Единый сельскохозяйственный налог: кому подойдёт и как перейти
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый сельскохозяйственный налог: кому подойдёт и как перейти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году действует так называемый переходный период: предприятия и индивидуальные предприниматели сами решают, будут ли перечислять платежи в бюджет по-старому, то есть, как и в прошлые годы, отдельными платежками по КБК налогов, или перейдут на новую систему.
Чтобы перейти на единый сельскохозяйственный налог, нужно сделать следующее:
- проверить, соответствует ли компания критериям для перехода на сельхозналог;
- направить в ИФНС уведомление о решении применять спецрежим;
- начать использовать ЕСХН.
Уведомление нужно заполнить по специальной форме 26.1-1 (КНД 1150007), регламентированной Приказом Минфина РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@. В нем указываются следующие данные:
Строка или поле | Данные от налогоплательщика |
---|---|
В верхней части |
ИНН и КПП (индивидуальные предприниматели заполняют только ИНН). |
Признак заявителя (код) | Расшифровка кодировки указана в нижней части документа. Ставится:
|
Наименование | Название компании или ФИО предпринимателя. |
Переходит на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей |
|
Доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции… | Указывается только теми налогоплательщиками, которые переходят с иного режима налогообложения. Иными словами, кто указал «3» в поле «Признак заявителя». |
Остальная информация заполняется обычным образом, как в декларациях и иных формах заявлений. Для этого нужно указать:
|
Заявление о переходе на уплату ЕСХН в налоговый орган не представлено
Если налоговики не извещены о переходе организации на уплату ЕСХН, они вполне могут посчитать, что она не воспользовалась правом на переход на специальный налоговый режим, и доначислить налоги по обычной системе налогообложения. Арбитры, со своей стороны, вполне могут поддержать налоговиков. Пример — Постановление ФАС ВВО от 28.06.2010 N А82-11616/2009-99: общество, не представив в налоговый орган заявление, не выполнило условия для возможности применения специального режима налогообложения в виде ЕСХН, поэтому право перехода на него в рассматриваемый период у общества не возникло. При таких обстоятельствах налоговый орган оспариваемым решением правомерно сообщил обществу о необходимости применять общепринятую систему налогообложения.
В то же время, если организация не представила в налоговый орган соответствующее заявление, но налоговики принимали сдаваемые ею налоговые декларации по ЕСХН, налогоплательщик вполне может рассчитывать на поддержку судей. Так, ФАС СКО указал: переход на уплату ЕСХН носит не разрешительный, а уведомительный характер, поэтому неполучение налоговым органом заявления налогоплательщика о переходе на уплату ЕСХН не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на применение специального режима налогообложения и возникновении у него обязанности уплачивать налоги по общей системе. При этом, как следует из материалов дела, желание предпринимателя применять систему налогообложения в виде ЕСХН с момента его регистрации было выражено: налогоплательщик представлял соответствующие расчеты и декларации. В свою очередь, налоговая инспекция открыла предпринимателю лицевой счет по ЕСХН, выставляла требования о его уплате, проводила камеральные налоговые проверки деклараций по ЕСХН, осуществляла действия по бесспорному взысканию задолженности по ЕСХН за период 2007 — 2009 гг. Замечания по результатам камеральных проверок налоговых деклараций инспекцией не представлены (Постановление от 04.02.2011 N А01-2192/2009).
Подтверждает изложенное и арбитражная практика, сложившаяся в отношении организаций, применяющих УСНО (о переходе на данный спецрежим налоговый орган также должен быть извещен в установленные сроки). Вновь зарегистрированное общество не представило в налоговый орган заявление о переходе на УСНО. По мнению ФАС ЗСО, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа обществу в выборе специального режима налогообложения, поскольку воля общества применять УСНО была известна налоговой инспекции (на протяжении 2006 г. оно представляло, а инспекция принимала у него налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО). Более того, инспекторы проводили камеральные налоговые проверки указанных деклараций, по результатам которых нарушения налогового законодательства со стороны общества не были выявлены, равно как и не устанавливалось неправомерное применение им УСНО. Уплачиваемый обществом в течение 2006 г. единый налог по УСНО налоговая инспекция учитывала соответствующим образом на лицевом счете налогоплательщика (Постановление от 03.05.2011 N А46-2550/2010).
С «упрощенки» на ЕСХН
Согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСНО, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Обратите внимание: в уведомлении об отказе от применения УСНО налогоплательщик не указывает, на какой именно режим налогообложения он переходит. Таким образом, организация вполне может перейти с УСНО на уплату ЕСХН с начала нового года. При этом не позднее 20 декабря необходимо представить в налоговый орган заявление о переходе на уплату ЕСХН и не позднее 15 января — уведомление об отказе от применения УСНО. Предположим, организация подала в налоговый орган только заявление о переходе на уплату ЕСХН. Такую ситуацию рассмотрел ФАС ДВО (Постановление от 21.10.2009 N Ф03-5405/2009) и решил: поскольку переход на уплату ЕСХН носит уведомительный характер, непредставление сообщения о прекращении применения УСНО не может служить основанием для отказа в признании права общества на переход на уплату ЕСХН.
Рекомендуемая форма уведомления (форма 26.2-3) приведена в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@.
Кто может работать на ЕСХН
ЕСХН — это единый сельхозналог. Его могут применять компании и ИП, которые работают в сельском хозяйстве или оказывают Услуги сельхозпроизводителям, например подготавливают поля или убирают урожай.
Для работы на ЕСХН предприниматели-сельхозпроизводители должны соответствовать двум условиям:
- не менее 70% выручки — доход от продажи улова или произведенной сельскохозяйственной продукции;
- не более 300 сотрудников рыболовецкого производства в течение последних двух календарных лет. Промысел ведется на собственных или зафрахтованных судах.
Предприниматели, которые оказывают сельхозпроизводителям вспомогательные услуги, могут применять ЕСХН при таких условиях:
- услуги оказаны в области растениеводства и животноводства и соответствуют коду 01.6 по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности — ОКВЭД;
- доля дохода от реализации вспомогательных услуг сельхозпроизводителям — не менее 70% общего дохода от реализации за год.
ИП должен постоянно контролировать соотношение между доходами от продажи сельхозпродукции и общим объемом выручки. Это не всегда просто, поэтому многие предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, выбирают схожий льготный режим — УСН «Доходы минус расходы». На упрощенке нет таких ограничений по видам деятельности.
Не могут применять ЕСХН предприниматели, которые производят подакцизные товары, даже если соблюдаются условия из списков выше. Исключение — сельхозпроизводители винограда и вин из него. Так, если ИП делает вино из своего винограда, то может применять ЕСХН, а если из покупного винограда — применять ЕСХН нельзя.
Заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
С 1 января нового года налоговый сбор будет рассчитываться уже по специальным тарифам. Созданные организации и зарегистрированные ИП подают заявление не позднее 30 дней (календарных) со дня регистрации.
Скачать для просмотра и печати:
Переходить на облегчённую систему налогообложения могут следующие категории:
Чтобы попасть в категорию сельхозпроизводителей, ИП или ООО должны соответствовать трём критериям:
- Производство.
- Переработка.
- Реализация продукции.
Отсутствие даже одного из приведённых факторов может послужить поводом для отказа при переходе.
При этом существуют и другие ограничения. Например, перевод предприятия на новый режим уплаты налогов невозможен в таких случаях:
- организация занимается выпуском товаров, облагаемых акцизным сбором: табачная продукция, спиртосодержащие напитки;
- компании, занимающиеся игорным бизнесом.
Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:
- Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
- Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
- Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
- По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.
На сегодняшний день по-прежнему остается открытым вопрос выгодности ЕСХН. С одной стороны замена налога на прибыль, который для организаций с каждым годом существенно растет (для тех, кто не перешел на ЕСХН, он до 2006 года составлял 0 %, в 2007/08 – 6 %, 2009/11 – уже 12 %, 2012/14 – целых 18 %, а с 2015 года будет составлять 24 %), может действительно сэкономить средства. А с другой – реальная выгода зависит от финансовой политики, которая проводится в конкретном регионе в аграрной сфере. Например, при отсутствии налоговой льготы на имущество переход на ЕСХН очень выгоден, поскольку в этом случае организация или индивидуальный предприниматель будут платить меньше.
В целом же из положительных моментов можно отметить:
- упрощение бухгалтерского учета предприятия;
- сокращение общего количества налогов;
- возможность добровольного выбора системы налогообложения и свободного перехода на новую систему.
Но, конечно, есть и минус, который касается в основном крупных предприятий, имеющих высокий уровень производства: они теряют сумму возмещаемого бюджетом НДС.
Крестьянское фермерское хозяйство. Письменное заключение по запуску бизнес-проекта
Налогообложение крестьянско-фермерских хозяйств Если создающий КФХ человек хочет значительно снизить налоговую нагрузку на свое хозяйство, то ему надо определиться с выбором специального налогового режима. Принять решение необходимо при регистрации хозяйства или в течение 30 дней после его создания.
Главе крестьянско-фермерского хозяйства предоставляется выбор между: О выбранной системе налогообложение необходимо уведомить ФНС подав заявление о переходе. ОСНО является налоговым режимом с максимальной налоговой нагрузкой. Однако для крестьянско-фермерских хозяйств предусмотрен льготный пятилетний период, в течение которого на основании ст.
Также не подвергаются налогообложению единовременная помощь на бытовое обустройство, гранты на развитие и субсидии региональных бюджетов. Это приводит к выводу, что для КФХ общая система налогообложения оказывается выгодной, если фермерское хозяйство получит освобождение по НДС.
Выбор той или иной системы налогообложения необходимо производить после консультаций с налоговым специалистом и учетом профиля деятельности организовывающегося крестьянско-фермерского хозяйства. Пошаговая инструкция по регистрации КФХ в РФ Для государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства вам необходимо пройти следующие шаги.
Выбираем отделение ФНС Это делается по месту постоянной или временной регистрации. Формируем пакет документов Для регистрации КФХ предусмотрена специальная форма обращения, во многом похожая на заявление о регистрации ИП.
Заявление о регистрации хозяйства подает по форме Р Требования к заполнению этой формы аналогичны требования к заявлению по форме Р В случае личной подачи заявление будущей главы фермерского хозяйства отсутствует необходимость заверки обращения у нотариуса.
Подписывается форма в присутствии налогового инспектора. Следующим документом для регистрации КФХ является копия паспорта. Для проверки сотрудником ИФНС обратившемуся гражданину нужно иметь с собой оригинал. Если копию паспорта подает глава хозяйства, то ее заверка у нотариуса не требуется.
Государственная пошлина за регистрацию КФХ оплачивается по тем же реквизитам и на такую же сумму, что и для регистрации ИП — рублей.
Образец квитанции для заполнения можно попросить в регистрирующем органе или заполнить самостоятельно через сервис ФНС.
Если в будущем КФХ будет несколько человек, то в ФНС необходимо предоставить соглашение между членами крестьянско-фермерского хозяйства. В соглашении должны быть прописаны полномочия главы КФХ, обязанности и права членов, а также порядок распределения доходов.
Сдаем документы Сделать это можно лично в отделение ФНС, почтой с объявленной ценностью и описью вложения и через Интернет. В случае подачи пакета бумаг по доверенности или почтой, заявителю необходимо заверить копию паспорта и форму Р у нотариуса.
В случае подачи пакета документов через доверенное лицо потребуется доверенность. Для подачи онлайн используйте данный сервис. Если поданные бумаги в порядке, то через 5 рабочих дней фермерское хозяйство будет зарегистрировано, о чем будет сообщено.
Окончанием процедуры регистрации является выдача свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя и листа записи ЕГРИП. Получить эти документы можно по почте или лично. Пример бизнес-плана.
Бланки заявлений, уведомлений и документов / БИЗНЕС-РЕГИСТРАТОР
Здесь Вы сможете скачать бесплатно образцы бланков документов для произведения самостоятельных юридических действий
- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р21001). формат xls. Скачать бесплатно …
- Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании. (форма №Р1101)
формат xls. Скачать бесплатно …
- Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. (форма №26.2-1)
формат xls. Скачать бесплатно …
- Уведомление об изменении объекта налогообложения. (форма № 26.2-6, форма КНД1150016)
формат xls. Скачать бесплатно …
- Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. (форма Р26001). формат xls. Скачать бесплатно …
- Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.
(форма №26.2-3, КНД1150002). формат xls. Скачать бесплатно …
- Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения форма № 26.2-2, КНД1150003). формат xls. Скачать бесплатно …
- Заявление о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности. (форма №ЕНВД-1)
формат xls. Скачать бесплатно …
- Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности. (форма №ЕНВД-2)
формат xls. Скачать бесплатно …
- Заявление на получение патента. (форма №26.5-1, форма КНД1150010). формат xls. Скачать бесплатно …
- Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения (форма № 26.5-3, форма КНД1150025). формат pdf. Скачать бесплатно …
- Уведомление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма №26.1-1, КНД1150007). формат pdf. Скачать бесплатно …
- Сообщение об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма № 26.1-2. КНД1150015). формат pdf. Скачать бесплатно …
- Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма № 26.1-3, КНД1150008). формат pdf Скачать бесплатно …
- Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма № 26.1-7, КНД1150027)
Формат pdf. Скачать бесплатно …
- Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. (форма №ТС-1)
формат xls. Скачать бесплатно …
- Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. (форма №ТС-2)
формат pdf. Скачать бесплатно…
- Добавление кодов и внесения изменений в коды ОКВЭД для ИП. (форма Р24001)
Специфика и преимущества возможных режимов налогообложения для КФХ в сравнении
Выбор спецрежима зависит во многом от основных показателей сельскохозяйственной деятельности хозяйства, в первую очередь, от величины прибыли, размеров и объемов производимой продукции. Исходить следует из специфики работы самого хозяйства и того налогообложения, которое ему больше подходит.
Существенная разница между тремя системами видна прежде всего в налоговой нагрузке, сопутствующих ограничениях, что и следует взять на вооружение при принятии решения о применении спецрежимов. Следует заметить при сравнении также тот факт, что состав исчисляемых налогов КФХ и ИП в большинстве своем идентичен.
Спецрежимы | ОСНО | УСН (Прибыль): | УСН (Прибыль-Расход) | ЕСХН |
Основные налоговые платежи и ставки | НДФЛ (13% — для резидентов, 30% — для нерезидентов РФ), НДС (10 либо 18%), имущественный, транспортный и земельный налоги |
Единый налог с прибыли по ставке 6% | Единый налог по ставке 5-15% с разницы прибыль — расход (если затраты превысили прибыль, то 1% от годовой прибыли) | Единый сельскохозяйственный налог по ставке 6%; 0% для Крыма и Севастополя в 2021 году и 4% в последующих годах вплоть до 2021 г.; транспортный и земельный налоги |
Ограничения по применению | — | есть (НК РФ, ст.346.12 и 346.13) |
есть (НК РФ, ст.346.12 и 346.13) |
есть (НК РФ, ст.346.2, п.2 и п.5) |
Ограничения по виду деятельности | — | — | — | есть (НК РФ, ст.346.2, п.2) |
Общий порядок налогообложения предоставляет большой спектр возможностей для развития серьезного бизнеса. Среди очевидных преимуществ выделяется возможность возмещения НДС, учет затрат и ущерба при налоговых расчетах, отсутствие каких-либо ограничений. УСН значительно снижает налоговую нагрузку, что привлечет, скорее всего, новичков в предпринимательстве. Ну а ЕСХН рассчитана специально на работников агропромышленного комплекса с учетом особенностей их работы.
Как перейти на есхн с общего режима
Необходимо подать заявление для перехода в ФНС в течение 30 дней после регистрации. Раньше этот срок составлял 5 дней. Переход в этом случае состоится непосредственно при постановке на налоговый учёт.Как можно увидеть, правила стали даже проще, чем раньше. Хотя и до этого они не отличались особой сложностью. В течение года нельзя отказаться от уплаты ЕСХН. Если предприятие уже перешло на новую систему, то заявление об изменениях можно подавать до 15 февраля текущего года. Однако есть, помимо этого, и принудительный порядок отмены ЕСХН. Её применяют в тех случаях, когда сельскохозяйственный производитель перестаёт быть таковым и занимается уже иной деятельностью. Если предприятие уже не производит сельхозпродукцию, то и уплачивать единый сельхозналог оно уже не может.
Особенности налогообложения для производителей сельхозпродукции
Подробный список признанных сельхозпроизводителей представлен в ст. 346.2 российского кодекса. Налоговая ставка в 6% определена ст. 346.8. Её величина зависит также от прибыли, производимых товаров, количества работников, статуса плательщика. Налоговый период — это календарный год, а отчётный — полугодие. Перевод на ЕСХН освобождает от определённых налоговых обязательств.
Сельхозпроизводитель | От каких налогов освобождается | Исключения |
Действующее законодательство |
Предприниматели | — НДС;
— НДФЛ и на имущество физлиц в предпринимательской деятельности. |
— кроме НДС за ввоз товаров в РФ, исполнение договоров простого и инвестиционного товарищества и доверительного управления имуществом;
— помимо НДФЛ в дивидендах и налогах по ставкам, указанным в ст. 224, п 2 и 5 НК. |
НК РФ, ст.346.1, п. 3, абзац 4. |
Организации | — НДС;
— на прибыль и имущество. |
— кроме НДС за ввоз товаров в РФ, при исполнении договоров простого и инвестиционного товарищества и доверительного управления имуществом;
— помимо налога на прибыль по ставкам, предусмотренным ст. 284, п. 1.6, 3 и 4 НК. |
НК РФ, ст.346.1, п. 3, абзац 1. |
Перейти на этот режим налогообложения для сельхозпроизводителей при соответствии всем критериям можно, подав уведомление по форме № 26.1–1 (ст.346.3, п. 2). В нём указывается обязательно доля прибыли от реализации произведённой сельхозпродукции в суммарном объёме дохода от работ, услуг. Для этого установлены следующие сроки:
- месяц с момента регистрации организации или ИП;
- до 31 декабря — в остальных случаях.
Работающие продолжительное время в этой сфере встать на учёт как плательщики ЕСХН смогут уже только с наступающего календарного года. Если производители сельхозпродукции не известили вовремя налоговые органы о решении перейти на новый режим налогообложения, они не имеют права его применять. Перевестись на систему налогообложения по ЕСХН также не могут:
- производители подакцизных товаров;
- те, кто занимается игорным бизнесом;
- государственные учреждения бюджетного, казённого, автономного типа.
По истечении годового срока аграрии и хозяйственники могут продолжить в наступающем году применять ЕСХН на установленных условиях. Во-первых, если отсутствовали нарушения по п. 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 (о критериях). Во-вторых, если у только что зарегистрированных и перешедших на ЕСХН не было доходов за первый налоговый период.
Каждый сельхозпроизводитель обязан своевременно уведомлять налоговую службу о прекращении своей деятельности в качестве сельхозпроизводителя (при несоответствии установленным кодексом критериям) в течение 15 последующих рабочих дней. Тогда декларация подаётся в следующем же месяце не позже 25 числа, а также проводится перерасчёт за весь календарный год согласно общему налогообложению. Возврат к ОСНО осуществляется также на добровольной основе.
Последние изменения в налоговое законодательство вносились в июне 2016 г. Они касаются статей 346.2 и 346.3. Согласно им право применять ЕСХН будет предоставляться отдельным категориям сельхозпроизводителей. К ним причисляют тех, кто оказывает дополнительные услуги в производстве с/х культур, а также послеуборочном обрабатывании сельхозпродукции (ФЗ № 216 от 23 июня 2016 г.).
Ответы на актуальные вопросы по применению единого сельскохозяйственного налога
Вопрос №1: Является ли сельхозпроизводителем организация, которая перерабатывает закупленное сырьё других хозяйств?
Ответ: Нет, она не признаётся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку не производит сельскохозяйственную продукцию.
Вопрос № 2: Облагаются ли налогом гранты, субсидии, другие виды помощи, выданные крестьянскому хозяйству?
Ответ: Все суммы, полученные главами крестьянских хозяйств из бюджетных средств на создание, обустройство, развитие, налогом не облагаются (ст. 217, п. п. 14.1 и 14.2).
Вопрос № 3: Как наказываются сельхозпроизводители при частичной оплате налогов?
Ответ: Штрафуются согласно ст.122 кодекса. Неполная уплата сбора как результат любого неправильного исчисления при отсутствии признаков правонарушений наказывается в размере 20% от не уплаченной суммы налогового сбора и 40% — если деяния совершены умышленно.
Вопрос № 4: По каким направлениям отчитывается сельскохозяйственная организация на ЕСХН?
Ответ: Переведённая на ЕСХН организация сдаёт декларацию по форме, бухгалтерскую отчётность ежеквартально и за итоговый период года.
Вопрос № 5: Как рассчитываться по налоговым платежам, если в конце года у организации выявлено несоответствие критериям по сумме доли?
Ответ: Необходимо произвести полный перерасчёт за календарный год по принципам общего режима налогообложения (ст. 346.3, п.4), так как организация с этого момента лишается права применять ЕСХН.
Вопрос № 6: Можно ли сельскохозяйственной организации на ЕСХН зарегистрировать своё подразделение в другом российском регионе, оставаясь на прежнем налогообложении?
Ответ: По ст. 346.2, п. 3 кодекса организация не вправе переходить на ЕСХН, если у неё есть филиалы (представительства). Поэтому если зарегистрированное подразделение не имеет признаков филиала (или представительства), то организация может оставаться на ЕСХН и после его регистрации.
Вопрос № 7: Можно ли сельхозпроизводителю повторно перейти на ЕСХН после потери права его использовать?
Ответ: Снова применять единый сельскохозяйственный налог можно лишь спустя год после лишения права на уплату этого налога (с. 346.3, п.7 НК РФ).
Условия перехода на ЕСХН
Переход на уплату ЕСХН предполагает выполнение компанией или предпринимателем определенных условий. Имеют право перейти на единый сельскохозяйственный налог те субъекты предпринимательства, чья доля доходов от реализации товаров, относящихся к категории сельскохозяйственных, составляет не менее 70% в общих поступлениях.
Для потенциальных плательщиков единого сельхозналога, которые ранее числились на общей системе налогообложения, такая доля определяется по итогам предыдущего переходу года. Разумеется, и в дальнейшем, уже непосредственно на ЕСХН, данную пропорцию в поступлениях следует также соблюдать. Это в равной мере относится и к тем организациям и ИП, которые применяют ЕСХН с самого начала своего существования.
В связи с необходимостью блюсти выше означенный процентный лимит доходов важно знать, что именно относится к продукции сельскохозяйственного назначения. Ведь именно этот статус выпускаемых и реализуемых товаров в конечном счете и позволяет применять «сельскохозяйственный» спецрежим.
О том, что именно относится к продукции сельхозназначения, подробно расписывается в пункте 3 статьи 346.2 Налогового кодекса. Это результат деятельности в области растениеводства, сельского и лесного хозяйства и животноводства, в том числе выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Более точные виды продукции в плане ее отнесения к сельскохозяйственной Налоговый кодекс предписывает определять в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Также напомним, что с 2017 года к сельскохозяйственной деятельности относятся услуги, оказываемые компаниями и ИП в данной области – поступления от реализации таких услуг аналогичным образом учитываются при определении 70-процентного лимита доходов.