Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Плановая проверка исполняется согласно регламенту работы инспекции по охране труда. Положение, регулирующее защиту прав фирм и ИП во время контроля, прописано в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Первая плановая проверка может проводиться только спустя три года с момента регистрации юрлица, ИП или уведомления органов власти о начинании новой хозяйственной деятельности. Ее можно проводить не чаще чем один раз в три года (кроме перечисленных в законе областей).
Как регулируется порядок проверки
Внеплановые также отображаются в годовом плане. Их можно проводить чаще чем плановые — по вышеизложенным причинам.
Остались вопросы?
Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!
Предписание государственного инспектора труда
Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, вместе с актом проверки составляется предписание государственного инспектора труда.
В данном документе могут указываться такие требования, как:
- необходимость совершения конкретных действий в целях ликвидации выявленных нарушений;
- восстановление прав сотрудников;
- необходимость наказания или отстранения от должности сотрудников, допустивших нарушения, и др.
Дополнительно, если нарушение имеет признаки административного правонарушения, инспектор труда составляет соответствующий протокол.
На осуществление действий, перечисленных в предписании, работодателю дается определенный промежуток времени. По истечении данного срока инспектор труда проводит еще одну, внеплановую проверку, на которой работодатель должен сообщить о выполнении положений предписания.
За неисполнение указанных требований инспектор труда привлекает работодателя и его должностных лиц (далее — ДЛ) к административной ответственности в виде штрафа по ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ:
- на ДЛ — от 30 000 до 50 000 руб. (или в виде дисквалификации на период от 1–3 лет);
- для ИП — от 30 000 до 50 000 руб.;
- для организаций — от 100 000 до 200 000 руб.
Если работодатель не согласен с обнаруженными нарушениями или считает, что предписание было составлено некорректно (например, отсутствует ссылка на норму права, которая была нарушена, и т. д.), он может оспорить данный документ путем подачи жалобы вышестоящему руководителю инспектора, главному инспектору труда или в суд (ст. 361 ТК).
Обязанности государственных инспекторов труда
Инженер по охране труда и технике безопасности
Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.
Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:
- инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
- при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
- назначать штраф при необходимости;
- составлять протокол;
- заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.
Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.
Проведение проверки государственным инспектором по охране труда
С целью организации и осуществления соответствующего надзора на государственном уровне квалифицированные специалисты осуществляют следующие виды проверок:
- внеплановую;
- плановую.
Основной задачей проведения проверок считаются выявление фактов полного соответствия заявленным требованиям российского законодательства, выполнение всех имеющихся предписаний, а также устранение нарушителей с дальнейшим привлечением к ответственности.
Внеплановая проверка может быть инициирована на основании:
- завершение срока действия ранее предоставленного предписания специалистами регионального представительства трудовой инспекции о необходимости устранить выявленные нарушения для обеспечения максимальной безопасности на территории предприятия;
- получение жалоб или прочих сообщений об имеющихся нарушениях у конкретного работодателя.
Важно! Подобного рода проверки могут официально на законных основаниях проводиться в максимально сжатые сроки, причем с уведомлением иных уполномоченных государственных органов (к примеру, прокуратуры) в четко оговоренном порядке, без предварительного согласования с непосредственным работодателем.
Государственный надзор и контроль
Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Действия специалиста по охране труда при вступлении в силу профстандарта
Основополагающим действием специалиста по охране труда является пересмотр своей должностной инструкции в связи с вступившим в силу новым профстандартом. При актуализации должностной инструкции необходимо обратить особое внимание на функции, где необходимо расписать их в зависимости от уровня квалификации в профстандарте,
Также значительной корректировке подлежит раздел с обязанностями. В данном случае появилась легальная возможность уйти от лишних обязанностей, которыми специалисты по охране труда занимались ранее. Для этого должностную инструкцию необходимо подвести под формулировки профстандарта, без выхода за его рамки. Если все же дополнительными обязанностями работодатель пытается вас нагрузить, то можно поступить следующим образом:
- через формализованную процедуру (служебную записку, пояснительную записку, рапорт и т.д.) поднять вопрос о расширении штата работников по охране труда, в случае отказа – об увеличении заработной платы за дополнительные обязанности;
- обратиться в службу корпоративного надзора и через внеплановую проверку с выявленным нарушением несоответствия уровню квалификации получить предписание с последующим устранением данного замечания.
Все должны понимать, что чем выше уровень квалификации, тем выше должен быть уровень компетенции, стажа работы и знаний по стратегии управления профрисками в организации.
Федеральная инспекция труда. Принципы деятельности, права и обязанности государственных инспекторов труда
- Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
- Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
- Основными принципами деятельности являются:
- ♦ обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- ♦ обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
- ♦ обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
- ♦ доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
- В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
- ♦ в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;
- ♦ осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
- ♦ получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
- ♦ давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- ♦ изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
- ♦ направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- ♦ расследовать несчастные случаи;
- ♦ запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
- ♦ выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
- ♦ составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
- ♦ выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Обязанности государственных инспекторов труда.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
Основные права и обязанности государственных инспекторов труда
Основные права и обязанности государственных инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Что такое Федеральная трудовая инспекция
Российское государство контролирует отдельные сферы жизни с помощью федеральных агентств. Одним из таких специально созданных подразделений Министерства труда является федеральная служба по труду и занятости. Она действует через структуру региональных инспекций труда, которые есть в каждом субъекте федерации. Главной задачей этих органов является защита прав официально трудоустроенных россиян и проверка повсеместного следования законодательным нормам.
Что такое трудовая инспекция? Это региональное «представительство» Федеральной службы по труду и занятости, которое выполняет её функции на местах. Очевидно, что одно агентство не справилось бы с защитой 72 миллионов официально трудящихся россиян. Поэтому в каждом регионе есть собственная инспекция труда.
Статистика показывает, что у этих органов довольно много работы. По итогам 2017 года инспекции по всей стране приняли 465 656 обращений граждан (за 2018 год данные пока не опубликованы). Самыми частыми причинами обращений являются:
Важно
Следует понимать, что это не профсоюзная, а государственная, бюджетная организация. Её деятельность строго подчинена законодательству, а основная цель — обеспечение трудовых прав, регулирование отношений предпринимателей, организаций и трудоустроенных у них граждан.
На специалиста по охране труда возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Участие в организации и координации работ по охране труда в организации.
2.2. Участие в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда.
2.3. Участие в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации.
2.4. Осуществление контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда.
2.5. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.6. Осуществление контроля за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания.
2.7. Осуществление контроля за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты.
2.8. Выявление потребности в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проведение вводного инструктажа, осуществление контроля за проведением инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда.
2.9. Участие в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проведение оценки эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач.
2.10. Разработка предложений по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
2.11. Осуществление контроля за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
2.12. Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организация взаимодействия членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке.
2.13. Участие в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, осуществление контроля за работой по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
2.14. Организация и участие в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам.
2.15. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы.
2.16. Организация работы по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке.
2.17. Проведение анализа организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда.
2.18. Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.
2.19. Участие в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда.
2.20. Совместно с другими структурными подразделениями организации участие в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков.
2.21. Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников.
2.22. Составление и предоставление отчета по установленной форме.
2.23. [Другие должностные обязанности].
Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, ответственный за охрану труда и промышленную безопасность, — зависит от таких условий, как численность персонала, специфика производства и наличие либо отсутствие вредных факторов и т. д. Для определения необходимого количества сотрудников можно воспользоваться рекомендациями Межотраслевых нормативов…, утв. Постановлением Минтруда РФ 22.01.2001 № 10. Они содержат конкретные показатели по необходимой штатной численности по отдельным выполняемым службой ОТ функциям, что весьма удобно для расчетов.
В качестве рекомендации приведем следующую информацию:
- если работников менее 50 человек, вопросами ОТ может заниматься сам работодатель. Также обязанности инженера охраны труда и техники безопасности может выполнять назначенный его приказом сотрудник (прошедший обучение на инженера по безопасности труда, согласно Порядку обучения по ОТ…, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29). Также руководитель может обратиться за помощью в аккредитованную организацию, предоставляющую такие услуги;
- если на предприятии от 50 до 700 человек, не занятых на тяжелых и вредных работах, полагается один инженер по технике безопасности и охране труда;
- больше 700 человек — организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек) (п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов…, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (ред. от 12.02.2014)).
Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда
357 Трудового Кодекса РФ.
Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.
ГИТ имеет определенные полномочия.Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:
- Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.
Обязанности государственных инспекторов труда
Специалист по охране труда и технике безопасности
Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.
Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:
- инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
- при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
- назначать штраф при необходимости;
- составлять протокол;
- заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.
Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.
ВНИМАНИЕ! Деятельность трудовой инспекции должна осуществляться строго в соответствии с законодательством.
В перечень документов, касающихся работы трудовой инспекции, входит несколько наименований:
- Статья 353 (часть 1) Трудового кодекса РФ.
- Постановление Правительства №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».
- Постановление Правительства №156 «Вопросы федеральной службы по труду….».
- Федеральные законы 294 и 59.
- Приказ Роструда №211, в нем даются указания на регламент службы.
- Конвенция Международной организации труда №81. В России она ратифицирована была в 1998 году.
Акты государственного инспектора труда
Утвердить прилагаемые формы актов государственного инспектора труда: предписание: об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан (приложение 1); о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций (приложение 2); о запрещении (приостановлении) эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования и деятельности организации в целом (приложение 3); протокол об административном правонарушении (приложение 4); постановление по делу об административном правонарушении (приложение 5); постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложение 6) [2, ст.333].
Руководителям территориальных органов Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан ознакомить государственных инспекторов труда с утвержденными формами актов государственного инспектора труда и принять необходимые меры по неукоснительному их исполнению.
Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в официальных средствах массовой информации в установленном законодательством порядке [51].
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б..