в многоквартирных зданиях была правильным решением. Отныне им придётся вносить только установленные платежи на имущество, но стоимость земельного участка при этом будет входить в стоимость квартиры.
Здесь всё просто. Если недвижимость поставлена на кадастровый учёт, значит, у неё определена кадастровая стоимость. Право собственности при этом должно иметь государственную регистрацию. При совпадении указанных условий квитанция на уплату налога точно придёт. В случае сомнений можно узнать требуемые сведения в территориальном отделении Росреестра или на его официальном сайте в разделе «Справочная информация».
Сумма налога зависит от трёх величин: ставки, площади квартиры и кадастровой стоимости надела под домом, установленной на 1 января расчётного года. Согласно ст. 394 НК, ставка для земель жилищного фонда составляет 0,3%, хотя власти регионов вправе её уменьшить (но не увеличить). Площадь квартиры неизменна и указана в документах, а вот относительно кадастровой стоимости у жильцов иногда возникают вопросы. Узнать интересующую цифру можно на сайте Росреестра либо в региональном отделении этой организации, но как выяснить, правильно ли она рассчитана?
К примеру, при постановке дома на учёт границы придомовой территории могли быть установлены неточно, что приводит к уменьшению или увеличению его кадастровой стоимости. Такие случаи нередки.
Кроме того, в 2014 году после переоценки земельных наделов налогоплательщики обнаружили, что вновь установленная кадастровая стоимость существенно превысила рыночную. Разумеется, это не лучшим образом сказалось на сумме налога: в некоторых регионах цифра в новой квитанции в несколько раз превысила величину ранее уплаченных.
Ещё один момент, вызывающий критику экспертов на рынке жилья – это способ формирования кадастровой стоимости надела под многоквартирным домом. Очень часто в качестве аналога для оценки берутся участки, которые только подлежат застройке. Но, несмотря на одинаковый вид разрешённого использования, земля под строительство стоит дороже, поскольку за её покупку идёт конкурентная борьба между застройщиками.
Согласно п. 3 ст. 66, кадастровая стоимость должна быть аналогична рыночной, поэтому в случае сомнений относительно этой цифры и зависящей от неё суммы налога жильцы могут её оспорить. Это удастся сделать в досудебном порядке, согласно ст. 24.19 ФЗ № 153 «Об оценочной деятельности», предоставив в Росреестр пакет документов, среди которых кадастровый паспорт, правоустанавливающие бумаги и отчёт от независимого оценщика по определению действительной рыночной стоимости имущества.
Если документы не примут или предложат новые данные, не совпадающие с оценкой независимого специалиста, придётся обращаться в суд (ст. 24.18 ФЗ №153). Это единственный законный способ отстоять свою правоту и уменьшить налоговое бремя.
Здесь возможны варианты: ТСЖ или сами собственники. Если создано ТСЖ, то оно платит налог как юридическое лицо, а жильцы компенсируют ему эти выплаты. Организация сама рассчитывает налог, исходя из установленной ставки и кадастровой стоимости, и распределяет его между собственниками.
Если ТСЖ не учреждено, каждый владелец квартиры или других помещений в доме платит налог в индивидуальном порядке, получая квитанцию с реквизитами для перечисления денег. При этом владельцы квартир, купленных в ипотеку, также должны вносить налоговые платежи, поскольку жильё, находясь в залоге у банка, всё-таки является их собственностью.
Перечень льготников по этому налогу указан в ст. 395 НК. В основном это юридические лица, например, учреждения уголовно-исполнительной системы, благотворительные организации, религиозные, некоторые промышленные компании с особым статусом. Никаких льготных условий для ТСЖ не предусмотрено.
Что касается физических лиц, то на земельный налог под многоквартирными домами льготы есть только у коренных жителей Крайнего Севера. Они освобождаются от платежа, так как используют землю для сохранения и поддержания своих культурных традиций. Других федеральных льготников нет, но НК предусматривает возможность налогового вычета в размере 10000 рублей от кадастровой стоимости участка. Право на такую поблажку имеют ветераны и инвалиды, герои Советского Союза и России, некоторые другие категории граждан.
Список льготников может быть расширен в каждом конкретном регионе. Поскольку земельный налог имеет статус местного, нюансы его начисления и уплаты регулируются местными властями, а они вправе предусмотреть льготы, к примеру, для пенсионеров, ветеранов труда, многодетных семей и т. д. Узнать полный список можно в местном отделении налоговой инспекции. Чтобы воспользоваться правом на льготу, нужно написать заявление, а нему приложить необходимые документы.
Земельный налог на участок под многоквартирным домом в нашей стране существовал почти 10 лет, но не прижился из-за сложностей с формированием налоговой базы и некоторых других причин. В основном он коснулся жителей новостроек, поскольку регистрация объектов недвижимости и права собственности в данном случае происходит по нормам современного законодательства. Зато многие старые дома за время существования закона так никто и не поставил на кадастровый учёт, и фактически владельцами земли являются муниципалитеты. Жильцы перечисляют им арендные платежи и порой не догадываются, что придомовую территорию разрешено оформить в собственность.
Отмена земельного налога не означает, что обладание соответствующей недвижимостью останется без внимания налоговых органов. Жилищный кодекс причисляет участок под зданием к общедомовому имуществу, которое находится в долевой собственности у жильцов и не может быть отчуждено. Следовательно, его стоимость входит в стоимость квартиры, за которую владельцы платят имущественный налог.
Единый налог на недвижимость, который не был утверждён в 2015 году, всё-таки планируется принять в 2018. Исчисляться он будет также из величины кадастровой стоимости, поэтому эксперты рекомендуют до указанного времени решить все спорные вопросы по этой цифре, чтобы избежать лишних налоговых выплат в дальнейшем.
Земельный налог на участок под домом – ситуация 2015 года
В правительстве, министерствах и на уровне экспертов тема земельного налога с владельцев помещений в многоквартирных домах обсуждалась давно, и 2014 год стал переломным. Поскольку в указанном году значительно увеличилась кадастровая стоимость участков, от которой зависит величина платежей, это привело к возрастанию налогового бремени на покупателей жилья. А так как им приходится уплачивать ещё и налог на имущество, сумма становится слишком большой.
В связи с указанной и рядом других причин первоначально рассматривалось решение ввести единый налог на любую недвижимость, но законотворцы предпочли остановиться на отмене земельного налога для владельцев квартир. С 1 января 2015 года в силу вступил ФЗ №284 от 4.10.2014 «О внесении изменений» в некоторые условия Налогового кодекса. В частности, п.6 ст.398 НК отныне утверждает, что участки под многоквартирными домами не считаются объектом для налогообложения.
Земля под многоквартирным домом налог 2022
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Налог на землю под многоквартирным домом
До 2015 года земли под частными и многоквартирными жилыми строениями облагались земельным налогом. В последнем случае расчет налога предполагал предварительное выделение долей владельцев квартир в земельном наделе под общим домовладением. Доля каждого собственника определялась в пропорции площади квартиры в доме к общей площади здания — чем больше квадратура находящейся в собственности недвижимости, тем больше надо было платить налог на землю. При этом по долям, которые приходятся на неприватизированные квартиры, налогоплательщика не было, так как эти помещения находятся в муниципальной собственности.
С начала 2015 года алгоритм налогообложения земель под жилой недвижимостью изменился – появилась норма, освобождающая от налогообложения земли, являющейся составной частью общего имущества многоквартирного дома (закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Это означает, что налог на общее имущество многоквартирного дома в части земельного участка под домом не начисляется в отношении владельцев комнат, квартир и иных помещений в МКД.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ общее имущество многоквартирного дома включает в себя:
помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания нескольких квартир (речь идет о лестницах, лестничных площадках, чердаках, коридорах, подвалах и помещениях, отведенных под инженерные коммуникации);
помещения, находящиеся в доме, которые не принадлежат никому из собственников квартир и используются для удовлетворения социально-бытовых нужд жильцов;
ограждения, несущие конструкции, оборудование для обеспечения доступа к инфраструктуре здания лиц с инвалидностью, механическое, санитарное и электрооборудование;
земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, включая придомовую территорию, занятую объектами озеленения, стоянками, детскими площадками и другими элементами благоустройства.
Перечисленные объекты принадлежат владельцам квартир на праве общей долевой собственности. При этом земельный налог на общее имущество многоквартирного дома платить не надо.
Причины освобождения участков земли под многоквартирными домами от налогообложения приведены в письме Минфина от 10.12.2014 г. № 03-05-04-02/63602. Владелец квартиры после выделения доли его собственности в земельном участке под МКД не наделяется правом самостоятельного распоряжения таким активом, он не может отчуждать его по собственной инициативе или производить выдел своей части земли в натуре (п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Налоговый орган исчисляет налоговые обязательства по расчетам физических лиц с бюджетом по земельному налогу только на основании данных из государственного кадастра и базы ЕГРН. Но на практике в подавляющем большинстве МКД официально не выделены доли владельцев квартир в земельном наделе под зданием, что препятствовало определению размера земельного налога. При этом законодательно не прописан алгоритм привлечения к ответственности владельцев квартир за отсутствие выделенных земельных долей, как нет и государственного органа, который бы специализировался на работе с собственниками помещений в МКД в отношении земельных территорий, относящихся к конкретному домовладению. Все эти факторы в комплексе и легли в основу решения об отмене земельного налога для владельцев квартир в МКД.
Что касается компаний-застройщиков, то, согласно разъяснениям ФНС в письме от 15.08.2017 № ЗН-4-21/16064@, их обязанность по уплате земельного налога в отношении участка под МКД прекращается с момента перехода этого участка к собственникам помещений дома в общую долевую собственность (с момента регистрации права собственности на любое из помещений первым из собственников).
Подскажите, пожалуйста, обязаны ли собственники многоквартирного дома платить налог на придомову территорию, стоящую на кадастровом учёте? А в случае изменения границ (увеличения площади) участка по желанию собственников? Спасибо.
Добрый вечер, Иван!
Территория земельного участка, непосредственно находящаяся под МДК, не облагается налогом на землю. А вот придомовая территория, на которой расположены детские площадки, парковки и т.д., зарегистрированные в регпалате, то есть поставлены на кадастровый учет, облагается налогом. Изменение границ также фиксируется в регпалате. И с момента внесения изменений облагается налогом и увеличение площади придомовой территории.
А как тогда понимать это:
Придомовая территория многоквартирного дома не облагается налогом на имущество
Опубликована информация ФНС, которая напоминает: с 1 января 2015 года уплата земельного налога собственниками помещений многоквартирного дома за земельный участок, входящий в состав общего имущества данного дома, не производится.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не являются объектом налогообложения по земельному налогу. Данная норма вступила в силу с 1 января 2015 года.
Обращаем внимание, что к общему имуществу многоквартирного дома относятся:
помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в т.ч. межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, технические подвалы;
иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий спортом; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.Раньше собственник помещения многоквартирного дома являлся налогоплательщиком земельного налога за долю земельного участка под многоквартирным домом.
С 1 января 2015 года уплата земельного налога собственниками помещений многоквартирного дома за земельный участок, входящий в состав общего имущества данного дома, не производится.
А теперь — о новациях, которые произошли в нынешнем году с уплатой земельного налога. «Одна из новелл нового закона — теперь земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, — поясняет Дмитрий Гордеев. — Раньше такого изъятия не было».
Именно потому многие наши читатели, живущие в собственных квартирах в многоквартирных домах, с удивлением обнаружили осенью в своих почтовых ящиках квитки из налоговой службы с предложением заплатить налог за участок под общим домом.
Правда, по мнению эксперта, не стоит рассматривать это решение законодателей, освободивших граждан-собственников от необходимости платить земельный налог за свою долю в «общем» участке, как щедрость государства. Единственное, что можно констатировать, это то, что государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом».
Надо ли платить земельный налог на общедомовое имущество — земельный участок многоквартирного дома
При решении вопроса о регистрации права собственности на
на общедомовое имущество в виде земельного участка останавливает земельный налог, возникает вопрос: надо будет платить земельный налог?
Во-первых, запомните: п. 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
По общему правилу, собственники помещений признаются налогоплательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, данному земельному участку присвоен кадастровый номер.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Как рассчитывается налог на одно-, двух- и трехэтажный дом?
Итоговая сумма к оплате полностью зависит от налоговой базы. Для частного дома это будет стоимость объекта. Именно цена жилища, которую установил государственный кадастровый орган, определяет конечный размер налога. Никакие другие параметры (высота, этажность, наличие мансарды и пр.) на него не влияют.
Тем не менее конкретный расчёт будет зависеть от региона, в котором расположен дом. Речь идёт не только о конкретной ставке. Алгоритм вычисления определяется системой подсчётов, применяемой в конкретном субъекте РФ — на основе кадастровой или инвентаризационной стоимости.
К 2020 году все регионы страны должны перейти на кадастровую систему подсчёта налога. Тем не менее на данный момент 11 субъектов РФ продолжают рассчитывать имущественную пошлину на базе инвентаризационной стоимости.