Субъекты и объекты социальной защиты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты социальной защиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Дети относятся к отдельной группе населения, которые могут нуждаться в особой помощи. Речь идет о детях с серьезными проблемами со здоровьем или дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации: неблагополучная семья, дети без родителей, инвалиды и т.д.
Детей-инвалидов принято называть «дети с ограниченными возможностями» чтобы не ранить их психику. Заболевания таких маленьких людей могут нести абсолютно различный характер ограниченности: физической, психологической, интеллектуальной. Очень часто такие дети имеют ограниченные или неблагополучные семьи, что послужило причиной их врожденной или приобретенной неспособности. В сфере социальной защиты определили несколько категорий заболеваний таких детей, по которым их характеризуют:
- дети с нарушениями речи;
- глухие и слабослышащие;
- умственно отсталые, аутисты;
- с проблемами опорно-двигательного аппарата;
- слепые и плохо слышащие.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.
Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;
— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;
— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;
— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;
— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.
Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.
Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.
Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.
В апреле 2017 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в дискуссии «Развилки и перспективы развития социальной политики» в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проходящей в Высшей школе экономики 11-14 апреля.
В обсуждении участвовали эксперты, занимающиеся вопросами пенсионного обеспечения, доходов населения, занятости и трудовых отношений, социального обслуживания населения и др.
Глава Минтруда России Максим Топилин отметил необходимость сохранения страховых принципов в системе социального обеспечения в России, в том числе в пенсионной системе.
В 2012 году Правительством утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Она исходит из того, что нам нужно двигаться по пути развития страховых инструментов, страховых институтов, что мы и делаем. Усиление страховых принципов – ключевое направление.
В последние годы была серьезно снижена зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. Если в 2012-2013 годах не были бы приняты меры по сбалансированности Пенсионного фонда, по уходу от зависимости от трансфертов, то сегодня такого результаты не было бы. В 2012 году трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 3,1% ВВП, в 2016 году – 2,5% ВВП. Прогноз на 2017 год – 2,5% ВВП, на 2018 год – 2,3%, на 2019 год –2,2% ВВП.
Одним из вызовов для России Министр назвал демографическую ситуацию. «В последний год мы видим не радующие нас тенденции по рождаемости. Это прогнозировалось. По оценкам демографов, мы должны были прийти в зону сокращения рождений два-три года назад. Но вопреки всем демографическим прогнозам этого не происходило. Считаем, что сработали меры, которые мы принимали по поддержке семей, прежде всего, меры, направленные на стимулирование рождаемости»,[31] – сказал Министр.
Сейчас необходимо разработать дополнительные меры по поддержанию уровня рождений, чтобы не скатиться в 2006-2007 годы, когда рождалось чуть более 1,3-1,4 млн детей в год. Число женщин в репродуктивном возрасте уже не первый год снижается, и нужно этим тенденциям попытаться противостоять. Предотвратить серьезное сокращение рождений можно дополнительными мерами. Это показывает практика. На протяжении 2006-2015 годов постоянно дополнялись меры поддержки семейной политики новыми и новыми инструментами – материнский капитал, пособия, в том числе на третьего ребенка, детские сады.
Эффективным инструментом поддержки семьи, в том числе доходов, является организация яслей для детей от полутора до трех лет. Было бы целесообразно подумать над тем, чтобы программу по детским садам расширить до полутора лет, потому что мама должна работать. Многие регионы этим занимаются.
Министр также отметил, что семьи необходимо поддерживать прежде всего с точки зрения занятости.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Изначально лицам, заинтересованным в получении государственной соцпомощи, стоит ознакомиться с перечнем услуг, возможных к предоставлению.
Следующим этапом станет сбор документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, особый социальный статус и нуждаемость в поддержке за счет бюджетных средств.
Гражданам пожилого возраста, имеющим различные заболевания, которые не позволяют произвести сбор необходимых документов, на безвозмездной основе может быть оказана помощь со стороны органов соцзащиты населения и социальных работников.
Заявление с просьбой предоставить господдержку может быть передано в соответствующий орган лично либо через представителя. О принятом решении заявитель будет уведомлен в письменном виде.
Информацию о том, как получить социальную помощь, гражданам необходимо узнавать в органах исполнительной власти регионов в сфере соцзащиты населения либо в отделах соцзащиты населения по месту жительства, подведомственных данным органам.
Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции
Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.
Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.
Основные принципы соц. защиты:
Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.
Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.
Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.
К основным экономическим методам можно отнести следующие:
1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.
3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
На уровне органов власти субъектов федерации, также принимаются различные нормативно – правовые акты, регулирующие отношения в области организации и осуществления социальной защиты населения на территории муниципальных образований, так в Кемеровской области к таким нормативно-правовым документам можно отнести:
- Закон Кемеровской области №25 от 14.02.2005 «О социальной поддержке инвалидов»;
- Постановление Коллегии АКО от 14.05.2013 №200 О создании областной комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Кемеровской области;
- Распоряжение Коллегии АКО от 12.07.2016 №275-р Об определении уполномоченных органов исполнительной власти Кемеровской области, ответственных за реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2021 годы и комплексной;
- Распоряжение Коллегии АКО от 15.05.2013 №389-р О мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и другие.
Таким образом, система нормативно – правового регулирования организации органами муниципального управления социальной защиты населения, представляет собой иерархическую структуру, в основании которой лежит Конституция РФ. Федеральные и региональные законы, а также иные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, являются основой, определяющей способы и инструменты организации социальной защиты населения местными органами самоуправления в муниципальном образовании.